<<
>>

§ 3. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Существование двух объективных показателей отрасли права — наличия предмета регулирования и определенной системы норм, — с нашей точки зрения, еще не всегда можно признать достаточным для того, чтобы данную группу норм можно было бы рассматривать в качестве отрасли советского социалистического права.

Третьим показателем является способность этой группы норм взаимодействовать не только с нормами одноименной материальной отрасли права, но и с материальными нормами других отраслей права.

Не подлежит сомнению, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно связаны с материальными административноправовыми нормами. Однако сам по себе этот бесспорный факт еще не в состоянии дать полную картину истинного положения дел, ибо, как известно, и некоторые другие материальные отрасли имеют в своем составе известное число процессуальных норм. Обслуживая лишь нужды своей материальной отрасли, эти процессуальные нормы не могут претендовать на статут отрасли права. Отрасль начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет и определенную степень организации своей системы, выходит за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей, т. е. устанавливает связи с иными отраслями советского права. Этот факт говорит о том, что данная группа норм, взаимодействуя с иными отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, такую социальную значимость, что стала способной выступать в качестве элемента системы права в целом, аналогичного остальным элементам, с которыми она взаимодействует, т. е. отрасли. Конечно, характер связей административно-процессуального права с иными материальными отраслями социалистического права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. Но факт налицо: административно-процессуальное право обслуживает подавляющее большинство общепризнанных у нас материальных отраслей советского права.

Имея в виду сложный, многосторонний характер связей между отраслями, мы ограничиваем свою задачу, во-первых, рассмотрением лишь тех взаимодействий, которые существуют между административно-процессуальным правом, с одной стороны, и материальными отраслями— с другой. Во-вторых, здесь не анализируются связи, существующие между процессуальными отраслями, ибо, с нашей точки зрения, они не имеют решающего значения для утверждения административно-процессуального права в качестве самостоятельной отрасли. Прежде всего административно-процессуальное право определенным образом связано с государственным правом. В юридической литературе общепризнанным является тот факт, что государственное право занимает ведущее положение в системе социалистического права, так как оно не только регулирует соответствующую группу общественных отношений, но и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей социалистического права. Не составляет исключения и административно-процессуальное право, важнейшие положения которого находят свое закрепление в нормах Советской Конституции, например, в нормах, регламентирующих основные стороны деятельности органов советского государственного управления как субъектов административнопроцессуального права.

Ведущее положение государственного права в системе советского социалистического права исключает возможность реализации его материальных норм процессуальными нормами других отраслей права, в том числе административно-процессуальными нормами. Мы полагаем,

что потребности реализации материальных государственно-правовых норм полностью обеспечиваются процессуальными нормами советского государственного права, ибо эти нормы, как отмечают А. И. Ким и В. С. Основин, «имеются в каждом институте советского государственного права»[213]. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации определенной части отношений, регулируемых материальными нормами гражданского права. Вполне естественно, что при наличии специфической для этой отрасли материального права гражданско- процессуальной формы реализации большинства ее отношений административно-процессуальные нормы взаимодействуют сравнительно с небольшой частью гражданско-правовых норм.

Так, ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик указывает, что в случаях, особо предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке[214].

Такие случаи предусмотрены, например, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г[215]. Так, ст. 41 этого Положения устанавливает, что если автор не согласен с мотивировкой отказа в выдаче авторского свидетельства или с формулой изобретения, то он может в месячный срок со дня вручения решения или копии противопоставленных патентных материалов подать в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР мотивированное возражение, которое должно быть рассмотрено в месячный срок. Решение по этим вопросам, принятое Председателем Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР или его заместителем, является окончательным. В соответствии со ст. 45 Положения споры по вопросу новизны изобретения, на которое выдано свидетельство, окончательно разрешаются Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.

В административном порядке реализуется ряд отношений в области жилищного права. Это вопросы, связанные с осуществлением административного порядка выселения граждан. Статья 63 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривает, что административное выселение касается лиц, самоуправно занявших жилое помещение, а также выселения нанимателей из домов, грозящих обвалом. Законодательством союзных республик может быть установлен административный порядок выселения из служебных помещений, общежитий и гостиниц[216]. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации определенных отношений, возникающих в сфере действия норм материального трудового права. Так, административно-процессуальные нормы регулируют порядок установления должностей советских государственных служащих, порядок их замещения, правила оформления на работу и другие вопросы, в том числе правила применения мер поощрения, мер дисциплинарной и административной ответственности[217].

Административно-процессуальные нормы обеспечивают реализацию некоторых сторон отношений между администрацией предприятия и органами профсоюзов по вопросам организации планирования, производства, социалистического соревнования, назначения руководящих хозяйственных кадров предприятия и т. д.[218] «Нормы права, — отмечает Г. И. Петров, — регулирующие деятельность профсоюзов по привлечению рабочих и служащих к управлению производством, по организации общественного контроля за работой торговых и коммунальных предприятий, городского транспорта и т. д., составляют часть административного права»[219]. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации общественных отношений, складывающихся в сфере действия финансового права. Следует отметить, что более или менее четкое определение взаимодействия между этими отраслями связано со значительными трудностями, вызванными, на наш взгляд, слабой разработанностью вопросов о месте финансового права. С одной стороны, оно рассматривается как вполне самостоятельная отрасль, а с другой — подчеркивается его обусловленность нормами советского государственного и административного права. Поэтому общее принципиальное решение вопроса о связи административно-процессуального права и финансового права представляется в следующем виде: административнопроцессуальное право действует в тех же пределах, что и материальное административное право. В сфере действия советского финансового права административно-процессуальные нормы регулируют, например, процедурные вопросы деятельности органов государственного управления по руководству финансами и кредитом в центре и на местах. Административно-процессуальные нормы используются для реализации определенных общественных отношений, складывающихся в сфере действия материального колхозного права. Эти отношения главным образом связаны с осуществлением государственного руководства колхозами со стороны исполнительно-распорядительных органов государственной власти — Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, а также министерств сельского хозяйства и других центральных органов управления, исполкомов местных Советов, их областных и районных звеньев управления сельским хозяйством.

Административно-процессуальные нормы регулируют отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного ветеринарного надзора, представители которого имеют право давать обязательные для колхозов, иных предприятий и учреждений предложения по вопросам ветеринарии[220]. При анализе взаимодействий административно-процессуального права с советским земельным правом прежде всего обращает на себя внимание известная аналогия взаимоотношений административнопроцессуального и финансового права. Здесь административнопроцессуальные нормы таюке направлены на регулирование деятельности управомоченных государственных органов, в том числе и органов государственного управления.

Г. А. Аксененок пишет: «Связь земельных правоотношений с административными правоотношениями выражается в том, что все отношения, связанные с распоряжением и управлением земельным фондом в СССР, носят административно-правовой характер»[221]. Следовательно, если материальное административное право регулирует содержание управленческой деятельности исполнительно-распорядительных органов, связанной с земельным фондом, то административно-процессуальное право регулирует сам порядок управления земельным фондом, процедуру управленческой деятельности компетентных органов, а также отношения, которые возникают в процессе этой деятельности. К числу таких отношений могут быть отнесены отношения, возникающие между колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу земельных споров. В соответствии со ст. 49 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик эти споры разрешаются компетентными органами государственного управления . Административно-процессуальные нормы регулируют ряд отношений, возникающих в сфере действия семейного права. Речь идет об отношениях, которые связаны с осуществлением компетентными исполнительно-распорядительными органами управленческих полномочий в названной сфере. Нормы административно-процессуального права регулируют деятельность, например, исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся по разрешению вопросов об усыновлении, опеке и попечительстве и др82.

Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с материальными отраслями, входящими в систему советского социалистического права.

Все сказанное приводит нас к выводу о том, что:

а)              объективно существующая в советском праве группа норм, именуемая административно-процессуальными нормами, имеет свой предмет регулирования — определенную группу отношений, отличающихся заметным качественным своеобразием;

б)              данная группа административно-процессуальных норм вполне может быть представлена в виде системы, включающей в себя Общую и Особенную части, в свою очередь состоящие из соответствующих процессуальных институтов. Эта система административно-процессуальных норм формируется под влиянием регулируемой ими системы общественных отношений, служит ее отражением и имеет немалую социальную значимость;

в)              имея свой предмет и соответствующую ему систему организации, данная группа правовых норм приобретает фактическую возможность взаимодействовать не только с одноименной материальной отраслью, но и практически (за небольшим исключением) с подавляющим большинством материальных отраслей советского социалистического права с целью обеспечивать реализацию соответствующих отношений, складывающихся в сфере действия этих материальных отраслей.

в2 «Ведомости Верховного Совета СССР» 1968 г. № 51, ст. 485.

Статья 24 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и ье («Ведомости Верховного Совета СССР» 1968 г. № 27, ст. 241).

Такое назначение административно-процессуальных норм, фактическое обслуживание ими других материальных отраслей говорит о том, что данная группа правовых норм обладает всеми тремя названными ранее признаками отрасли в совокупности и, следовательно, должна рассматриваться как самостоятельная отрасль советского социалистического права с вытекающими отсюда научными и практическими последствиями.

Итак, по нашему мнению, советское административно-процессуальное право следует рассматривать как отрасль социалистического права, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере советского государственного управления исполнительно-распорядительными органами государственной власти и некоторыми другими компетентными субъектами.              "              *

<< | >>
Источник: В. Д. Сорокин. Избранные труды. 2005

Еще по теме § 3. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ СОВЕТСКОГО ПРАВА:

  1. 14.3. Публичное и частное право
  2. §1.0 ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  3. § 2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
  4. § 1. ПОНЯТИЕ СОВЕТСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
  5. § 3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ОТ ПРОЦЕССОВ ГРАЖДАНСКОГО И УГОЛОВНОГО
  6. §1.0 СООТНОШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ В СОВЕТСКОМ ПРАВЕ
  7. § 2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ
  8. § 3. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НОРМЫ
  9. § 5. ПРАВОВОЙ МЕТОД И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
  10. § 1. ПРЕДМЕТ СОВЕТСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА