<<
>>

П Р И МЕЧА Н II Я

основы всеобщей морали, ИЛИ катехизис

природы

Небольшая работа «filaments de la morale universelle, ou ca- tecliisme de la nature» была написана Гольбахом в 17G5 г. Сам Гольбах, по утверждению де Б юр а (см.

«Сообщение книгоиздателя» к комментируемому труду в настоящем томе), принял решение не издавать ее, однако вскоре после смерти философа рукопись была передана издателю семьей покойного и опубликована в 1790 г. Работа была переиздана в 1791 г., а в 1820 и 1838 гг. вышла в испанском переводе. Все содержание произведения, подчеркнутая простота изложения в нем основ философии и морали, а также отсутствие цитат из древних авторов и ссылок па труды философов и ученых всех времен, которыми изобилует, напри-мер, «Система природы», говорят о том, что автор хотел придать этой работе как можно больше популярности, предназначая ее для широкого круга читателей. Гольбах заявляет во введении к своему труду, что стремится излагать вопросы морали так, чтобы они были доступны «самым простым людям и даже детям». Популярный характер этой работы, однако, не спижаот со теоретической значимости. Она отражает важный этап в развитии философских взглядов Гольбаха. Именно в ней впервые четко сформулированы и систематизированы основные положения его этики, нашедшие впоследствии отражение в его трехтомном труде «La morale universelle, ou les Devoirs de l'homme fondes sur sa nature» («Универсальная мораль, или обязанности, возлагаемые на человека его природой»), вышедшем в 1776 г.

Данная работа публикуется в русском переводе впервые. Перевод выполнен Т. С. Батищевой.

См. Ювенал, Сатиры, М.— JI., Academia, 1937, стр. 114.—5.

В первом издании этой работы заголовок, данный непосредственно перед текстом, не совпадает с заголовком на титульпом листе. Это расхождение сохранено и в настоящем издапии.—9.

естественная политика, или беседы

об истинных принципах управления

Работа Гольбаха «La Politique naturelle, ou Discours sur les vrais principes du gouvernement» была издана в Амстердаме в 1773 г.

В конспиративных целях в качестве места издания книги был указан Лондон, а в качестве ее автора — «бывший государственный служащий». Работа была переиздана в 1774 г., а в 1778 г. появился ее итальянский перевод (изданный в Мантуе).

В этой работе Гольбах впервые дал развернутое и систематизированное изложение своих общественно-политических взглядов. На русском языке данная работа публикуется впервые. Перевод выполнен Т. С. Батищевой и В. О. Полонским.

1 См. Гораций, Оды, М., 1935, стр. 96.-55.

Беседа первая

Гольбах полемизирует здесь с рядом крупнейших представителей европейской философии XVII—XVIII вв. (Гоббс, Локк, Руссо), по мнению которых люди первоначально, в условиях «естественного состояния», не знали общества и государства, будучи разобщены друг от друга. Отстаивая тезис о том, что человек «всегда жил в обществе», Гольбах выступал против попыток определить некую полностью независимую от влияния общественной среды природу человека. В противоположность Гоббсу, склонявшемуся к мнению, что человек по природе зол, и Руссо, считавшему, что человек по природе добр, Гольбах справедливо утверждает, что «природа не создает людей ни добрыми, ни злыми» (см. § 5 настоящей беседы) и что таковыми их делает общество.—88.

Гольбах разделяет получившую широкое распространение в XVII—XVIII вв. теорию «общественного договора», выдвигавшуюся прогрессивными идеологами европейской буржуазии (Гоббс, Локк, Спиноза и др.) в борьбе против феодализма и абсолютизма. Согласно этой теории, государство возникло в результате добровольного отказа людей от ничем не ограниченной свободы ради благ, обеспечиваемых организацией порядка в обществе (охрана личности, имущества и т. д.). Поскольку Гольбах отвер-гает учение о «естественном состоянии», он трактует «обществен-ный договор» несколько иначе, чем большинство его предшественников. По его мнению, это не какой-то единовременный акт, относящийся лишь к отдаленному прошлому, а постоянно возобновляющееся соглашение.—96,

Здесь Гольбах полемизирует с Гельвецием и Руссо.

Гельвеций считал, что все нормальные люди от рождения обладают одинаковыми способностями к умственному труду; Гольбах же полагал, что сама природа наделила людей различиями. По его мпепию, люди от природы «значительно отличаются друг от друга по своим физическим и духовным силам» (см. начало настоящего параграфа).

При этом в противоположность Руссо, также признававшему различия людей по их природным задаткам, Гольбах считает, что эти различия делают неизбежным п целесообразным социальное неравенство. Преувеличение Гольбахом роли биологической организации людей привело его к обоснованию справедливости так называемого использования людей друг другом, т. е. фактически эксплуатации человека человеком. «...Теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут» (Я. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 3, стр. 410— 411).—101.

4 Гольбах разделяет так называемую теорию естественного права, сторонниками которой в новое время были Гуго Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Гельвеций и др. Одним из основных положений этой теории была идея «естественного закона», открываемого человеком с помощью разума. Идея «естественного закона» была идеологическим оружием буржуазии, направленным против феодализма и абсолютизма. Феодальный строй объявлялся несовместимым с требованиями природы и разума; буржуазные общественные отношения признавались разумными и «естественными», возникающими из свойств человеческой при-роды и соответствующими «неотъемлемым правам» человека на свободу, собственность, телесную неприкосновенность и т. д.

В соответствии с этой прогрессивной для XVII—XVIII вв., но антиисторичной по своей сути концепцией Гольбах подразделяет законы на «естественные», которые вечны и неизменны, и гражданские, являющиеся применением «естественных законов» к преходящим условиям времени.—108.

6 Гольбах, по-видимому, полемизирует здесь с предшественниками классического французского утопического социализма Мелье и Морелли, отстаивавшими утопическую для своего времени, но исторически прогрессивную идею необходимости упразднения частной собственности для устранения социальной неспра-ведливости.

В период написания «Естественной политики» Гольбах уже имел возможность познакомиться с их идеями. Основной труд Морелли «Кодекс природы» вышел в свет в 1755 г., а выдержки из знаменитого «Завещания» Мелье были изданы Вольтером в 1762 г. Вполне возможно также, что Гольбах позна-комился с «Завещанием» уже в рукописи.— 120.

Беседа вторая

Озирис (Осирис) — один из главных богов египетского пантеона, который, по преданию, научил египтян земледелию, врачебному и строительному искусству. Гермес — в древнегреческой мифологии бог пастбищ и стад, торговли и дорог, покровитель пастухов и путешественников. Триптолем — в древнегреческой мифологии изобретатель плуга, распространявший земледелие среди греков.—135.

Орфей — мифический певец Древней Греции, легендарный основатель религиозно-мистических таинств. Минос — мифический царь Крита, которому предание приписывает создание знаменитого свода законов, якобы составленного но указаниям верховного греческого бога Зевса. Анн Марций — легендарный римский царь, внук Нумы Помпилия; считался покровителем мирных занятий, земледелия, ремесел. Нума Помпилий — легендарный римский царь, по предапию, осуществивший ряд религиозных и правовых реформ.—136.

Нимврод — легендарный основатель Вавилонского государства и городов Эрреха, Аккада, Халнэ.—137.

Сезострис — имя трех египетских фараонов так называемой XII династии, которым приписывается завоевание Ассирии, Мидии, Эфиопии и др.—137.

6 Союз ахейцев — федерация греческих городов в Пелопоннесе, созданная в 280 г. до н. э.—137.

Союз объединенных провинций — Голландия.—137.

В отношении к народным массам, а в связи с этим и к демо-кратии, быть может, ярче всего сказывается классовая ограни-ченность взглядов Гольбаха. Теоретически его тезис о «неудоб-ствах демократии» связывается им с положением о «природном» неравенстве людей. Практически же это недоверие к народным массам, опасения по поводу их «необузданности», которые про-являются и в отношении Гольбаха к революции (см.

примечание 12 к данной беседе). Позиция, занимаемая Гольбахом относительно демократии, значительно отлична от позиции Гельвеция и Дидро, признававших республику наилучшей формой правления, хотя и с известными оговорками о трудностях ее осуществления па практике.—142.

Гольбах имеет в виду Ш. Монтескье (см. III. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 162).—145.

Остракизм — особая форма голосования в пародном собрании Древних Афин; применялась при решении вопроса об изгнании граждан, опасных для существовавшей в Афинах рабовладельческой демократии. Голосование производилось черепками, на которых писались имена изгоняемых. Аристид (540— 467 гг. до н. э.) — афинский политический деятель и полководец возглавлявший демократическое направление в общественной жизни Афин. В 483 г. был изгнан из Афин, потерпев поражение в борьбе со своими политическими противниками. Фокион (402— 318 гг. до н. э.) — афинский полководец и государственный деятель. Политика уступок, проводимая им по отношению к Македонии, дала последней возможность захватить Пирей. Это вызвало недовольство народного собрания Афин. В результате Фокион был осужден на смерть.—146.

Эта мысль Гольбаха перекликается с основными положениями «Духа законов» Монтескье.—151.

N. Machiavelliy Discorsi sopra la prima Deca di Tito Livio, Firenze, 1883, p. 165. (#. Макиавелли, Исследования о десяти первых книгах Тита Ливия, Флоренция, 1883, стр. 165).— 154.

Отпошение Гольбаха к революции является противоречивым. С одной стороны, оп (в отличие, например, от Монтескье) признает право наций на революционное ниспровержение всякого

Деспотизма и всякой тирании. С другой — всячески рекомендует реформы в противовес «ужасам» революции. В этом сказывается буржуазная ограниченность воззрений Гольбаха, который опасается, как бы направленная против феодального деспотизма революция не нарушила основ «порядка» вообще, т. е. идеализированных буржуазных имущественных отношений.—156.

Беседа третья

Имеется в виду Оливер Кромвель (1599—1658 гг).—184.

Альфонс IX, по прозвищу Благородный, или Добрый (1155—1214 гг.), король Кастилии; известен как талантливый полководец, умный политик, заботившийся о развитии просвещения н расцвете паук.—196.

В данном случае Гольбах разделяет предрассудок, характерный для буржуазной общественно-политической мысли того времени.—202.

Беседа четвертая

Проб Марк Аврелий (232—282 гг) — римский император, который предпринял попытку заставить легионеров заняться в промежутках между войнами мирным трудом, чтобы оздоровить армию и поднять сельское хозяйство. Недовольные солдаты взбунтовались и убили Проба.—231.

Гольбах имеет в виду пожар, произошедший в Риме в 64 г.

Ходили слухи, что виновником этого бедствия был Нерон, кото-рый приказал поджечь Рим, так как хотел перестроить город по-новому. Действительных подтверждений этой версии нет. Даже Тацит, отрицательно относившийся к Нерону, сомневался в достоверности этого обвинения (см. Корнелий Тацит, Сочинения, том II, С.-Петербург, 1887, стр. 486—488).—231.

Беседа пятая

* Гольбах имеет в виду афинян. Мильтиад (конец VI— начало V вв. до н. э.) — знаменитый афинский полководец; после одной из неудач в войне с персами он был обвинен в зло-употреблении доверием народа, заключен в темницу, а затем изгнан из Афин. Кимон (507—449 гг. до н. э.) — афинский пол-ководец, сын Мильтиад а, одержавший ряд крупных побед в борьбе объединенных сил греческих городов с Персией. Кимон выступал в качестве противника демократизации общественной жизни Афин. В 461 г. до н. э. в результате победы демо-кратического течения в Афинах он был изгнан за пределы родины.—290.

Илоты — земледельцы в Древней Спарте. Илоты считались собственностью государства и прикреплялись к участку земли. Спартанцы чрезвычайно жестоко обращались с илотами, устраивая против них карательные экспедиции — криптии.—290.

Гольбах полемизирует здесь с Монтескье, полагавшим, что строй общества определяется главным образом географической средой. Считая преувеличением эту мысль Монтескье, Гольбах, однако, и сам склонен к переоценке роли географической среды (см., например, в наст, томе беседу II, § XXII; беседу VII, § II).—294.

4 См. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 393 (вторая часть приводимой Гольбахом цитаты, начиная со слова «люди», отсутствует у Монтескье).—305.

6 Гольбах намекает на распространенный в средневековье в мусульманских странах Ближнего Востока обычай, заключавшийся в том, что правители посылали попавшим в опалу вельможам шелковый шнур как символ приказа покончить жизнь самоубийством.—318.

Гордон, Жак Лемор (1553—1641 гг.) — французский иезуит, религиозный писатель. Его основными трудами являются: «Biblia Sacra cum commentariis», Paris, 1632 («Святая библия и комментарии к ней», Париж, 1632) н «Theologia moralis univer- sa», Paris, 1634 («Всеобщая нравственная теология», Париж, 1634).—320.

Гольбах имеет в виду события, имевшие место во время Великой английской революции (1640—1660 гг.). Потерпев пора-жение в борьбе с парламентом, король Англии Карл I был казнен 30 января 1649 г., а его сын Карл II лишился трона (19 мая 1649 г. Англия была объявлена республикой).—326.

Лабрюйер, Жак (1645—1696 гг.) — французский писатель- сатирик, остро разоблачавший нравы дворянского общества и монархические порядки того времени. Основное произведение Лабрюйера — «Caracleres do Theophraste, traduits du grec, avcc les caracteres ou les moeurs de ce siecle», Paris, 1688 («Характеры Теофраста, в переводе с греческого, с приложением обозрения характеров или нравов этого века»). В 1889 г. эта работа вышла в русском переводе (см. Ж. Лабрюйер, Характеры или нравы этого века, С.-Петербург, 1889).—335.

В начале VII в. н. э. объединившиеся иод флагом ислама арабские племена вышли за пределы Аравийского полуострова и начали завоевание соседних земель. Одержав ряд побед в столкновениях с Византией и Ираном, они образовали так называемый Арабский халифат, достигший наивысшего могущества в VIII в. Простираясь в эпоху своего расцвета от берегов Атлантического океана на западе до границ Китая на востоке, Арабский халифат превосходил своими размерами империю Александра Македонского и Римскую империю времен Августа и Траяна.—336.

Беседа шестая

Гольбах имеет в виду III. Монтескье (см. Ш. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 288—289).—340.

Гольбах имеет в виду последователей Конфуция (551— 479 гг. до н. э.).—355. 1 Н

Гольбах имеет в виду III. Монтескье (см. Ш. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 352).—367.

См. Ш. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 426.—371.

Б Речь идет о походе Ксеркса в 480 г. до п. э. на Грецию. Несмотря на огромный перевес персов над греками как в количе- стве сухопутных войск, так и в размере флота, персы потерпели полное поражение в сражении около о. Саламнна.—373.

Гольбах, по-видимому, имеет в виду поражение Испании в Тридцатилетней войне (1618—1648) и последующих войнах с Францией и Англией, результатом которых явилось признание независимости Голландии (Батавия — старинное название Голландии).—373.

Гольбах имеет в виду эпизод из войны римлян с поптий- ским царем Митридатом VI. В 69 г. до п. э. войска римлян изгнали из Каппадокии — небольшого государства в восточной части Малой Азии — ставлеппика Митридата, так называемого Лжеари- арата. После этого каппадокийцы, отказавшись от предложенной им римским сенатом республиканской формы правления, выбрали себе нового царя — Ариобарзана.—375.

Беседа седьмая

В 1669 г. известный английский философ Д. Локк составил по заданию графа Шсфтсбери проект административного устрой-ства для английской колонии Новая Каролина в Северпой Америке (расположенной на территории нынешних штатов Джорджия и Южная Каролина). Это устройство оказалось столь тягостным для переселенцев, что они добились его отмены через 20 лет.—386.

Солон (638—559 гг. до и. э.) — выдающийся политический деятель Древних Афин. В 594 г. до и. э. им был осуществлен ряд реформ, открывших путь для развития рабовладельческой демократии. Важнейшей из этих реформ была ликвидация долгов, тяготевших над крестьянскими наделами. Ликург — легендарный законодатель Спарты. Согласно преданию, он создал спартанское государство и установил равенство всех членов гражданской общины спартанцев. Легенда о Ликурге возникла в IV— III вв. до н. э., когда от равенства граждан Спарты не осталось и следа из-за имущественного расслоения спартанской общины и выделения так называемых гнпомейонов, т. е. малоимущих спартанцев, обладавших лишь урезанными гражданскими правами.—389.

Эту мысль Платой проводит в одной из своих важнейших работ— «Государство» (см. Платон, Сочинения, том III С.-Петербург, 1863, стр. 284).—390. »

См. Сочинения Корнелия Тацита, С.-Петербург, 1887, том II, стр. 370—413.—390.

По-видимому, Гольбах имеет в виду Платона.—393.

e terra incognita (лат.) — неведомая земля.—399.

По-видимому, Гольбах имеет в виду высказывание Иордана — одного из вождей готов, приводимое также Монтескье в «Духе законов» (см. Ш. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 391).—402.

Имеются в виду Индия и Вест-Ипдия.—404.

Гольбах намекает на действия Англии по отношению к ее колопиям в Северной Америке.—409.

В начале XIII в. Чингис-хаи начал захват Китая; его внук хан Хубилай завершил полное завоевание Китая и провоз-

Гласил себя китайским императорОхМ, осповав династию Юань. В начале XI в. в Индию начали вторжение войска феодалов из стран Среднего Востока (Афганистана, Пенджаба, Персии и др.), и к началу XIII в. вся территория вдоль Инда н Ганга была захвачена.—415.

См. Бэкон. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические, XXXIV. О богатстве, М., 1962, стр. 65.—420.

Гольбах имеет в виду Англию.—

Беседа восьмая

Гольбах полемизирует здесь с Макиавелли.—452.

См. Т. ГоббСу Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, М., 1930, стр. 115.—455.

Имеются в виду войны, которые в XVI— XVII вв. Испания вела с Англией из-за соперничества в областях колониальной экспансии, а также с Францией из-за соперничества в ряде областей Европы.—457.

Эпаминонд — прославленный полководец и видный политический деятель Древней Греции. Возглавив армию крупнейшего города Беотии Фив, Эпаминонд наголову разбил спартанцев в сражении у Левктр (371 г. до н. э.). Эта победа и три последующих похода Эпаминонда в Пелопоннес привели Спарту к утрате ее прежнего могущества; Фивы же добились военной и политической гегемонии в Греции.—464.

Речь идет об эпизоде из Пунических войн (264—146 гг. до н. э.) между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.—473.

Возможно, Гольбах имеет здесь в виду «Проект сохранения вечного мира в Европе», опубликованный Сен-Пьером в 1713— 1717 гг., а также трактаты его предшественников Сюлли и Крюссе (XVII в.). Идеи Сен-Пьера были весьма популярпы во Франции в период жизни Гольбаха. Популяризации их в значительной мере содействовал Руссо, опубликовавший в 1761 г. краткое изложение обширного трактата Сеп-Пьера.—479.

Беседа девятая

Гольбах имеет в виду судьбу Древнего Рима.—485.

Речь идет о борьбе между Марием и Суллой за верховную власть в Римской республике (100—86 гг. до н. э.). Марий возглавлял сторонников рабовладельческой демократии — популяров, которые опирались на крестьянство и городской плебс; Сулла был во главе оптиматов — политической группировки, объединявшей рабовладельческую аристократию и выражавшей интересы крупных землевладельцев.—^.

Союз Гименея — брачный союз. Гименей — бог брака у древних римлян и греков.—512.

tabula rasa (лат.) — чистая доска. Этим термином Локк обозначал первоначальное состояние человеческого сознания, т. е. сознание, еще не подвергшееся влиянию опыта.—516. 6 Потерпев неудачу в попытке овладеть Грецией с помощью вооруженной силы во время греко-персндскпх войн (500—449 гг. дб н. э.), Персия продолжала, однако, активно вмешиваться в греческую политику, используя при этом междоусобную борьбу греческих государств, в первую очередь Афин и Спарты. В этой борьбе Спарта была вынуждена неоднократно обращаться к Персии с просьбой оказать ей денежную помощь, дипломатическую поддержку и т. д., в свою очередь уступая притязаниям Персии на гегемонию над греческими и малоазиатскими городами.—520.

Агис IV — царь Спарты (245—241 гг. до н. э.), который стремился превратить свою страну в военно-бюрократическое государство с сильно централизованной властью. Для этого прежде всего было необходимо увеличить число боеспособных спартанцев. С этой целью царь начал проводить реформу по огосударствлению земель и раздаче их безземельным спартанцам. Противники реформы — олигархи воспользовались отъездом царя, отменили реформы Агиса, а его самого предали суду, обвинив в стремлении к тирании. В 241 г. до н. э. Агис был казнен.—520.

«Непрочно то царство, где отсутствуют стыд и забота о соблюдении законов, чистоты, благочестия и веры» (см. Senequr, Tragedies, Paris, 1926, p. .97).—52l.

V4 35 Поль Л при Гольоах

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме П Р И МЕЧА Н II Я:

  1. Масть мечей.|
  2. Двойка Мечей
  3. ^ Тройка Мечей
  4. Четверка Мечей
  5. Пятерка мечей
  6. Шестерка Мечей
  7. Семерка Мечей
  8. Восемь Мечей
  9. Девятка Мечей
  10. Десятка Мечей
  11. Валет Мечей
  12. Рыцарь Мечей
  13. Королева Мечей
  14. Король Мечей
  15. Огнем и мечом