<<
>>

§ 1. СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В современной философской и социологической литературе сложились устойчивые представления об эффективности системного подхода к исследованию явлений окружающей действительности.

В соответствии с методологией общей теории систем каждое явление — физическое, химическое, биологическое, механическое, социальное — рассматривается как более или менее сложная система. Под системой принято понимать некоторое количество элементов, взаимодействующих между собой и выступающих вовне как нечто целое[157]. Система мо

жет состоять минимум из двух элементов — это ее предел. Максимальное количество элементов не во всех случаях требует полного установления, поскольку отражается известным образом лишь на качественных характеристиках тех или иных систем, но не отрицает их существования вообще. Количественные показатели состава элементов имеют решающее значение, например, в физических системах, где, скажем, количество атомов различных элементов в молекуле определяет ее свойства. В то же время многие социальные системы могут объединять большое количество элементов, и число их может постоянно изменяться, что, однако, не влечет преобразований самих систем. Примером подобного рода системы может служить отрасль права, которая объединяет нормы одной и той же предметной принадлежности.

Поэтому сущность социальной системы определяется не количеством составляющих ее элементов, а особенностями связей между ними. Ф. Энгельс указывал: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает»[158].

Таким образом, простая констатация наличия некоторого количества элементов еще не дает понятия системы.

Система начинается тогда, когда она объединяет элементы, которые так взаимодействуют между собой, что сообщают системе объективно необходимое ей свойство целостности, в противном случае объект выступает в виде неорганизованной совокупности.

Одно из свойств системы JI. Б. Гальперин и П. Н. Лебедев видят в определенной степени организации ее элементов, «когда составляющие

мика», 1966, стр. 11-12). Признание этими авторами того, что объект и система знаний о нем не тождественны, еще не дает достаточных оснований для отрицания существования реального объекта как системы. По-видимому, речь должна идти о двух категориях систем — об объектах как реально существующих системах и о наших знаниях об этих объектах, также представляющих систему. «Из того факта, — отмечает В. И. Свидерский, — что в самом общем виде структура рассматривается как система отношений объективно существующих элементов, следует, что сама структура объективна, что она — не порождение сознания человека, но отражение характера соотношения реальных элементов. Любое явление действительности подтверждает это положение» («О диалектике элементов и структуры», Соцэкгиз, 1962, стр. 18). Энгельс Ф. Анти-Дюринг, М., 1957, стр. 20.

систему элементы получают или обнаруживают такие качества, которые они не имели индивидуально»[159].

По мнению некоторых авторов, взаимодействие между элементами системы должно также отвечать требованию совместимости элементов[160].

Неотъемлемым качеством системы является ее относительность, состоящая в том, что данная система может рассматриваться как элемент другой, более широкой системы — системы более высокого порядка. Элементы же исходной системы, в свою очередь, могут восприниматься как элементы системы более низкого порядка[161].

Таковы наиболее существенные свойства всех систем, в том числе и социальных. В равной мере они присущи системе советского социалистического права, которое объединяет отрасли, т. е. элементы одной и той же степени организации, определенным образом взаимодействующие между собой.

Чтобы полнее раскрыть особенности и структуру системы советского социалистического права, взаимосвязь между ее элементами, необходимо хотя бы кратко рассмотреть ряд вопросов, относящихся непосредственно к характеристике социальных систем. Это вопросы о единстве и дифференциации элементов социальной системы, о классификации социальных систем, о структуре социальной системы как объединении систем высшего и низшего порядка и, наконец, о развитии социальной системы.

Каждая социальная система объединяет определенное число элементов, которые связаны известной общностью.

Эта общность может состоять, например, в единстве классовой сущности элементов данной системы. Она может выражаться в едином родовом понятии, скажем, система права может состоять не иначе как из юридических элементов. Словом, общность элементов может быть различной.

Однако, как нам представляется, существующая общность не только не отрицает, но, напротив, предполагает обязательную дифференциацию элементов данной системы. Социальная система не может состоять из комплекса абсолютно тождественных элементов. Она может существовать лишь объединяя различные по своему конкретному назначению элементы. Смысл системы в том и состоит, что, устанавливая взаимодействие между нетождественными элементами, она обеспечивает реализацию самых различных свойств, заложенных в этих элементах, в результате чего достигается воздействие на все стороны функционирования системы.

Следовательно, к числу признаков социальной системы необходимо отнести общность и вместе с тем нетождественность ее элементов.

Социалистическое общество как социальная система высшего порядка предполагает существование в нем самом различных социальных систем более низшего порядка, имеющих общую с ним сущность. Все социальные системы в социалистическом обществе можно классифицировать по различным признакам, например, по конкретному назначению, целям и задачам, по масштабам и т. д. Нас в данном случае икге- ресует другой критерий, а именно: классификация социальных систем с точки зрения их поступательного развития и совершенствования.

Анализ процесса развития социальных систем предполагает рассмотрение двух вопросов, тесно связанных между собой: 1) о действии соответствующей системы во времени и 2) о динамичности системы, т. е. о темпах и характере изменений, происходящих в ней.

По действию во времени все социальные системы нашего общества правомерно разделить на две группы — стационарные и нестационарные. Стационарные системы составляют основную разновидность социальных систем, поскольку общество, несомненно, нуждается в существовании достаточно стабильных социальных институтов. Сказанное справедливо прежде всего для всей системы социалистического общества в целом, а также для его важнейших элементов— классовой структуры, политической системы, экономической системы, системы социалистической демократии, системы социалистического права и т. д.

Разумеется, названные и иные системы социалистического общества претерпевают изменения, связанные с их естественным совершенствованием в процессе развития нашего общества. Но эти изменения не колеблют стабильности самих систем.

Для систем данной группы характерно то, что они, возникнув вместе с социалистическим обществом и развиваясь вместе с ним, сопутствуют ему в течение всего периода его существования, примером чего может служить система социалистической демократии.

К числу стационарных систем социалистического общества относится и система советского права. Возникнув с рождением нового общества, она будет существовать до тех пор, пока социалистическое общество не перерастет в коммунистическое. Это огромное социальное преобразование превратит право в систему норм иного свойства, присущую уже коммунистическому обществу.

Нестационарные системы существуют лишь определенное время; они сменяют друг друга в процессе развития общества. К подобного рода системам могут быть отнесены системы различных органов отраслевого управления.

Для выявления свойств социальной системы важное значение имеет вопрос о ее динамичности.

Под динамичностью следует понимать количество и характер изменений связей между элементами социальной системы за определенное время. Данный критерий лежит в основе деления социальных систем нашего общества на динамические и статические.

К динамической системе мы относим такую разновидность социальной системы, в которой за наименьшую единицу времени происходят наибольшие преобразования и изменения. При этом следует учитывать, что во многих случаях преобразования, происходящие в системе, не колеблют ее стабильности, а проявляются главным образом в изменении взаимодействия между ее элементами, придавая высокую степень эффективности всей системе в целом.

Динамическую систему отличает прежде всего наличие ясно выраженной обратной связи, что в комплексе с прямой связью делает весьма активными взаимоотношения между элементами данной системы. Наиболее характерным примером динамической системы может служить система управления[162].

Системы статические в отличие от динамических систем не подвержены быстрым изменениям, хотя это вовсе не означает, что данная разновидность системы представляет собой нечто застывшее. Статическая система также претерпевает изменения, поскольку она, как и любая иная социальная система нашего общества, имеет тенденцию к совершенствованию[163].

В статической системе обратная связь между ее элементами не выражена достаточно ясно и определенно, ибо сама «материя» статической системы предполагает такие взаимодействия ее элементов, для которых вовсе не обязательно определяющее положение одних элементов по отношению к другим. Элементы статической системы, по общему правилу, оказывают равное воздействие друг на друга. Во всяком случае изменения в одном элементе могут порождать прямые изменения в другом, и совсем не обязательно, чтобы изменения второго элемента тотчас бы отразились на их источнике, т. е. первом элементе.

Интенсивность происходящих в социальной системе изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, от назначения системы.

Этим, прежде всего, определяется степень ее динамичности. Во-вторых, динамичность зависит от того порядка (высшего или низшего), которого достигла организация данной системы среди других систем. Общая закономерность изменчивости систем с точки зрения интенсивности и быстроты процессов, в них протекающих, по-видимому, может быть выражена следующим образом (имея в виду эволюционный процесс развития): чем выше порядок данной системы, т. е. чем более обширной она является, и чем больше эта система объединяет систем нисходящего порядка, тем медленнее протекают в ней процессы ее эволюционного развития.

Нет никакого сомнения в том, что социальные системы нашего общества находятся в постоянном развитии. Не составляет исключения и система советского права, развитие и совершенствование которой обусловлено объективными потребностями регулирования отношений непрерывно развивающегося социалистического общества. Но нас интересует другой вопрос, а именно: как развивается та или иная система, каковы те факторы, которые вызывают изменения, приводящие в конечном счете в движение вар систему.

Особенности развития социальной системы зависят не только от характера и назначения этой системы, но в значительной степени и от ее структуры, от того, сколько и каких систем объединяет эта система в качестве своих элементов. Иначе говоря, особенности развития системы во многом зависят от ее сложности.

элемента. Следовательно, все дело в различии двух типов устойчивости в процессах...» (указ. работа, стр. 14).

В теории систем отсутствует единая оценка понятия сложности системы[164]. С нашей точки зрения, понятие сложности известным образом связано с числом элементов, составляющих систему. Но количественный фактор в социальных системах, как уже отмечалось, не играет определяющей роли, ибо сложность — понятие структурное. Поэтому решающее значение имеет не то, сколько элементов в системе, а то, сколько и каких систем нисходящего порядка они в конечном счете образуют и каковы связи между этими элементами.

Система советского социалистического права с полным основанием должна быть отнесена к сложным социальным системам. И сложность этой системы определяется не количеством ее элементов — отраслей (их сравнительно немного), а тем, что каждая отрасль, в свою очередь, выступает как система второго порядка, объединяя правовые институты — системы третьего порядка и т. д.

Для социальных систем советского социалистического общества, как и в целом для него самого, характерен эволюционный путь развития. Сущность этого процесса состоит в постепенном накоплении изменений в системах низшего порядка, затем в распространении их на системы высшего порядка. Следовательно, процесс идет от простого к более сложному, снизу вверх. Эволюционный процесс накопления изменений приводит к тому, что, во-первых, возникает определенная пропорциональная зависимость между количеством изменений в системах различного порядка. Обычно системы низшего порядка характеризуются большим количеством и интенсивностью происходящих в них изменений. Во-вторых, постепенное распространение изменений по восходящей линии связано со значительной разницей во времени, причем оно тем больше, чем выше порядок системы, которой достигли изменения. Таким образом, от изменений в системе низшего порядка до обусловленных ими (соответственно характеру связей) изменений в системах высшего порядка проходит известный, подчас значительный, период времени. Например, между возникновением группы правовых норм и образованием из них отрасли, если к тому же возникла такая необходимость, обусловленная устойчивым поступательным развитием данной группы общественных отношений,— дистанция весьма значительная.

Эволюционный процесс развития системы советского социалистического права осуществляется вслед за развитием соответствующих групп общественных отношений, посредством дифференциации и интеграции правовых норм. Удельный вес того или иного способа эволюции и определяется характером развития данного вида общественных отношений, социальными потребностями Советского государства.

Другой путь развития и изменения социальных систем — революционный. В отличие от эволюционного пути он характеризуется не постепенным накоплением изменений в системах нижестоящего порядка, а одновременным преобразованием всей системы в целом. Все сказанное позволяет сделать ряд выводов. В советском социалистическом обществе, которое са$ю по себе является системой высшего порядка, реально существуют различные социальные системы, среди которых немаловажную роль играет система советского права. Эти реально существующие и функционирующие системы необходимо отличать от системы наших знаний о них. Система советского социалистического права представляет собой некоторое число в определенной степени организованных элементов — отраслей права, взаимно связанных между собой и выступающих вовне как нечто целое. Элементы системы советского права, имея единую классовую и юридическую природу, отличаются друг от друга по своему конкретному назначению. Система советского социалистического права имеет сложную структуру, включая в себя ряд систем нижестоящего порядка — отрасль права, правовой институт и т. д. Обслуживая интересы непрерывно развивающегося социалистического общества посредством регулирования отношений между людьми, система права не может оставаться застывшей, раз и навсегда данной. Она непрерывно развивается вместе с социалистическим обществом и иными его социальными системами. Развитие системы права — сложный эволюционный процесс, отражающий ее структурное построение. 

<< | >>
Источник: В. Д. Сорокин. Избранные труды. 2005

Еще по теме § 1. СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

  1. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ПРИРОДА СИОНИЗМА
  2. Библейский момент философии права
  3. Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
  4. § 1. СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  5. § 1. ПРЕДМЕТ СОВЕТСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  6. § 2. СИСТЕМА СОВЕТСКОГО АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  7. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
  8. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
  9. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В СОВЕТСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДА, НА КОТОРУЮ ВОЗДЕЙСТВУЕТ СОЦИАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
  11. § 1. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  12. § 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СРЕДА КАК ЕДИНЫЙ ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
  13. § 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Формирование постсоветского институ- циионализма[111]
  15. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  16. 4.1. Формирование системы этнокультурного образования