<<
>>

Археология в Древнем Египте

  У всех народов планеты с древнейших времен весьма отчетливо прослеживается постоянное стремление проникнуть в некое "древнее знание", оставшееся от тех или иных древних богов, приобщиться к мудрости и овладеть технологиями этих богов.
То же самое было и в Древнем Египте.

И если с эпохи правления богов в Египте остались величественные сооружения, сосредоточившие в себе то самое знание, мудрость и технологии, то почему древним египтянам и не попытаться проникнуть в них?.. Какой бы строжайший религиозный запрет не висел над этим, за многие тысячелетия существования древних артефактов неизбежно должны были найтись люди, решившие преступить этот запрет. И уж куда как проще это было сделать именно фараону, который считался прямым потомком тех самых богов, да и сам был живым воплощением бога на земле в глазах древних египтян.

Очень похоже, что именно Джосер - основатель III династии - не только возвел свою Ступенчатую пирамиду над более древним сооружением, но и собрал коллекцию чаш, сделанных в период цивилизации древних богов Египта, став таким образом первым фараоном, начавшим полномасштабное археологическое исслелование и практическое использование древнего наследия.

Однако, судя по многочисленным признакам и даже по древним текстам, максимальный размах "поиск знания богов" принял в период IV династии и достиг под руководством фараонов государственных масштабов. И зачинателем был Снофру - основатель IV династии.

Если мы примем в качестве рабочей версию, что подчиненные Снофру производили в Красной пирамиде археологические изыскания в рамках "поиска знаний богов", то надписи на блоках ее облицовки получают совершенно иное объяснение. Как уже говорилось ранее, эти надписи могли наноситься не до установки блоков на пирамиду, а в процессе их демонтажа с пирамиды.

И тогда надписи могут означать даже не дату демонтажа, а, скажем, условные обозначения первоначального местоположения блока: такой-то ряд, такое-то место в ряду...

Неоднозначность перевода иероглифов позволяет выдвинуть такое предположение... Ведь вполне может быть, что Снофру и не собирался просто варварски разбирать Красную пирамиду, а планировал восстановить после окончания археологических работ ее первоначальный вид (что было бы чрезвычайно затруднительно без подобной пометки блоков)...

Но если, не имея возможности проверить перевод надписей на облицовке, здесь мы так и остаемся в области предположений, то внутри Красной пирамиды имеем явные следы раскопок.


(1- нисходящий коридор; 2- место "ямы грабителей"; 3, 5, 7 -горизонтальный

коридор;

4 - первая камера; 6 - вторая камера; 8 - третья камера с ямой)

Скажем, в самом дальнем от входа помещении вырыта громадная яма, превышающая рост человека и имеющая поперечный размер почти со все помещение. Никакие "грабители пирамид" не могли бы ее сделать.

Во-первых, для выемки такого количества блоков, какое нужно для образования ямы подобных размеров, необходимо очень немало времени, которого грабителям бы просто не предоставили ни смотрители за пирамидами, никто другой.

А во-вторых, такое количество вынутого материала должно было где-то размещаться. Между тем никаких упоминаний о каком-либо захламлении внутренних помещений не упоминается ни в одном из известных отчетов об исследовании Красной пирамиды. Вывод только один: вынутый из ямы материал выносился за (!) пределы пирамиды!

Помимо дополнительных затрат времени и сил от "грабителей" это потребовало бы и весьма изощренной конспирации, ведь вываленный из пирамиды известняк образовал бы

весьма заметную кучу. Представить себе, что "грабители" еще и куда-то оттаскивают такое количество обломков, стремясь не попасться, - полный абсурд!..

Все это гораздо больше напоминает не "разграбление святыни", а вполне открытые археологические изыскания с благословения властей и жречества.

Любопытно, что некоторые особенности повреждений кладки внутри Красной пирамиды позволяют достаточно детально реконструировать процесс этих археологических работ.

Дело в том, что проходы в Красной пирамиде весьма узкие и невысокие. Скажем, первоначальная высота прохода из самого дальнего помещения в среднее была всего 1,05 метра при такой же ширине и длине 7,37 метра. Не очень удобно для выноса такого количества блоков, какое ранее заполняло яму в дальнем помещении. Поэтому древние археологи удалили нижние блоки прохода, увеличив его высоту на 83 сантиметра, - следы этого вполне прослеживаются сейчас на стенках прохода. Теперь здесь вполне мог помещаться человек в полный рост и перетаскивать вынутые из ямы блоки и их обломки.

Выход из прохода находится на внушительной - почти десять метров - высоте над уровнем среднего помещения. Ясно, что проще всего было просто сбрасывать блоки вниз. Падая с подобной высоты, крупные куски и целые блоки неизбежно должны были повредить пол в месте падения, что мы и наблюдаем ныне в среднем помещении прямо под лестницей, ведущей ко входу в дальнюю камеру.

Пол в двух других помещениях и соединяющем их проходе находятся на одном уровне. Здесь углублять проход не было никакой необходимости, а рубить перекрытия - чревато обрушением. Поэтому, скорее всего, рабочие в одном помещении загружали обломки в мешки или другие емкости, а рабочие в другом помещении просто вытягивали эти емкости за привязанные к ним веревки.

Данный способ выноса "мусора" через низкие проходы, судя по всему, использовался и далее. Была только проблема в одном месте - месте соединения горизонтального и наклонного участка коридоров. Тянуть за веревку емкости сразу через два участка, образующих ломаную линию, было уже сложнее. Поэтому было найдено очень простое решение: в месте соединения нисходящего и горизонтального проходов была пробита яма в полу.

Теперь здесь вполне мог помещаться в полный рост человек, который вытягивал емкости с "мусором" из помещения внутри пирамиды, переносил их через яму и передавал эстафету тем, кто, стоя уже у входа в пирамиду, вытаскивал емкости по нисходящему коридору наружу.

Эта загадочная яма в месте соединения нисходящего коридора и горизонтального прохода, получившая у египтологов даже специальное название "ямы грабителя", составляла для них неразрешимую загадку. Некоторые исследователи считали, что ее создавали уже строители пирамид, и видели в ней даже некий культово-мистический смысл... Теперь же она получает вполне прозаическое объяснение...

Конечно, такой способ археологических изысканий - достаточно варварски разрушителен. Но ведь еще совсем недавно археологи действовали точно также. Так что же нам требовать от древних египтян, стремившихся к "знаниям богов"?..

Версия археологических изысканий Снофру в Красной пирамиде находит косвенное подтверждение и рядом с пирамидой.

В 250 метрах к западу от Красной пирамиды обнаружены остатки дома для рабочих с характерным для IV династии инвентарем. Керамика IV династии, каменные молотки, точильные камни, медные инструменты... Одних только каменных инструментов здесь было найдено более 60 кг... Но само помещение имело размеры лишь 30x40 метров. Для размещения массы строителей этого явно мало. Гораздо лучше оно подхолит для бригады археологов. Как, впрочем, и перечень инструментов...

Правда, следы несколько более крупного - 80x160 метров - рабочего поселка найдены в 300 метрах к югу от Красной пирамиды. Но и его явно очень мало для размещения десятков тысяч человек, которых надо было бы задействовать для строительства Красной пирамиды силами древних египтян...

Нашел ли что-нибудь Снофру в Красной пирамиде?..

Никакого точного ответа на этот вопрос сейчас дать нельзя. Можно привести лишь несколько догадок и соображений.

Скажем, вряд ли Красная пирамида была совсем пустая. Хоть что-то типа того же "саркофага"-короба в ней, по идее, должно было быть.

Ныне от него нет никаких следов. Можно ли было вытащить через узкие и неудобные коридоры "коробочку" - зависит от ее возможных размеров. Если она была относительно небольшая (например, как тот же "саркофаг" в Великой пирамиде), то можно. Пусть и пришлось бы повозиться, но принципиально задача решаема.

Единственное действительно неудобное место - изгиб коридора в конце спуска. Но проделанная "яма грабителей" могла помочь преодолеть это место и небольшой гранитной или базальтовой "коробочке". Даже преодоление перепада высот между 2-й и 3-й камерами не было столь уж непосильной задачей. Кстати, неподалеку от лестницы, которая ныне поднимается ко входу в коридор, ведущий в 3-ю камеру, в стенах 2-й камеры видны пробитые некогда дыры, которые, судя по всему, служили местами крепления деревянных балок. Эти балки и можно было использовать для медленного и аккуратного спуска "коробочки".

Если бы "саркофаг" был больших размеров и не мог бы проходить через узкие коридоры, то пришлось бы предположить, что древние "археологи" разбивали его на части. Теоретически, могло быть и такое. Но как показывают все другие "коробочки", древние египтяне времен фараонов этим вовсе не увлекались. Пожалуй, наоборот, они стремились сохранить "саркофаги" более-менее в целости для дальнейшего использования...

Наводит на некоторые размышления и большой размер ямы в дальней, 3-й камере. Что побуждало фараона ломиться сквозь толщу кладки почти на четырех метровую глубину?.. Досада от того, что ничего не удалось найти и стремление найти все-таки хоть что-то?.. Или наоборот: какие-то находки распалили его азарт?..

Есть некоторые признаки того, что археологические работы проводились Снофру и в Ломаной пирамиде. Помимо того, что там начертано его имя (типа "Киса и Ося были тут"), на эту же версию наводят и некоторые странности внутренней структуры пирамиды.

Рис.

177. Внутренняя структура Ломаной пирамиды

Два входа - северный и западный - ведут в достаточно обособленные комплексы

внутренних помещений. Эти помещения имеют довольно строгую геометрию. А между этими комплексами - неровный извилистый корилор. Учитывая эту странную и достаточно несуразную геометрию соединительного коридора, а также его фотографии (доступные в Интернете), по которым видно, что он не сложен из блоков, а просто прорублен в толще пирамиды, Дмитрий Павлов выдвинул версию, что проход мог быть сделан уже при фараонах - значительно позже времени создания пирамиды.

* * *

Определенную пищу для размышлений дает и Медумская пирамида, причастность к которой Снофру также отмечают египтологи. Напомню: по одной официальной версии, строил пирамиду его предшественник, а Снофру пытался переделать ее, придав ей правильную форму; по другой (тоже официальной версии) - всю пирамиду строил сам Снофру.

То, что Снофру мог попытаться переделать ступенчатую форму древнего ядра в правильную пирамиду, представляется вполне логичным. У него были перед глазами примеры таких сооружений на плато Гиза и в Дашуре (Красная пирамида), и он вполне мог решить, что нет смысла идти по пути Джосера, создавшего Ступенчатую пирамиду в Саккаре, а добиваться сразу правильной формы.

Даже среди египтологов есть те, кто считает, что достраивавшаяся фараоном часть рухнула уже в процессе строительства, а не существенно позже. И это вполне обоснованно, так как Снофру не владел теми строительными технологиями, которые использовали представители древней працивилизации. Скажем, в осыпавшихся слоях, лежащих ныне грудой вокруг пирамиды, довольно много глины и простой щебенки. Снофру просто бутил строительным мусором внутреннюю часть достраиваемых им слоев. В то время как в кладке внутреннего ядра, видимой ныне в дырах, преобладают большие каменные блоки, и раствора крайне мало. Это - принципиально иной метод строительства.

Кстати, если обрушение произошло уже по ходу строительства, то именно Снофру был тем, кто мог пробить дырки в стенах внутреннего древнего ядра. Например, для того, чтобы попытаться понять, в чем была его ошибка... Или просто воспользоваться случаем, раз уж рухнувшие слои восстанавливать не было смысла, а они предоставляли попутно возможность доступа к верхним уровням древнего ядра...

Те же бревна внутри Медумской пирамиды, которые явно появились там много позже времени ее создания (см. ранее), могли быть поставлены во время археологических работ Снофру. И хоть я отношусь крайне скептически к радиоуглеродному датированию, все-таки оно указывает на возраст бревен как раз его периода правления...

Рис. 178. Бревно в своде верхней камеры Меду мской пирамиды

При этом бревно, установленное под потолком сводчатой камеры, явно использовалось не столько в качестве опоры какой-то лестницы, сколько для такелажных работ. Египтологи считают, что с помощью это бревна устанавливался ныне отсутствующий здесь "саркофаг". Но затаскивать сюда даже небольшую "коробочку" по коридорам через нижние камеры - работа неимоверно сложная. Если не сказать - невыполнимая, ведь в конце пути надо было преодолеть еще и очень узкую вертикальную шахту. Скорее всего, бревно использовалось не для установки " саркофага" (если он там был), а для его демонтажа с "родного" места...

Снофру мог и очистить от отложения солей стены и потолок коридоров и камер пирамиды, так что они значительно изменили свой внешний вид. По крайней мере мне кажется, что без вмешательства человеческих рук здесь не обошлось, и сугубо природными процессами сводчатую форму коридора все-таки не объяснить...

Мог Снофру и счищать вовсе не соль, а какие-то надписи...

Но мы здесь начнем уходить в область сплошных догадок...

Дмитрий Павлов, как я уже упоминал, выдвинул версию, что Снофру пристраивал и внешнюю, лучше сохранившуюся часть коридора. Б частности, в месте стыка ровной и поврежденной частей коридора вроде бы заметно даже небольшое изменение угла наклона коридора.

Но у меня все-таки очень серьезные сомнения в том, что Снофру мог обеспечить наблюдаемое и ныне качество обработки больших блоков, составляющих внешнюю часть коридора. Как и их монтаж... Да и изменение угла наклона коридора при столь поврежденной поверхности его потолка в нижней части может вполне оказаться обычной оптической иллюзие й...

Как бы то ни было, следов того, что Снофру проводил полномасштабные археологические работы сразу на трех пирамидах, довольно много. Размах этих работ подразумевает, что проводиться они могли только с его согласия и по его личному распоряжению. Особенно если учесть, что это были "священные" сооружения, ранее

принадлежавшие богам...

Преемники Снофру на протяжении, пожалуй, всего периода Древнего Царства искали "тайные знания" легендарных богов. Ведь вряд ли кто-то будет заниматься вторичным использованием и переделкой древних строений и не посмотрит, что у них там находится внутри, - может, что полезное... Впрочем, об этом есть и прямые указания в древнеегипетских источниках.

Записанная на Весткарском Папирусе легенда повествует о том, как "однажды, когда царь Хуфу правил всей землей", он призвал трех своих сыновей и просил их рассказать ему предания о "деяниях чародеев", начиная с незапамятных времен. Третий сын Хор-Де-Деф ответил, что знает человека по имени Деди, которому известно, как приставить на место отрубленную голову, как приручить льва, и который также знает "числа Пдут комнат Тота". Услышав это, Хуфу очень заинтересовался, потому что он давно уже пытался узнать "секрет комнат Тота". И он приказал разыскать мудреца Деди и доставить его во дворец с острова у южной оконечности Синайского полуострова, где тот жил. Когда Деди предстал перед фараоном, Хуфу сначала испытал его волшебную силу... Затем Хуфу спросил: "Правду ли говорят, что ты знаешь числа Пдут для Ипут Тота?" И Деди ответил: "Я не знаю чисел, о царь, но я знаю место, где находятся Пдут" (слово "Ипут" означает "секретные комнаты исконного святилища", а "Пдут" - "чертежи, схемы с числами").

Отвечая Хуфу, мудрец (которому, согласно тексту, было сто десять лет) сказал: "Я не знаю, что в тех чертежах, о царь, но я знаю, где Тот спрятал схемы с числами". Царь продолжал расспрашивать его, и Деди поведал ему, что "в потайной комнате под названием Комната Карт в Гелиополе есть сундук из точильного камня; они в том сундуке". Взволнованный Хуфу приказал Деди раздобыть ему этот сундук. Но Деди ответил, что ни он сам, ни Хуфу не может получить сундук, потому что он предназначен для будущего потомка Хуфу. Так, по его словам, повелел Ра...

Но всегда, если кто-то считает что-то важным и полезным, то найдется и другой, кто может посчитать это вредным. И если фараоны Древнего Царства широко использовали доставшиеся им в наследство сооружения богов, то должны были быть люди, которые могли счесть это просто кощунством. Похоже, именно так и произошло в тот период времени, который египтологи называют Первым Переходным Периодом.

Вполне возможно, что именно в это время статуя Хафры, "осквернившего" Гранитный Храм - дом бога Осириса, была закопана там вниз головой. И именно на это время приходится массовое разрушение всего того, что создали "преступившие традиции" фараоны Древнего Царства.

Я уже упоминал о том, что целый ряд египтологов сходится на том, что Первый Переходный Период ознаменовался целенаправленным разрушением и осквернением наследия Древнего Царства. И использованные в комплексе пирамиды Аменемхета I блоки с именами Хуфу, Хафра, Усеркафа, Унаса и Пепи II являются косвенным подтверждением и этому предположению, и тому, что многие сооружения Древнего Царства к периоду новой "археологической волны" XII династии были превращены в руины...

То, что фараоны XII династии также занимались "археологическими" работами по поиску тайных знаний древних богов, представляет вполне логичным выводом из самого факта того, что ими были реконструированы некоторые сооружения працивилизации и использованы руины фараонов Древнего Царства. Опять же: было бы странным удержаться от искушения посмотреть, что же находится внутри того, что собираешься использовать...

* * *

Нашли ли что-нибудь фараоны Древнего и Среднего Царств в своих изысканиях, кроме саккарской коллекции чаш?.. Вряд ли их изыскания были абсолютно бесплодными. Однако на данном этапе, определенного ничего сказать нельзя. Привычка египтологов ориентироваться на "надписи на заборе" и отнесение ими сооружений древней працивилизации к периоду Древнего Царства породила ныне такую кашу, которую даже при самых благоприятных условиях (то есть даже если проводить целенаправленные массовые изыскания артефактов цивилизации древних богов Египта) разгребать предстоит не один десяток лет. А ведь есть

еще и неприятие официальной наукой как альтернативных версий, так и фактов, противоречащих принятому догмату...

Наверняка фараоны что-то нашли. Скорее всего, даже очень немало. Но все это пылится сейчас где-нибудь в закромах музеев, скрытое под инвентарными номерами. И если и описано, то где-нибудь в ворохе отчетов, доступ к которым имеет лишь узкий круг специалистов...

Очень вероятно, что египтологи даже просто не понимают смысла имеющихся в их распоряжении находок (как это имеет место с упомянутым ранее "маховым колесом с облегченным ободом" из саккарской коллекции).

Мы же можем ориентироваться лишь на то, что лежит в общедоступных местах, и на буквально крупицы информации о неких "странных" находках, которые зачастую даже невозможно проверить.

Раз речь идет о предметах, ранее принадлежавшим богам, то вполне логично искать какие-нибудь их следы или хотя бы информацию о них в древнеегипетских храмах, которые и призваны были служить этим богам. И в храмах действительно обнаруживается немало интересного. Правда, храмы эти в большей своей части относятся к периоду даже не Среднего, а Нового Царства и более поздних времен. Но и это понятно: более поздние фараоны и жрецы стремились сконцентрировать "знание богов" именно в своих храмах...

Л Л Л

Самая известная археологическая находка фараонов Нового Царства, правда, упомянута не в храме, а на стеле. Стеле, которая посвящена героическим усилиям фараона XVIII династии Тутмоса IV (1401-1391 гг. до н.э.) очистить Сфинкс от песка. Собственно, Сфинкса фараон и нашел. Стела, которая и находится ныне у самого Сфинкса, описывает монумент как воплощение "великой магической силы, которая существует в этом месте с самого начала времен".

Находка эта столь значима, а эпизод настолько известен, что не упомянуть о нем я просто не мог...

(Хотя кое-где упоминается, что раскапывать Сфинкса начал даже не Тутмос IV, а его предшественник - Аменхотеп II.)

Л Л Л

Один из наиболее "странных" объектов, связанных все с той же XVIII династией (и следующей ей XIX династией), мы уже чуть ранее упоминали. Это - Серапеум в Саккаре, где стоят огромные гранитные "коробки". Ориентируясь на различные надписи, египтологи датировали этот объект периодом Аменхотепа III. То, что технология изготовления и размеры этих "коробок" никак не вяжется с технологиями Нового Царства, достаточно очевидно. И этот вопрос мы уже рассмотрели. Но есть еще одна деталь...

Преемник Аменхотепа III - Аменхотеп IV, он же Эхнатон. Фигура достаточно одиозная в египетской истории. Эхнатон попытался провести первую в известной истории попытку введения монотеизма. Попытку неудачную, но изрядно потрепавшую устои религиозной системы египтян. По некоторым же данным, это "мероприятие" начал еще его отец - тот самый Аменхотеп III.

Глобальная перестройка религиозной системы на государственном уровне сопровождалась и пересмотром отношения к старым богам. По сути, Эхнатон провел своеобразную "ревизию" древнего наследия. И вполне может быть, что имя его отца появилось в Серапеуме именно в результате этой ревизии...

Но только ли надписями ограничилось дело?.. Вот интригующий отрывок из книги Дэникена "Небесные учителя":

"В соответствии с логикой в гигантских саркофагах должны содержаться мумии быков - но что же там в действительности? Битум, представляющий собой природный асфальт, в котором перемешаны останки различных животных...

Древние египтяне верили в перерождение всех живых существ. Именно поэтому они и занимались мумифицированием животных. Согласно их представлениям, возродиться к новой жизни могут лишь те, чьи тела сохранились в целости. Возрождение происходило в тот момент, когда воссоединялись "ка" и "ба" - тело и душа.

В подземном Серапеуме происходило совершенно противоположное. Здесь кости разрубались и перемешивались в битуме. Напрашивается вывод, что в данном случае предпринималась попытка воспрепятствовать перерождению.

Зачем? Если египтяне по какой-то причине измельчали кости, они могли потом выбрасывать их в Нил, сжигать или закапывать в землю. Едва ли из-за разрубленных костей стоило создавать такое грандиозное подземное сооружение, как Серапеум. Сколько сил было затрачено на то, чтобы вытесать из гранита громадные саркофаги, перевезти их на расстояние тысячи километров из Асуана через Нил в Сахару, а затем спустить в подземелье и установить в нишах! И все это ради обломков костей? Очевидно, это были какие-то особенные кости.

Я полагаю, это были кости гибридов. Пока боги пребывали на Земле, эти монстры считались священными. Они появились на свет не естественным путем, а были сотворены богами...

Когда боги покинули нашу Землю, на ней остались некоторые из этих монстров. Они сеяли страх и ужас, но никто не отваживался поднять на них руку, пока их не настигла естественная смерть. Тогда люди проложили в глубине скальной породы коридоры, вытесали из гранита прочнейшие саркофаги, перевезли их в Сахару и уложили в них разрубленные кости чудовищ, перемешав их с битумом, после чего на каждый саркофаг была установлена крышка весом в тридцать тони.

Серапеум служил не святилищем, а темницей для монстров, которым нельзя было позволить возродиться. Никогда больше эти твари не должны были сеять среди людей страх и ужас".

Довольно спорный и неоднозначный кусок текста...

Во-первых, Дэникен совершенно не учитывает технологии, заложенные в этих "саркофагах". Египтянам подобное было не под силу.

А во-вторых, Дэникен не довел до конца логическую цепочку... Зачем нужно было делать громадные саркофаги для размолотых костей? Можно было обойтись коробочками и поменьше. Большие коробки нужны были лишь для целых тел!..

Отсюда вытекает, что если там и были целые мумии кого-то, то размолоты они были уже позже, когда кто-то (по всему получается Эхнатон или его папа - Аменхотеп III) вскрыл "саркофаги" и ужаснулся содержимому. Коробки вытаскивать сил не было, поэтому ограничились лишь уничтожением костей. Вполне может быть, что именно в рамках тех религиозных реформ, которые затеяли эти фараоны...

Конечно, Дэникен характеризуется "увлеченностью" и довольно небрежным отношением к источникам, поэтому к приводимой им информации надо относится очень осторожно. По крайней мере с большой долей скептицизма, и быть готовым к тому, что информация может и не соответствовать действительности.

С другой стороны, мне доводилось встречать массу утверждений, что "саркофаги" Серапеума создавались для захоронения мумий быков. Но до сих пор не удалось найти ни очного (!!!) упоминания о том, что внутри "коробок" были действительно найлены мумии быков!..

Вопрос лишь в том, как теперь можно проверить информацию Дэникена?..

* * *

Однажды на организованный автором данной книги сайт "Лаборатория Альтернативной Истории" пришло сообщение, в котором говорилось:

"Я - вечный студент, обучаюсь в одной древней мистической школе, организованной одним из фараонов, который понял, что египетской цивилизации приходит кирдык - ее постепенно разложили одичавшие соседи, процесс стал необратимым. Наша школа существовала веками, подпольно, так как заниматься наукой, а тем более - наукой,

доставшейся от предыдущей земной цивилизации, было опасно. Почему она называется мистической - потому, что мы изучаем знания, доставшиеся нам "на блюдечке с голубой каемочкой", то есть - не сами мы их накопили. Да и за каких-то 5-10 тысяч лет, к тому же омраченных войнами, такие знания накопить было в принципе невозможно".

Как в дальнейшем выяснилось речь шла именно об Аменхотепе IV - Эхнатоне...

Я достаточно скептично отношусь к различным "школам", которые утверждают, что хранят знания неких древних цивилизаций и обучают этим знаниям посвященных. Не потому, что не допускаю возможности сохранения где-то подобных знаний, а потому, что пока никакого толку от этих "школ" не видно. Еще ни один ученик подобной "школы" ничего путного и значимого для человечества не сделал. Если не считать, конечно, путным то, что он именно ничего и не сделал (от недеяния тоже бывает иногда польза). "Хранители знаний" в подобных "школах" как раз и призывают фактически ничего не делать. Они в лучшем случае лишь начинают цитировать какие-то тексты, в которых - при желании - можно увидеть достаточно расплывчатую связь с открытиями современной науки. Но зачем нужно такое "знание", которому нет никакого практического применения?..

Б общем, и здесь все окончилось тем же самым. Ни до какого "тайного знания" добраться через этот контакт не удалось. Единственное, что было упомянуто: наличие некоего подземного храма под Сфинксом. Но и это - достаточно известная версия.

Б 1993 году с помощью сейсморазведки действительно были обнаружены признаки наличия каких-то полостей в скальных отложениях под лапами Сфинкса. Кто-то ратует за их искусственное происхождение, а кто-то говорит о естественных промоинах. Как бы то ни было, с того времени любые сейсмические исследования на плато Гиза запрещены под предлогом того, что это может вызвать дальнейшее разрушение Сфинкса...

Пожалуй, один из наиболее известных "странных" фактов находится в Храме Сети I в Абидосе.

Как мы уже указывали ранее, судя по всему, Сети1 пытался привести в порядок Осирион, находящийся рядом с этим храмом. Бполне возможно, что Осирион к этому времени был изрядно занесен песком, и Сети I пришлось организовывать самые настоящие археологические раскопки. Никто не знает, что он мог там найти или нашел. Но никто и не знает, откуда в его храме появились изображения, которые более не повторяются нигде и которые египтологи никак не могут "расшифровать"... Хотя обычному человеку вряд ли придет в голову эту надпись именно "расшифровывать"...

Если абстрагироваться от вполне естественного стремления сразу же отождествить изображения со знакомыми нам по современной жизни транспортными средствами типа вертолета, самолета, танка или подводной лодки, то возникает вопрос - что же все-таки на них может быть изображено?.. Или что хотя бы пытались изобразить древние египтяне времен Нового Царства?.. То, что видели собственными глазами, или они лишь воспроизводили более древние изображения, которые ныне утеряны?.. Зачем Сети I понадобилось иметь в храме столь странные знаки?..

Можно, конечно, оспаривать саму правомерность попытки проводить параллели между изображениями в Храме Сети I и современными транспортными средствами. И даже не столько потому, что они находятся на древних стенах.

Почему речь должна идти именно о современных машинах, которых еще сто лет назад никто не знал?.. Даже если в древности была какая-то сверх-развитая цивилизация, почему ее транспортные средства должны иметь форму, столь похожую на форму нашей техники?..

Но с другой стороны, не столь уж и невозможно такое совпадение очертаний. Ведь движение, например, тяжелого аппарата по воздуху обладает определенными свойствами, задающими целый ряд ограничений. А эти ограничения влияют не только на форму (скажем, нужно учесть аэродинамику при строительстве самолета), но и на выбор способа приведения транспортного средства в движение (тот же несущий винт у вертолета). Точно также возникают ограничения по выбору формы у тел, движущихся в жидкой среде (обтекаемость подводной лодки). То есть определенное совпадение форм все-таки возможно. Только "опознать" их можно тогда, когда развитие "опознавателей" достигает определенного уровня.

С этой точки зрения, привлекают внимание и те значки, которым пока не находится объяснения. Например, странная форма чего-то, также похожего на транспортное средство, только типа "антигравитационной повозки", как некоторые ее пытаются интерпретировать и как она представляется в некоторых иллюстрациях к фантастическим рассказам.

Или забавный и абсолютно непонятный набор черточек, в которых некоторые исследователи видят шумерскую клинопись и в которых Дмитрий Нечай усмотрел сходство с современными чертежными планами какого-то дворца...

Однако это - далеко не единственная странная "картинка" под потолком Храма Сети I. Просто она наиболее известна и обсуждаема. Есть здесь и масса других - даже не очищенных от налета сажи и тысячелетней пыли (расчищена лишь малая часть изображений на перекрытиях Храма). И никто не может гарантировать того, что через очередную сотню лет люди не смогут "опознать" еще какие-то знакомые им очертания. Тех аппаратов или устройств, которые нам еще не известны...

Храм Сети I вообще привлекает внимание многих альтернативных исследователей своими изображениями. И не только на перекрытиях, но и на стенах. Уж очень странные элементы попадаются на них. Например, некий "столб", который по сюжету картинки кто-то кому-то передает (этот элемент попадается не только здесь, и действующие лица в этом сюжете бывают разные).

Египтологи считают, что это - вовсе не реальный предмет, а некий религиозный символ. Впрочем, они так привыкли считать все незнакомые им элементы некими символами, не имеющими реального прототипа.

Однако есть версия, что "столб" был вполне реальным предметом, имевшим не сугубо символическое, а какое-то вполне функциональное назначение. И представлял из себя нечто типа "изолятора", необходимого для использования некоего устройства, работающего на электрической энергии. По крайней мере, именно такую функцию он, по мнению авторов этой версии, исполняет на рисунке в Дендерском храме.

Исследователей давно смущает отсутствие какой-либо копоти в древних гробницах и пирамидах. Как египтяне могли создать многочисленные изображения там, где должен был царить кромешный мрак?.. Каким источником света они пользовались, если не факелами?.. И одна из версий (которую, естественно, историки не считают нужным всерьез рассматривать) считает, что египтянам была знакома электрическая энергия. Б рамках этой версии Дендерский рисунок как раз и изображает некую лампу, в которой "столб" выполняет функцию одного из заиз о лированных электродов, а "змея" изображает электрический разряд

(дугу).

Честно говоря, меня в этой версии смущает очень многое. Во-первых, почему тогда "столб" находится снаружи "лампы"?.. Во-вторых, что за размер должны были иметь те "лампы", которые нуждались в "столбах" размером с человеческий рост?.. В-третьих, как обеспечивалась герметичность "лампы" (ведь для долговечности работы подобной лампы требуется предохранение электродов от быстрого сгорания, а это в свою очередь требует отсутствия доступа кислорода к электродам)?.. И в-четвертых, откуда бралась электрическая энергиядостаточной мощности?..

Б 1938 году инженер и археолог Вильгельм Кениг во время раскопок вблизи Багдада случайно обнаружил глиняные сосуды в виде горшочков высотой около 15 см. Когда их извлекли и поставили в ряд, Кениг, осмотрев их, пришел к мысли, что это может быть батареейэлектрическихэлементов.

Б каждом сосуде был помещен свернутый цилиндром кусочек медной пластинки, охватывающей железный стержень. Этот медный цилиндр был облужен свинцов о-цинковым сплавом в соотношении элементов 60:40, а его дно закрывал медный кружок. Стержень, игравший, по мнению Кенига, роль электрода, удерживался в вертикальном положении асфальтовой пробкой. Та же битумная масса служила изолятором...

Находка вызвала интерес у специалистов. Б лаборатории компании " Дженерал Электрик" в Питтсфельде, в Массачусетсе, изготовили точные копии сосудов, хранящихся ныне в Национальном музее в Багдаде. Использовав в качестве электролита сульфат меди, получили от одного "сосуда" ток напряжением в 1,5 вольта.

Найденный на территории древнего Междуречья древний источник тока послужил основанием для еще одной версии, связанной с Храмом Сети I. Здесь есть изображения аналогичных сосудов, из которых выходят извилистые линии. Авторы версии считают, что речь идет как раз об электрическом токе и источниках этого тока.

А по мнению египтологов, здесь изображены обычные сосуды, из который вытекает вода - источник жизни. Она дарует фараону силу и дополнительные годы жизни, что символизируется знаками " анкха" (крест с дугообразной "ручкой" наверху).

Но в официальной трактовке есть довольно спорные моменты. Во-первых, "анкх" означает (по мнению тех же египтологов) дополнительные 10 лет жизни. Но тогда их здесь слишком много. Во-вторых, почему вода льется из неперевернутых сосудов?.. И в-третьих, почему сосуды соединены в единую "батарею" из трех штук?.. Обычными сосудами, соединенными подобным образом пользоваться, мягко говоря, неудобно, да и вообще такое их соединение абсолютно не рационально. А вот если трактовать их как электрическую батарею источников питания, тогда в подобном соединении уже появляется смысл.

Но появляется и совершенно иной смысл в самом изображении в целом. Это уже не потоки воды, а электрический ток. Энергия, которая дает свет, а следовательно, также необходима для жизни...

Другое дело, что и это не решает вопрос с "лампами". Ведь напряжения в несколько вольт для создания электрической дуги маловато, а создание долгоживущих ламп накаливания требует развитых технологий.

Так что загадка еще одного изображения в Храме Сети I также все еще ждет своего решения...

Откуда Сети I мог взять подобные образы?.. Может быть, он действительно смог найти что-то из древнего наследия богов?.. Ответ нельзя назвать однозначным.

В этой связи весьма любопытными оказываются описания, которые рассказывают об одной из побед его сына - Рамзеса П. Текст называется "Поэма Пентаура" - по имени писца записавшего его на папирусе. Поэма также высечена на стенах храмов в Карнаке, Луксоре, Ремессеуме и Абу-Симбеле. Обилие копий, особенно в настенном варианте, свидетельствует о грандиозности события, и дело тут не только в одержанной победе над врагами (подобных побед во истории Древнего Египта было немало), а скорее в том, как именно эта победа была одержана.

В тексте говорится, что фараон сумел в одиночку победить тысячи врагов. Сделал он это

с помощью оружия, которое "получил от бога Амона". В описании этого оружия некоторые исследователи усматривают сходство с неким лучевым оружием. Кто-то считает, что это было что-то типа лазера; кто-то - оружие неизвестной природы.

В частности, Дмитрий Нечай в статье "Супероружие на службе фараона" отмечает:

"Прославление прославлением, но мы имеем дело с натуральной картиной воздействия на солдат врага чего-то загадочного и неизвестного. Поражающая сила этого нечто распространялась на обширную территорию, приблизительно метров сто-двести в окружности, и парализуюше влияла на человеческий организм. При этом сам Рамсес, находясь в эпипентре излучения, этому эффекту не подвергался. Грозный рык, вполне может быть звуком чего-то похожего на генератор энергии, а десница божья - не что иное как силовое поле... Можно предположить, что Рамсес задействовал установленную на свою колесницу установку, имеющую уникальные, даже с нашей точки зрения, возможности".

"Нельзя не заметить, что фараон облачился в некие доспехи, и сразу стал подобен богу!!! Упоминание о военных доспехах в египетской армии весьма скупы, и тем более не было у египтян ничего подобного средневековым европейским латам. В жарком климате это не имело ни какого смысла. Можно, конечно, считать, что Рамсес облачился в какие-то медные накладки на груди и спине и т.п. Но, вместе с последовавшим далее событием, разумнее предположить, что версия о боевом скафандре "богов" имеет не меньше шансов на существование, чем версия об "установке". И кстати, именно в случае скафандра фараон мог спокойно "пленитъ"-обездвиживатъ одной рукой и разить, "стрелять" второй, если соответствующие приборы располагались на рукавах. В таком случае надо отметить, что скафандр этот более чем достоин внимания. Мало того, что он, пролежав более тысячи лет с эпохи "богов", остался работоспособным, так еще и обладал просто фантастическими, даже для современности, параметрами. Создавал огромное силовое защитное поле, а приборы, входящие в экипировку, обладали такими поражающими функциями как "парализующее" излучение и нечто, похожее по действию на боевой очень мощный лазер" (там же)...

* * *

<< | >>
Источник: Скляров Андрей. Цивилизация древних богов Египта. 2008

Еще по теме Археология в Древнем Египте:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
  2. Культура Древней Греции
  3. 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  4. М
  5. влияние «пятикнижия» на философскую и правовую культуру древней руси
  6. §3.4. «...Чтобы сильный не притеснял слабого»: город и право
  7. А. И. ГАНЖА О ПОНЯТИИ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОВЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ 40—60-х ГОДОВ
  8. Древняя Индия
  9. Золотой курган
  10. Археология и ее место среди других наук.
  11. Определение простых памятников археологии.
  12. Средняя пора
  13. Средняя пора.
  14. Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира