<<
>>

I. Определение деспотизма

Все люди стремятся к счастью, но лишь немногим дано насладиться им. Ни одно общество не может быть счастливо без свободы; тем не менее в силу печального рока почти все нации стонут в оковах.

Обширнейшие страны подчинены произволу небольшого числа смертных, на милость которых словно самой судьбой отданы все остальные люди. Куда бы мы ни устремили свой взор на земле: будь то ледяные просторы севера, зоны умеренного климата или страны, обогреваемые лучами палящего солнца,— повсюду мы видим народы, подчиненные безжалостным чудовищам, которые правят ими железной рукой. Миллионы людей кажутся рожденными лишь для того, чтобы трудиться ради благополучия одного человека, возомнившего себя богом и убежденного в том, что он ничем не обязан ни гражданам, которых считает низшими существами, ни обществу, от которого получил власть. Он вообра-жает, будто ему все дозволено, будто самые священные законы природы созданы лишь затем, чтобы уступать его капризам,— словом, будто ему одному принадлежит право наносить вред всем, в то время как никому не дано даже права роптать на это.

Деспотизм — это узурпированная власть, основанная на абсурдном притязании, будто любая воля государя должна стать законом для общества. Когда эта воля несправедлива, она представляет собой не что иное, как тиранию. Тиран — это государь, который силой принуждает общество склониться перед своей волей и подчиниться своим несправедливым прихотям, осуществляя таким образом свои деспотические притязания. Чтобы быть государем, а не тираном, надо лишь взять на себя труд установить определенные законы, и повелители, не делающие этого, просто глупы.

Почти все, кто правит людьми, хотят осуществлять над ними ничем не ограниченную власть; в то же время они приходят в ужас, когда их называют деспотами и тиранами, будучи не в силах скрыть от самих себя, насколько одиозны подобные «титулы». При самых развращенных государях есть подданные, которые пользуются их благосклонностью, разделяют со своими повелителями выгоды от угнетения граждан, но относятся нетерпимо к тому, что их называют так, как они заслуживают.

Даже самая развращенная и порочная власть всегда находит приверженцев и защитников.

289

19 Поль Лнри Гольбах

С другой стороны, каждый недостойный и злонамеренный человек считает себя вправе быть недовольным правительством, которое сдерживает его страсти или не разделяет его безнравственных взглядов; в этом случае он жалуется на то, что живет при деспотизме. Более того, находятся люди, которые именуют тиранами самых добродетельных государей, стоит только последним с неодобрением отнестись к их идеям, отказаться пойти на уступки их страстям, их фанатизму, их исступленной нетерпимости в вопросах религии или помешать им наносить ущерб обществу. Порочный человек считает законной любую власть, которая по-кровительствует его распущенности и его заблужде-ниям, и рассматривает как тирана всякого, кто стре-мится их пресечь. Чтобы исключить какую бы то ни было двусмысленность, попытаемся раскрыть истин-ное содержание понятия тирания.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме I. Определение деспотизма:

  1. МОСКОВСКИЙ ПАНСЛАВИЗМ И РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ
  2. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
  3. позитивность ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА
  5. I. Определение деспотизма
  6. § 1. Древняя Греция
  7. § 1. Либеральная доктрина: от человека к государству
  8. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. VI. МОНТЕСКЬЕ
  10. КОСМОС ИСЛАМА