<<
>>

§ V. О предрассудках, благоприятствующих институтам древности


385
25 Поль Анри Гольбах
Таким образом, мы видим, насколько опасны предрассудки, которые заставляют нас, не вдумываясь в существо дела, считать законы, установленные нашими предками, неизменными правилами руководства государством в настоящее время.
Древность так тяготеет над людьми, что они боятся совершить святотатство, отступив от ее установлений. Создается впечат-
ление, будто освященная веками давность исключает возможность всякого пересмотра: то, что долго живет, всегда считается нерушимым и священным. Когда в силу изменившихся обстоятельств народы и те, кто, ими управляет, попадают в бедственное положение, они обычно опять обращаются к первозданным законам как к целительным средствам. Люди льстят себя надеждой, будто станут счастливее, как только начнут следовать тому, что практиковалось в древние времена, но не замечают, что законы, установленные до возникновения новых обстоятельств, не способны устранить затруднения, вызванные этими обстоятельствами. Неужели люди никогда не поймут, что время, изменяя человеческие убеждения, потребности, страсти и предрассудки, с необходимостью приводит к противоречию между их нынешним положением и законами, бывшими в силе в прежние времена? Устанавливая законы для амери-канского штата Джорджия, Локк считал, что эти законы смогут просуществовать не свыше ста лет1. Современный разум непременно должен исправ-лять, изменять, уничтожать те древние институты, ошибочность, опасность и бесполезность которых показал нам жизненный опыт. Большая часть европейских наций до сих пор подвергается тирании старинных законов, которые не отвечают современным условиям жизни этих народов; эти законы все еще пользуются уважением только потому, что их уважали прежде; привычки и несправедливые обычаи, когда-то сложившиеся у варваров, поныне держат в подчинении цивилизованные народы. Военные законы, установленные дикими завоевателями, и сейчас в силе в мирных странах, народы которых добывают средства существования с помощью торговли. Римские законы составляют основу законодательства многих наций, ничего общего не имеющих с Древним Римом, Законы, привычки, обычаи отличаются друг от друга даже в разных провинциях какого- либо государства; однако каждой из частей одной и той же нации управляют на основе правил, установленных для нее правившими когда-то в древности, при давно уже больше не существующих обстоятельствах, государями. Каждая из провинций упорствует в стремлении сохранить свои старийные установлейия, именуемые ею привилегиями и правами, хотя они зачастую весьма вредны, бессмысленны и несправедливы.
§ VI. Пороки законодательств
Эта пестрая смесь законов и обычаев приводит к тому, что у современных народов запутанное, абсурдное и противоречивое законоведение почти всегда находится не в ладах со здравым рассудком. Самые просвещенные судебные органы настолько стеснены различными формальностями, обычаями, предрассудками и безрассудными правилами, что не знают, какие решения им следует принимать. Хаос невразумитель-ных законов приводит к тому, что защитники справед-ливости не знают, чью сторону им следует принять, и отдаются в своих решениях на волю случая. Таин-ственные, сложные и неясные законы свидетельствуют о преднамеренном стремлении устанавливать западни и ловить в них граждан. Законы должны быть ясны и понятны для тех, кто обязан их соблюдать; законы, количество которых постоянно увеличивается, свиде-тельствуют о плохом правлении. В силу какого-то странного рока в государствах, похваляющихся наибольшей свободой, законы и работа над их улучшением предаются полному забвению. До сих пор у людей все еще не существует сносного законодательства; общественная молва, устарелый авторитет, чуждая всяким размышлениям рутина — вот что руководит даже самыми просвещенными народами. Часто гражданин был бы более счастлив, совсем не имея законов и предоставив управлять собой естественному здравому смыслу, чем подчиняясь множеству предписаний, которые мешают ему осознать свои права. Это приводит к тому, что судебный процесс ведется произвольно, понятия о справедливом и несправедливом смешиваются и в решениях, которые принимают суды, нет ничего определенного и твердо установленного. Судья бывает иногда вынужден отказаться от справедливости ради буквы закона. Это ведет к отсрочкам и бесконечным затяжкам гражданских процессов. Страна полна людьми, специально занимающимися комментированием и разъяснением остальным гражданам таинственной науки — юриспруденции. Никто не может обольщать себя мыслью, что он ясно разбирается в собственных делах; никто не может быть уверен в том, что право на его стороне. Юридические формальности существуют для защити народов — такова аксиома нашего века. Однако очень мало людей обладает достаточным опытом для того, чтобы не запутаться в законах и не попасть в тюрьму за несоблюдение каких-нибудь формальностей; в то же время среди нас вполне достаточно людей, умеющих попирать самые очевидные права и дать возможность восторжествовать самой явной несправедливости. Средства существования граждан проедают люди, которые обязаны были бы обеспечить гражданам возможность пользоваться их собственностью; эти средства служат добычей для множества жадных пиявок, единственным занятием которых является затемнение, извращение и маскировка истины, хотя они и похваляются, будто защищают правду и выставляют вещи в их подлинном свете. Семьи, разо-ренные алчностью, недобросовестностью или бездар-ностью этих людей, нередко считают закон бедствием; граждане иногда принуждены предпочесть произволь-ные и поспешные решения, принимаемые в самых дес-потических странах, мнимому правосудию и мнимой справедливости, которыми кичатся многие свободные и просвещенные государства.
<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § V. О предрассудках, благоприятствующих институтам древности:

  1. Древность стачек: возмущения в древности; плебс на Авен- тинском холме.
  2. 8.6. Предрассудки в межкультурной коммуникации
  3. Рынки институтов Предложение институтов на мировом рынке
  4. § XXVII. Следствия предрассудков, связанных с происхождением
  5. Серебрякова Каринэ Арташесовна Мы и они: стереотипы и предрассудки в межнациональных отношениях
  6. .ГЛАВА VI ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИМЕР О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СЛЕДСТВИЯХ ПРЕДРАССУДКА ОТНОСИТЕЛЬНО ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ
  7. ИСТИНЫ И ПРЕДРАССУДКИ[III] (диалог с отступлениями)
  8. Параграф [ О происхождении предрассудка относительно врожденных идей
  9. Параграф II О следствиях предрассудка относительно врожденных идей
  10. ГЛАВА V ОБ ОДНОМ ПРЕДРАССУДКЕ, КОТОРЫЙ НЕ/ПОЗВОЛЯЕТ УБЕДИТЬСЯ В ОЧЕВИДНОСТИ ЧУВСТВА
  11. Б. Чичерин ДРЕВНОСТЬ.
  12. СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ И ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
  13. Древности
  14. Древность человека.
  15. «Любители достопочтенной древности»
  16. 1. ПОЛУОСТРОВ ИНДОСТАН В ДРЕВНОСТИ 52
  17. Эпоха поздней Древности
  18. 2.3. Эпоха поздней Древности