6.1. Социально-психологический аспект проблем образования взрослых
Проблема образования взрослых в современной России имеет глубинные корни. Недостаточно осознано ее влияние на социальноэкономические процессы и явления в стране.
Смысловое значение образования многогранно: ценность, система, процесс (деятельность), результат, услуга. Укоренившееся в общественном сознании представление об образовательном процессе как процессе обучения затушевывает проблему, снижает ее общественно значимую роль. На это указывают нам международные эксперты и аналитики ЮНЕСКО:В отличие от России и бывшего СССР, где образование рассматривалось и рассматривается в основном как обучение в школе и вузе, концепция, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания ООН, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни[95].
Семантический смысл образовательного процесса весьма определен и однозначен: это изменение внутреннего образа — сознания, свойственного человеку как непрерывный процесс осознания окружающего мира и себя в нем. Именно этот процесс обеспечивает соответствие изменений бытия и изменений сознания. А если не обеспечивает, то порождает противоречия, проблемы, конфликты, столкновения. Столь распространенное в настоящее время маргинальное состояние сознания, многочисленные конфликты и нерешаемые проблемы свидетельствуют о том, что изменение сознания не успевает за изменениями бытия, которые носят отнюдь не эволюционный характер. Это порождает непонимание, неприятие социально-экономических преобразований, является реальным тормозом реформ. Данное противоречие имеет массовый характер и может быть устранено грамотно организованным функционированием системы образования взрослых, ее основное предназначение — нормализация состояния общественного сознания.
Среди факторов, определяющих состояния общественного сознания, безусловно, на первом месте — наше бытие, которое, кстати говоря, состоит из родившихся в чьем-то сознании действий, т.е.
обусловлено состоянием сознания, господствующими стереотипами, сформировавшимися моделями мышления, коммуникации, рефлексии, состоянием категории «совесть».Однако данный фактор — далеко не единственный. Особенности российского менталитета, состояние «гомо советикус» — притча во языцех, далеко распространенная и за пределами России. Изменения последних лет не позволяют нам растягивать сроки осознания самих себя и необходимости изменяться адекватно изменениям окружающего мира — это главный признак открытости общества, который мы признали как собственное свойство, новое качество. Очевидно, что «нельзя любить свою родину, зарывшись головой в песок». Эти особенности сложились исторически и для отдельного человека объективны; он не виноват, что сформировался в такой атмосфере, но ответствен за самоизменение и обязан это понимать.
В недалеком прошлом образованием взрослых, изменением внутреннего образа, изменением сознания непрерывно и целенаправленно занималась мощная партийная система. Идеологизация была чрезмерной и из достоинства превратилась в недостаток, который мы сегодня назвали «промыванием мозгов», зомбированием и отвергли как метод, не соответствующий целям и задачам демократизации, гуманизации. Однако массовое общественное сознание (включая и молодежь), привыкшее к агитационным разъяснениям происходящего и не способное переварить сумятицу мнений, суждений, идущую от средств массовой информации, находится в состоянии растерянности, апатии, депрессии.
Состояние общественного сознания — соци-
Социальная значимость ально значимая проблема, оно имеет очень образования взрослых важную российскую специфику. Как известно, во взрослом сознании происходит про-
цесс осознания собственных действий до их свершения (проектирование) и после (рефлексия). Многовековая православная традиция — покаяться — развила приоритет второго над первым и стала особенностью менталитета. Заявленное «открытое общество» предполагает многочисленные контакты католического менталитета с православным.
Особенность первого — осознавать действия «до» свершения, их проектировать, интеллектуально рассчитывать, особенность второго — осознавать «после», эмоционально переживать. Данное противоречие порождает конфликт результата, развивающийся не в пользу российских граждан в их партнерских отношениях с западными предпринимателями в бизнесе. Овладение технологией социального проектирования, обеспеченное системой образования взрослых, позволит устранить это противоречие или его уменьшить в короткие сроки.В современных российских условиях образование взрослых зачастую бессистемно, фрагментарно, непрофессионально и безответственно. В широком смысле им занимаются все, но с разной степенью влияния, ответственности и результативности по количественным и качественным показателям.
Широта охвата населения, подверженного влиянию менеджеров разного уровня, определяется средствами, социальным уровнем и авторитетом. Среди факторов, детерминирующих процессы изменения общественного сознания, на первый план следует поставить средства массовой информации, состояние сознания высшего управленческого корпуса, социальное поведение чиновничества, состояние системы образования.
1. Средства массовой информации занимают сегодня особое положение, зачастую не соответствующее статусу «средство». СМИ должны использоваться (ибо они средство) государственными и общественными деятелями, а не наоборот. Выполняя сугубо социальную функцию, журналисты зачастую (в том числе и ведущие) не могут удержаться на личностной позиции, задевают предмет обсуждения как индивида, что воспринимается как пошлость и возмущает общественность. Экран телевизора, имеющийся практически в каждой семье, задает нормы поведения, общения, мышления, формируется язык (обороты речи), привыкание к жестокости, насилию. Давно известно, что все недостатки — продолжение достоинств. Нарушение чувства меры постоянно демонстрируется с экрана: активность подается как наглость, рвачество; общительность — как развязность; ловкость — как авантюризм и т.д.
В неформальной обстановке происходит образовательный процесс — изменение внутреннего образа людей разного возраста. Казалось бы, именно телевидение должно взять на себя функцию демократизации, гуманизации общественного сознания и социальной жизни, упражнять в толерантности, субъектной позиции, самостоятельности, вернуть в сознание людей категорию совести. И много другой кропотливой работы должен бы взять на себя домашний учитель — телевизор.2. Главное по значимости событие в жизни страны — переход крыночным отношениям — не сопровождается демократизацией, которая, став лозунгом, не стала процедурой. Ею не овладели менеджеры самого высокого уровня, не только выдающие установки, но и задающие культурные нормы мышления, общения, рефлексии, тип которых по-прежнему авторитарный и противоречит провозглашенным ценностям демократизации и гуманизации.
Уровень амбициозности управленческой элиты не позволяет осознать необходимость меняться, овладевать культурой мышления, культурой коммуникации, рефлексивной культурой, не позорить телевизионный экран ее отсутствием, понимать уровень собственной ответственности за влияние на массовое общественное сознание.
3. Социальное поведение чиновников воспринимается населением как поведение власти, в котором необходимо сформировать хотя бы правильную позицию, правильное понимание собственных функций. По большому счету они состоят в обслуживании населения, отслеживании наиболее значимых проблем, подборе правовых норм, научных критериев их разрешения, а также реальных для данной ситуации способов, механизмов их преодоления. Чиновник не должен заниматься изобретательством и сочинительством, его функция — найти в науке подходящие для данной ситуации идеи, теории и разработать нормы для реальной практики — в этом его основная компетентность.
4. Взрослое население несет в своем сознании отпечаток многолетнего пребывания в системе образования, в которой натренировано в репродуктивном мышлении (отнюдь не в продуктивном), закомплексовано авторитарным стилем общения и потому не предприимчиво, не адаптивно, трудно переживает условия перемен.
В образовании по-прежнему слабо формиру-
Проблемы ется субъектная позиция. Современная школа, взросления как общеобразовательная, так и профессиональная, не решает своей главной задачи —
обеспечить взросление и взрослость. Именно поэтому возникла идея продлить сроки пребывания в общеобразовательной школе как главная мера, разрешающая проблему подготовки к взрослой жизни. Предстоящая реформа основных проблем не решит, если образование не будет рассматриваться как ежедневный, ежечасный тренинг, а не только процесс запоминания информации в объеме стандартов и программ. Тренинг в субъект-субъектных отношениях — это тренинг в демократичности, тренинг в гуманизации действий и отношений, т.е. в человечности (разумности, нравственности), тренинг в духовности (творить добро и красоту), тренинг в толерантности (другой — он иной, и воспринимай его терпимо), тренинг быть свободным (выбирать, самостоятельно принимать решение, управлять своими потребностями, преодолевая всякие зависимости и учитывая их). Эти тренинги либо реализуются, либо не реализуются в процессе взаимодействия «учитель — ученик». Именно это взаимодействие определяет образовательный результат — психологическое взросление.
Психологическое состояние современного учителя вряд ли обеспечит усвоение этих ценностей, так как учитель унижен, обижен условиями бытия в нарушение российских традиций: учитель всегда был поставлен на «такую высоту…». Сегодня учительство влияет на формирование сознания не только своих учеников, но и их родителей, традиционно сохраняющих уважение к учителю. И стало быть, за школьными стенами определяются сроки состояния страны как сырьевого придатка. Если не усваивается уважение к технологии учебного труда, не будет уважения и к технологии труда профессионального. Сегодня этот факт является источником множества социально-экономических проблем.
Методологическое ранжирование проблем и противоречий нашей жизни во главу угла ставит, безусловно, основное противоречие — несоответствие темпов изменения бытия и сознания, которое должно устраняться системой образования взрослых, призванной оказывать содействие конкретным людям в осознании собственных проблем и самостоятельном их решении, в преодолении потребительской позиции, в самоопределении и адаптации к условиям перемен, в овладении критериальными подходами профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда, в продуктивном мышлении, в демократических коммуникациях, рефлексии и гуманизации собственной общественной жизни.
Характер социальных перемен в значительной
Изменение степени обусловливает образовательные потребобразовательных ности, изменяющиеся под влиянием совокуппотребностей ности факторов всех уровней социума:
= общечеловеческих, глобальных — к ним сегод-
ня можно отнести состояние информационного пространства, средств коммуникации, экологию планеты и накопленных разрушительных средств;
= общегосударственных, общественных, влияющих на состояние социума во всей стране, — к ним можно отнести те качественные преобразования экономики, которые нарушили баланс спроса и предложения на рынке труда: огромное количество специалистов технического профиля поставлены перед необходимостью получать другое образование — экономическое, юридическое и т.п.; = региональные преобразования имеют тенденцию к самоорганизации как в экономическом, так и в социальном аспекте. Отраслевой принцип подготовки кадров уступает место региональному: появление региональных центров повышения квалификации и переподготовки кадров — подтверждение тому;
= преобразования внутри профессиональных общностей разрушили царившее долгие годы нивелирование специалистов в оценке и оплате их труда, сработала в ряде случаев здоровая конкуренция, а в других ситуациях — бюрократическое распределение благ. Многие отрасли сохранили внутрифирменную систему повышения квалификации, стимулирование и мотивацию образовательных потребностей;
= преобразования местного уровня характеризуются созданием большого количества малых предприятий, для функционирования которых работникам потребовались новые знания, но оперативное обучение здесь организовано редко: работодатели предпочитают подобрать работника, уже готового к выполнению профессиональных функций, и не тратиться на обучение; = уровень малых групп, в том числе современной российской семьи, находится под влиянием всей иерархии преобразований, замыкающихся на конкретных людях и самом близком их окружении — семье. Поляризация общества по материальному признаку, с одной стороны, является мотивацией, очевидным стимулом, примером, а с другой — раздражающим фактором из-за очевидной недосягаемости для многих семей. Семья должна научиться жить по-новому, по-новому строить отношения, избавляться от авторитаризма в семье, осваивать модель демократических отношений, что также требует изменений в образовательных процессах.
Каждый из этих уровней находится во взаимосвязи с остальными по принципу «дерева проблем», «дерева целей». Замыкаясь на конкретной личности, они создают необходимость изменяться. Если человек достаточно образован, у него хватает понимания и способностей найти этот путь изменения или в системе формального образования, или в системе неформального: путем развития в деятельности, в общении, в осознании, осмыслении себя в окружающем мире. И тогда человек вносит свой вклад в преобразование других уровней социума, там ситуация меняется к лучшему, создавая лучшие условия для конкретных людей. Вот такой круговорот образовательных потребностей, изменяющихся на взаимосвязи внутреннего и внешнего.
Трудно переоценить неформальное образова-
Модели ние в семье. Семья — своеобразная «молекула» взаимодействия общества, которая является носителем всех его в семье свойств и качеств. Не без исключений, конечно: чем более закрытая атмосфера в семье, тем
она специфичнее. И тем не менее из семьи ребенок выносит обороты речи, используя их в общении со сверстниками и, таким образом, тиражируя. Обстановка в семье формирует интересы, а что интересно, то и усваивается. Дети учатся у взрослых и впитывают модель осознания, взрослея при этом, а взрослые впитывают атмосферу естественности, поддерживая в себе столь необходимую психологическую позицию «Я — дитя». В семье ребенок получает разнообразную информацию в процессе общения с родителями на прогулке, в гостях, на культурных мероприятиях, у себя дома. Каждый вопрос ребенка — это запрос информации, столь необходимой ему для понимания окружающего мира. Любознательные дети зачастую сообщают родителям совершенно новые для них сведения. И это должно нормально восприниматься, поощряться. Сегодня в семье должна измениться модель общения. Если раньше, как во всех социальных взаимодействиях, она была авторитарной, то теперь появилось стремление к демократической модели взаимодействия, которой надо научиться. Сопоставление этих моделей показывает следующее различие.
В семье с демократической ориентацией господствует императив: «Все разрешено, кроме того, что запрещено». Ребенок привыкает к тому, что во взрослой жизни существуют запреты, их надо воспринимать как должное, а в остальном — свобода, выбор: думай, решай, отвечай за свои действия. В такой семье могут быть строгие наказания за нарушение норм и правил, но в то же время есть тренировка быть свободным, управлять своими интересами и потребностями, самому отвечать за свой выбор.
В авторитарно организованной семье господствует принцип «все запрещено, кроме того, что разрешат свыше». За ребенка все решают взрослые: он должен быть послушным. Когда он взрослеет психологически, проявляется его самость, возникает внутренний протест, желание самому принимать решения, делать выбор, — нормальное желание свободы (признак взросления духа), оказывается, он к этому не готов, не натренирован, не способен. Это основа глубокого подросткового внутреннего конфликта, ведущего к зависимости от другого человека, алкоголя, наркотиков и т.п. Появляется внутренний протест против подавления и его исполнителей. Родители, пытающиеся и дальше управлять повзрослевшим сыном или дочерью, оказываются беспомощными, еще более раздраженными. Конфликт усугубляется усилиями той и другой стороны.
Важную долю ответственности берет на себя семья и в воспитании, и в обучении, и в развитии ребенка. Управлять своими потребностями — очень трудное упражнение: к нему должно быть стремление, желание, интерес, об этом надо что-то знать — получить информацию, но самое главное — это надо уметь. У кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо. Самая трудноуправляемая потребность — в пище. Давайте вспомним, сколько упражнений в управлении этой потребностью совершает ребенок в аристократической семье: три раза в день за общим столом со взрослыми многократно сдерживается желание схватить немедленно что-то самое вкусное, самое красивое. Именно для этих упражнений сохраняются в культуре приборы для сервировки стола и используются для неспешной спокойной еды. Правило «садиться вместе за стол» имеет огромный воспитательный эффект. Не с каждым и не у каждого взрослый человек сядет за стол: процесс доверительный, интимный. Постоянное нарушение этого правила происходит не всегда по объективным причинам, иногда этому мешает нетерпеливость, зачастую забавы и всеобщая беда — телевизор. В одной из немецких семей, включенных в программу стажировки, нельзя было не заметить, что в двухэтажном доме, где в семье пятеро детей школьного возраста, для телевизора выделена отдельная комната размером 2 мх3м, куда дети по отдельности заходят только на определенные программы, в общей сложности не более 40 мин в день и только в случае особой необходимости и полезности для ребенка. Зато есть ксерокс, на котором размножаются тексты, картинки и обсуждаются со сверстниками.
Воспитание здесь строится на традициях и меньше всего на словах. В этой же семье в большом зале стоит книжный шкаф со своеобразным архивом. Каждый год деревня (15 хозяйств) создает альбом, в котором — семейная фотография и описание достижений каждого члена семьи за прошедший год. Чувство ответственности за свои поступки не только личное, но и семейное, и того маленького социума, который называется «деревня», не распадающийся, а процветающий, ибо бытовые условия ничем не отличаются от городских. Семья поддерживает занятия спортом — здоровье и развитие ребенка. Теннис, волейбол, баскетбол в городе — в каждом квартале, в селе — тоже в доступном для всех количестве. В каждом маленьком городке есть музей кукол, в котором дети знакомятся с развитием цивилизации своего региона (домашняя утварь, костюм, транспорт и т.п.).
Социальные функции берет на себя церковь. На каждой службе в костеле присутствуют дети и подростки, им дается возможность предстать перед социумом не для разборки, а чтобы погордиться собой: показать свои рисунки, прочитать часть проповеди, не формальности ради, а искренне, честно, от души произнести высокие слова, быть гордым за себя, а родителям — за сына или дочь.
Все дети имеют свои обязанности, они в постоянном действии: в деле, в игре, в общении. Это развивает, они умеют общаться, договариваться, уступать, не конфликтовать. У них развивается способность к толерантности, к пониманию того, насколько все разные и потому интересны друг другу, и потому следует быть терпимым к инакомыслию, иному мнению, иному способу действий.
Семейное образование в основе своей имеет андрагогическую модель, идет обучение действию. Сообщаемая информация важна для конкретного действия, для умения, для навыка. В отличие от школьной модели, где знание ради знания, где не сообщается многое важное и сообщается многое совершенно ненужное для жизни. В семейном неформальном образовании разумный родитель, не испорченный формальным педагогическим образованием, сначала объяснит, как важно то, чему он хочет научить ребенка, потом покажет конкретное действие (изготовление салата, ремонт велосипеда и
т.п.) и даст попробовать совершить действие, корректируя, проследит, чтобы все было сделано правильно. Здесь усваивается модель сотрудничества, в котором иногда надо подчиниться, а может, отстоять свою точку зрения.
Образование взрослых в условиях перемен для
Функции образования конкретного субъекта выполняет комплекс взрослых функций, обеспечивающих целостность нового вида деятельности или качественно нового
уровня прежней деятельности:
= адаптационную — понимание и принятие новых условий жизни; = информационную — умение найти, выбрать, использовать, производить необходимую информацию, повысить свою грамотность;
= развивающую, позволяющую овладевать новыми способами деятельности.
Повышение образовательного уровня, формального и неформального, должно успевать за темпом социально-экономических перемен. И чем они стремительнее, что особенно характерно сегодня для России, тем выше должны быть способности к самоизменению, к образовательному процессу. По данным Института образования ЮНЕСКО, изучающего эту проблему, оказалось, что чем больше в юности человек проводит времени в системе образования, тем больше у него возможностей участвовать в дополнительных образовательных программах для взрослых.
Образование сегодня — один из факторов социального неравенства. Высокий уровень образования предполагает способность к самоизменению, к адаптации, к поиску новой информации, к профессиональному росту, к преуспеванию и благополучию.
В связи с повышением критериев функциональной грамотности многие специалисты даже с высшим образованием оказались неспособными адаптироваться к запросам рынка труда. Образование взрослых связывают с понятием грамотности, которое за последние пятьдесят лет претерпело смысловое изменение: более жесткие требования сокращают количество людей, соответствующих им, и увеличивают количество людей, им не соответствующих, т.е. неграмотных. Так, в 1952 г. по документам ЮНЕСКО, неграмотный определялся как «человек, не владеющий чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни». В 1970-е годы появилось определение функциональной неграмотности как «неспособности осуществлять действия по чтению, письму, счету, необходимые для соответствующей жизнедеятельности и развития как самого человека, так и всего его социального окружения».
Еще двадцать лет спустя по европейским критериям к любому профессионализму добавлялись требования допрофессиональной подготовки: умение работать на компьютере, владеть вторым языком (языком межнационального общения), водить автомобиль. Отсутствие данных характеристик в европейской культуре вызывает недоумение и воспринимается как дофункциональная неграмотность. В последние годы понятие функциональной грамотности базируется не на факте наличия диплома, который может быть непризнанным, а на компетентности как наличии способностей к выполнению профессиональных функций.
Различаемые сегодня формы образования взрос-
Формы образования лых: формальное, неформальное, информальвзрослых ное — нельзя рассматривать как отдельные, не связанные между собой. Формальное образова-
ние предполагает учебный процесс, организованный на нормативной основе. Его характеризуют учебный план, учебные программы, получение сертификата. К нему допускаются лица, имеющие документ, удостоверяющий предыдущее образование.
Неформальное образование лишено признаков формального, оно в большей степени ориентировано на фактический результат: это новое самоопределение, новая информированность, новые способности к деятельности (курсы, семинары, кружки, лектории и т.п.).
Информальное образование не регламентируется, оно происходит в общении с коллегами и знакомыми, через средства массовой информации и культурные учреждения и т.д.
Это их отличие, но каждое из них находится в единстве и целостности с другими, когда речь идет об образовательном процессе и результате, ибо все три формы ориентированы на изменения. В формальном образовании этим занимаются специалисты, владеющие образовательными технологиями. Все большую значимость приобретает неформальное образование, не уравненное в правах с формальным. Многие специалисты с помощью выбранных самими консультантов изучают язык, бухгалтерский учет, совершенствуют навыки работы с компьютерами без подтверждения этого факта сертификатом. В образовании взрослых наряду с очной, заочной, вечерней формами обучения включен экстерн, позволяющий получить соответствующий документ, который имеет ценность при лицензировании, аккредитации.
В условиях преобладающей в жизнедеятельности общества самоорганизации каждому важно быть готовым к ней, т.е. уметь понять факты окружающей жизни, свое отношение к ним, принять правильное решение, его высказать, убедить других.
Современное состояние образования взрослых в России таково, что вряд ли может быть названо системой. Относясь по функциям к социокультурной сфере, образование взрослых включено в систему образования частично: только как непрерывное профессиональное образование.
Непрерывность предполагает несколько факторов:
= сочетание формального и неформального образования (нельзя же непрерывно сидеть за партой);
= стимулирование образования ценностью образованности (соответствие материального благополучия уровню образования.
Качество образования — качество жизни);
= заинтересованность государства в использовании интеллектуальных ресурсов в социально-экономических преобразованиях страны;
= поддержка средствами массовой информации идеи «образование через всю жизнь»;
= стимулирование работодателями функциональной грамотности работников.
Повышается значимость образования взрослых в связи со стремлением построить гражданское общество, это означает, что каждый гражданин знает свои права и обязанности. На что гражданин имеет право? И что гражданин обязан? Это предполагает не только знание, но и способность проявить его в своих действиях.
Всякое воздействие на человека предполагает
Андрагогическая определенный результат, некоторое изменение функция в его внутреннем образе. Если этим занимаютруководителей ся профессионально, то результат прежде всего позитивен. Стало быть, кадровые службы,
менеджеры всех уровней просто обязаны владеть технологиями воздействия, т.е. образовательными технологиями. В самых общих чертах изменение внутреннего образа взрослого человека происходит по трем направлениям.
1. Изменение собственных потребностей в сторону их разумности; осознание собственных целей как предполагаемого результата (желательно вариативно); самоопределение в конкретной ситуации, принятие решений с учетом внутренних и внешних факторов. Взрослому присуща субъектная позиция, осознание собственной самости, которая предполагает адаптироваться к ситуации, принимать правильные решения. Управленческое воздействие этому способствует, если осуществляется по демократической модели, а не авторитарной. Эта процедура для управленца — мотивация, которая предполагает знание теории (психология личности) и умение ее использовать в конкретных ситуациях. Пользуясь педагогическим языком, здесь происходят воспитательные процессы, основанные на понимании своего собственного интереса и интереса тех, с кем осуществляется взаимодействие.
2. Изменение информированности. Раньше мы называли этот процесс учебой кадров. Он состоял в сообщении некоторой информации, профессионального характера или идеологического. Сегодня этот процесс стал несколько иным — с уклоном в самость. От сотрудников требуется умение самостоятельно добывать информацию, необходимую для правильного ориентирования на рынке товаров и услуг, для использования в собственных профессиональных действиях (инструкции, предписания). Управленец этим процессом тоже управляет, иногда сам проводит инструктаж, разъяснение, т.е. обучение, что требует от него грамотного методического подхода. 3. Изменение способностей в процессе совершения действий определяет уровень развития. Этой характеристике уделяется все большее внимание в современном менеджменте. Сегодня от сотрудника все больше требуется не только то, что он знает (и сколько дипломов имеет), а то, что он может, объем и уровень его компетентностей, куда входят коммуникативные действия (ведение переговоров, деловых бесед), интеллектуальные способности, позволяющие понимать ситуации и ими управлять, а также рефлексивные способности, в основе которых осознание собственных действий «до» и «после» их свершения.
Естественное состояние сознания и его прояв-
Рефлексия ление в деятельности связаны процессом осозкак критерий нания — образовательным процессом. взрослости
Если мы правильно поймем, что образова-
ние — это и ценность, и система, и процесс (деятельность), и результат, и услуга, что, как всякая деятельность, образовательная имеет модели и технологии, которыми нелегко овладеть и надо этому научиться, то, может быть, согласимся с тем, что это и есть самая полезная, самая необходимая национальная идея, стоящая того, чтобы ею овладеть и внедрить в нашу жизнь как осознанность собственных действий «до» их свершения (а не только «после»), как тщательное и грамотное проектирование. Вряд ли в качестве национальной идеи мы ищем нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни. Как никогда ранее нам необходимо умение адаптироваться, определяться в условиях стремительно меняющегося мира. Как никогда ранее необходима разумная работа по изменению не только мира внешнего, но и внутреннего. И это идея, теория, требующая реализации, воплощения в практику нашей жизнедеятельности.
Ориентация всех звеньев образования (обучения и воспитания) не только на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, но и прежде всего на удовлетворение дифференцированных образовательных запросов личности. Тем самым подчеркивается важность и взаимозависимость развития как государственно-общественной сферы образования, так и разветвленной и во многом альтернативной сферы разнообразных запросов и интересов граждан России на разных этапах их жизненного пути[96].
Коллективно и индивидуально мы задаем себе вопрос: «Что с нами происходит?», пытаясь понять происходящие изменения, дать им оценку, сформировать собственную позицию. Состояние глубокой рефлексии, осознания событий сегодняшнего дня, сопоставления с прошедшим охватило всех и каждого. Суждения по этому поводу зачастую субъективны, со своего «шестка», и крайне категоричны. Но если это поиск истины, а не выплескивание эмоций, то можно вычленить и нечто объективное, которое формируется приблизительно так: двое сходятся во мнениях относительно чего-либо, общее их объединяет. Если к этому стремятся трое, то это общее становится меньше по объему, но больше по уровню объективности. Так образуются объединения, партии, в которые собираются люди с разными мировоззрениями, но с общей политической оценкой событий, кажущейся им объективной. Закрепленная множественностью и поддержкой единомышленников, она становится для каждого правдой, своей правдой. Укрепляясь, отвердевая, обретает границы, закрывается от понимания правды иной, родившейся аналогично, и тогда возникает противостояние, конфронтация уже не отдельных единиц, а общностей, объединений, представленных лидерами. Таких лидеров появилось немало. Представляя определенное объединение людей, их интересы перед другими объединениями, они привносят в общество свое субъективное. Однако их программы (для примера достаточно предвыборных) содержат немало общего, вокруг которого и можно всем объединяться как вокруг объективного, истинного на данном этапе. И, казалось бы, все «за», вот только «как?» Вопрос, пожалуй, самый каверзный и самый актуальный, так как больше всего влияет на результат. Результат прогнозируется вопросом «для чего?» (для какого результата совершаю действие?) и наполняется содержанием «что?» (что произвожу? что потребляю? что буду содержать?). Ответы на них в значительной степени обусловливаются позицией, пониманием своего места, своих функций в данной ситуации. Такова технология осознания действий, деятельности, содеянного, которая весьма применима и к обществу в целом, и к каждому в отдельности.
Так какую же позицию занимает сегодня общество, как видит свое место, как понимает свои функции, свое предназначение во внутреннем и во внешнем мире? Прозрение именно в этих вопросах толкает на решительные действия. Съездили на Запад и на Восток, посмотрели, сопоставили, ужаснулись, остро поставили классический вопрос: «Кто виноват?» (А.И.Герцен). В глубину не проникнув, ответили предельно просто. Республики сказали: «Русские». Русские сказали: «Коммунисты». Перейдя ко второму вопросу: «Что делать?» (Н.Г.Чернышевский), тоже ответили, не мудрствуя лукаво, решили отказаться от всего ранее созданного, в том числе и очень ценного, вызывающего зависть других стран, которые закономерно стремятся к повышению уровня социальной ответственности, сегодня воспринимаемой как социально значимая проблема. Появились признаки становления обновленной экономики, признаки стабилизации. И мы опять отправляемся в сомнения, размышления, поиски, следуя мудрому совету: «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» (К.Прутков). Так где же это начало?
В связи с этим вспоминается третий классический вопрос российской философии: «А готовы ли сами деятели?» (Вл. Соловьев).
Так готовы ли? Вот именно это нам и предстоит понять прежде всего, чтобы преодолеть всеобъемлющий кризис.
Каждое действие имеет своего автора. Родившись в чьем-то сознании, оно воплотилось, вызвало ответное, которое тоже родилось в чьем-то сознании в соответствии с тем пониманием, на которое способно, и т.д. Так вот она, та самая площадка, где нужно всем поработать с ломиком, топориком, метелкой, разобраться, вымести, выскоблить, вычистить, навести порядок, разложить по полочкам, которые стараться не перепутать, — это сознание. И тогда, вероятно, уменьшится то гигантское несоответствие — уже противоречие (уже проблема, уже конфликт, которые, не разрешаясь, ведут к катастрофе) — между массовым бытием и массовым сознанием. Коренные, качественные, революционные изменения нашего бытия, называемые реформой, требуют столь же качественного, коренного изменения сознания. Если в бытие их таранит группа людей, у которых этого несоответствия нет, то чья это функция относительно сознания огромной массы людей? Нет, не зомбирования, не околпачивания, не подавления, а понимания, принятия не только на уровне «знания об этом», но и на уровне убеждения, действия. Такая работа, безусловно, идет, но ее мизерные результаты растворяются как кусочек сахара в объеме моря, где время от времени ощущается опасность бури, шторма, разрушающего действия. Системы такой работы нет, хотя имеются структуры, характеризующиеся прежде всего своими жесткими связями и непоколебимостью в подходах к организации образовательных процессов.
Работают психологи, но в их поле деятельности входят в основном те, кто и без этого немало понимает, но хочет понимать еще больше, чтобы успешно воздействовать на того, кто ограничился природными способностями осознавать, рефлексировать. А ликбез бы не повредил! И не только на психологическом уровне, но и на социологическом: ведь уходят из нашего сознания ценности совести, патриотизма, гражданственности, столь лихо отброшенные в общественном сознании «отмашкой» в сторону индивидуальности, зажатой долгие годы излишней социализацией. Движение из крайности в крайность — не лучшая траектория. И преодоление такой традиции возможно через разум, здравый смысл, которые заложены в каждом, но просыпаются почему-то при общении с М.Жванецким, М.Задорновым, где мы вдруг прозреваем и видим, как смешно, как ненормально мы живем, как далеко от здравого смысла и разума. И это тоже наше сознание — та атмосфера, в которой происходит процесс мышления, т.е. процесс производства или преобразования мысли. Они производятся, определенным образом складываются, образуя так называемый менталитет (по словарю — «склад ума»; весьма точный каламбур).
Атмосфера сознания пропитывает «продукт» (мысли) собственной спецификой, определенной его типом. В одной из публикаций было названо их количество — около 400. Вероятно, это не верхняя граница. И дело не в том, сколько их, а в том, сколько мы различаем. Это очень значительное слово, именно оно характеризует компетентность, квалификацию. Говорят, что жители Севера различают около 200 оттенков белого, как специалист различает свойства материалов, неразличимых для неспециалиста.
Каждое общество именно для этого создает
Функции системы целую систему, называемую системой образообразования вания. Именно она призвана выполнять три главные функции (при дальнейшем анализе
каждую можно расчленить по определенному основанию, но не бессистемно и декларативно):
1) выращивать (без насилия и подавления) естественное в сознании каждого, т.е. то, что уже выросло и готово расти дальше; создавать условия для этого роста;
2) оформлять, окультуривать естественное, приобщать к культуре целей, содержания, методов действия;
3) подготовка к деятельности в соответствии с той культурой, к которой приобщаешься, т.е. к цивилизованной деятельности.
Все это только на первый взгляд и только в логике кажется очевидным, на практике далеко не каждый работник системы образования признает их своими функциями и именно из них выстраивает свои функциональные обязанности. Почему? В других подходах вырос, другие установки впитал.
Какие проблемы сегодня в системе образования стали первостепенными? Это можно понять, проанализировав многочисленные конференции, семинары, симпозиумы. Большинство из них посвящены проблемам гуманизации. И действительно, мы постоянно ощущаем вокруг некую недостаточность, получаем испорченное настроение и не можем разрешить, преодолеть всеобщее затруднение, проблему негуманного отношения.
Именно от понимания и официальной подачи взаимосвязи процессов обучения, воспитания, развития, образования зависит понимание собственных функций учителями и преподавателями, которые и задают отношение к труду. Если образование — это единство и целостность составных его частей: воспитания, обучения, развития (а не только обучение), то качественная реализация этих трех процессов — профессиональная функция, обязанность педагогов всех систем образования, а не передовой опыт, который можно перенимать или не перенимать. И тогда результат образования каждого: воспитан — то есть управляет своими потребностями (и уменьшаются в обществе агрессивность, рвачество, жестокость и т.п.); обучен — то есть приобщен к профессиональной культуре, владеет квалификацией (и уменьшается в обществе повсеместное оскорбление некачественным трудом, и властное давление, окрик заменяются качественным выполнением своих профессиональных функций во всей иерархии управления и т.п.); развит — то есть обладает способностью мыслить, понимать другого, осознанно действовать (и уменьшаются в обществе беспомощность, потребительская позиция, и вместо призывов к действию появляется, наконец, само действие). И все эти проблемы должна бы сегодня решать система образования взрослых, если бы она была системой, если бы главной фигурой в ней был преподаватель, если бы именно ему была создана возможность овладеть технологией адаптации взрослых к условиям перемен и тиражировать ее в учебном процессе (с чем и едут к нам зарубежные преподаватели). Находясь в условиях выживания, собственного натурального хозяйства, огорода, педагоги несут в аудитории настроение озабоченности, раздражения от безысходности, желание сократить количество своих функций, привести их в соответствие с оплатой своего труда.
Давно известно, что учитель формирует общество в соответствии со своим положением в нем, своим образом мыслей, слов, действий. Когда видишь с экрана крупного деятеля, который вещает, что надо делать во вверенной ему сфере деятельности, так и напрашивается: «Так делай!». Когда слышишь с экрана от авторов реформ, как они грамотно задуманы с одним лишь маленьким недостатком — «не учтен социальный фактор», приходишь к выводу: они всего лишь обучены. Их образование не включает воспитание, т.е. духовность, нравственность, любовь к людям. Их высокое образование не включает и развитие, т.е. способность к действию, пониманию, осознанию. А что же тогда другие, с не столь высоким образованием?
Почему наша рефлексия не пошла дальше охаивания старого и не зафиксировала реальное состояние сознания, называемое сегодня в мире «гомо советикус»? Почему такие колоссальные средства тратятся не на устранение явных причин, а на их следствие? Сначала доведем молодых парней до безрассудства, не дав им малого и необходимого (жилья, работы), потом потратим в 10 раз больше на борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией. Давайте посмотрим на наших «крутых парней», столь раздражающих общество, с другой стороны — с человеческой. У каждого из них есть семья, мать, жена, дети. С ними они, вероятно, способны на любовь и человеческие чувства и, возможно, «преступают» ради них. Если старый и немощный стоит с протянутой рукой, то здоровый и сильный, вернувшись из армии, профессионально наученный разрушать и убивать (и ничему другому), будет добывать на жизнь теми способами, которыми владеет. Должны бы остановить нормы. Ведь действие тогда и называется преступлением, когда переступаются нормы: правовые (закон), нравственные (мораль), общественные (совесть). Да «где ж те самые отцы, которых взять за образцы»? Кто решает судьбу молодежи, где немалое место занимает проблема военной службы? Неповзрослевшему психологически юнцу дают в руки оружие и учат мастерски им пользоваться. Вернувшись, он должен устраивать свою жизнь, ничего не умея. Теперь появилась альтернатива, с экрана телевизора это выглядит так: молодой и сильный парень вычищает судно из-под больного. И этим он будет заниматься четыре года? И при этом будет счастлив и благодарен своему государству? Тогда как это работа пенсионерки: пусть свою любовь, терпение проявит бабуля к больному, да и подработает, а парень пусть за это время построит жилье для себя и для других или что-то полезное для себя и общества.
Наши специалисты, побывав за рубежом, увидели и поняли, что многое у нас явно не так, не совсем нормально, но своего патриотизма не утратили. Наша группа изучала опыт лучших учебных заведений повышения квалификации Германии и Италии, но сохранила убеждение, что наше образование лучше. Вот только трудно было ответить на вопрос: «А что же вы так живете?», заданный зарубежным коллегой, а ему трудно понять, что преподаватель российского вуза имеет месячную заработную плату, равную оплате одного его часа (!) (замечу — не при худшей квалификации). Ответственность преподавателя вуза перед обществом (адекватная ответственности общества перед преподавателем) чрезвычайно велика. Выпускник вуза в обществе неизменно берет на себя социальную роль — руководитель, т.е. тиражирует свою духовность, свою культуру, свою цивилизованность на множество окружающих его людей как пример высокой нормы, как критерий действий. Атмосфера вуза сформировала его не только как профессионала, но и как личность, гражданина, который, находясь в некотором центре, образует вокруг себя свою атмосферу не без влияния Alma Mater.
Пример из зарубежного опыта.
В Париже есть Центр образования взрослых со странным названием «Баланс компетентности». Оказывается, они работают по индивидуальным программам со всяким желающим развиться и тем самым решить свои проблемы (в основном коммуникативные, рефлексивные). Это может быть направление предприятия или собственное понимание необходимости такого шага. Но это явно не для нас. Груз амбиций не позволяет сильным мира сего не позорить экран, который имеет многомиллионную аудиторию судей, включивших свои дуромеры и прочие естественные средства диагностики. Люди заряжаются недоумением, пессимизмом, цинизмом.
Можно найти много эмоциональных объяснений тому, что нас возмущает, не устраивает, но логика приведет в проблемы образования. Нашего студента обучают (и в этом преуспели), но его не упражняют в постановке целей и самоопределении, т.е. в управлении потребностями, что и есть воспитание. Да и процесс его развития остается за пределами педагогических технологий, происходит в силу природной необходимости, а не по культурным технологиям, что не способствует взрослению.
Овладение образовательными технологи-
Основа образовательных ями — главный элемент квалификации технологий преподавателя, и это сегодня актуальнейшая проблема образования взрослых. Не
так уж сложно найти специалиста, владеющего содержанием, необходимым для обучения предпринимательской деятельности. Но знание остается знанием, а не став убеждением, оно не сопровождает действие. Приобщения к культуре предпринимательской деятельности (в чем состоит главная функция бизнес-образования) не происходит. Преподаватель видит свои функции узко. Работая в репродуктивном режиме, он оставляет за пределами своей деятельности то, что составляет ее главное предназначение: научить не только содержанию, но и методу, развивающему способности оформлять мысли, понимать и быть понятым, осознавать действия. Для этого необходимо работать в моделях, которые позволяли бы овладеть технологией демократического общения, технологией партнерства, установления нормальной коммуникации и толерантности и в итоге — технологией разрешения проблем.
Овладевать всем этим можно самостоятельно в течение всей жизни в режиме здравого смысла, а можно под руководством специалистов: быстро, эффективно, с практической направленностью на профессиональную проблему.
Грядущее широкомасштабное реформирование предприятий, попытка их реанимации, оздоровления не оправдает и сотой доли тех усилий, которые на это будут направлены, если не начнется столь же широкомасштабной работы по преодолению инерции сознания, избавления от стереотипов и догм, прочно там поселившихся. Долговременная, технологичная, грамотная работа с управленческим корпусом должна быть направлена на преодоление в собственном сознании авторитарной модели взаимодействия, на овладение труднейшей технологией демократических отношений.
Формулы их просты и понятны.
Пойми себя:
= управляй своими потребностями, перестраивай их иерархию в зависимости от того, как ты отвечаешь на вопрос «ради чего?» в духовном (в материальном находится ответ на вопрос «для чего? для какого результата совершено действие?»). Это и есть критерий человечности;
= усваивай социокультурные нормы и не только своей семьи, и не только своего коллектива, и не только своей общности (территориальной, национальной, профессиональной), и не только своего общества, но и нормы мировой культуры, которые есть: совесть в обмене, понимание в общении, профессионализм в работе, гражданственность и патриотизм в обществе. Причастность и ответственность за культуру и есть твой долг, твоя позиция личности;
= развивай свои способности производить мысль, слово, движение, данные от природы; обеспечивай их соответствие, их гармонию. Выбирая способы действий, повышай планку, ибо только действие развивает твои способности. От того, какой ответ ты находишь на вопрос «как?», зависят твои отношения с окружающим миром, с природой. Они проявляются в твоем отношении к дому (организму, одежде, квартире, зданию, двору, улице, городу, планете), экологии. Это и есть твоя индивидуальность.
Все это вместе «человек — личность — индивид» и есть целостная позиция в отношениях с другими.
Пойми и учти другого, его потребности (его «хочу» — они другие), его нормы (его «должно быть, надо, нельзя» — они другие), способности (его «могу» — они другие). Его — другого — тебе не изменить. Изменять можно себя и тем самым влиять на другого. В этом его свобода, и в этом твоя свобода и толерантность.
И только с этих позиций решаются вопросы взаимодействия, общения:
= для чего? — с одной и другой стороны и появляется (или не появляется) общая цель;
= что содержу я? и что содержит он? что обменивается? (интеллектуальное, эмоциональное, материальное);
= как я могу совершить действие? и как он может совершить действие? (общий метод).
Именно ответы на эти вопросы помогают наладить нормальное общение, демократические взаимоотношения. Всякое упражнение, только многократно повторяемое, дает результат. Неплохо бы таких упражнений побольше каждому и всем вместе, тем больше, чем выше и шире сфера влияния каждого на людей.
Реформа системы предполагает реформирование всех ее элементов. Коренные качественные, революционные изменения (что и является смыслом сегодняшних реформ) приводят к противоречиям, проблемам, конфликтам, если нарушается одновременность преобразований в каждой подсистеме, теоретически это просто и понятно. Практика устанавливает определенную очередность, порождающую дополнительные препятствия. Они накапливаются и требуют глубокого осмысления и вряд ли будут разрешенными, если не дополнить их актуальным вопросом: «Готовы ли сами деятели?». Все ответы на эти вопросы находятся в сфере социальных отношений, в сфере социальных позиций, которые занимают руководители, управленцы, менеджеры. Модель социальных отношений «начальник — подчиненный», «руководитель — исполнитель», обрекающая всю иерархическую цепочку управления на коллективную безответственность, заменяется повсеместно субъектной моделью: самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение. Это оказалось чрезвычайно трудно.
Сознание, сформировавшееся в авторитарной атмосфере, не в состоянии усвоить эту модель моментально. Слишком велика инерция стереотипов, догм даже у тех, кто реформы возглавляет. Не воплотить новую идею старыми методами. Именно это несоответствие наблюдается повсеместно. Как всякое нарушение гармонии, оно не может восприниматься положительно. Освоить новые методы, т.е. новые способы действий — это значит развить свои способности выбирать и быть свободным, понимать и быть свободным, осознавать и быть свободным. Это дает возможность не нарушать свободу другого. Это и есть истинная демократия, к которой мы стремимся и не можем овладеть, пользоваться.
Гуманизм как очеловечивание в профессиональном образовании предполагает поменять профессиональную позицию с «властвую над тем, кто от меня зависим» (и значит, подавляю) на «обслуживаю других, для чего и нужна моя профессия в обществе» (и значит, служу другому, люблю его). Изменение позиции повлечет адекватное изменение целей, содержания, методов социальной деятельности.
Экологическая культура как составляющая образованного гражданина опять же не есть только изучение предмета «экология», а прежде всего есть культура отношения к организму (здоровью), дому, двору, городу, планете. Ею не овладеть, если с детства не упражняться в чистоте, опрятности собственной и окружающего пространства, если эти ценности не включены в деятельность учителя, преподавателя, вряд ли овладеет ими каждый в отдельности и общество в целом.
Сегодня это главное предназначение системы непрерывного образования взрослых, которая и занимается подготовкой деятелей. Именно ее необходимо реанимировать в первую очередь: сформировать в обществе потребность (нужду, интерес) к интенсивному развитию собственных способностей.
Только такой подход сократит протяженность «переходного периода», изменит тот «рассол», в который погружено очередное пропащее поколение. Остановить цепную реакцию бездуховности — предназначение преподавателя, если прежде всего он этого захочет (в силу собственной высокой духовности), если он на это способен (в силу высокого уровня собственного развития), если поймет значимость педагогической составляющей в собственной деятельности, если все это поймет общество и адекватно оценит значимость его труда и сам труд.
Еще по теме 6.1. Социально-психологический аспект проблем образования взрослых:
- Социально психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционности
- Этапы социально-психологического исследования.
- Тема 7. Проявление свойств личности в социально-психологических условиях валютног
- 5.2. Темы докторских диссертаций Тема 1. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации1
- СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О.П. Пунченко
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
- Социально-психологические, личностные и возрастные механизмы развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста
- СоциАльно-психологичЕский аспект готовности к управленческой деятельности
- Часть 2 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
- Субъективное благополучие как интегральный показатель социально-психологической адаптации детей трудовых мигрантов
- Социально-психологические аспекты жизнедеятельности личности в различных экологических условиях
- Социально-психологические причины конфликтов
- Глава 2 Личностная и социально-психологическая готовность
- Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ