<<
>>

§ VII. Законы должны изменяться в зависимости от потребностей государства

Таким образом, если нации или те, кто ими управляет, в силу каких-либо обстоятельств окажутся в тяжелом положении, пусть они изучат принципы объединения людей и законы человеческой природы, пусть прибегнут к советам опыта и разума, пусть взвесят пользу того или иного мероприятия.
Пусть они заинтересуются не тем, что было в прошлом или что есть в настоящем, а тем, что им необходимо сделать в будущем. Им следует перестать равняться на нелепые, варварские обычаи, установления и законы, которые основаны лишь на невежестве и предрассудках, проис-хождение и сущность которых никогда не подвергались тщательному изучению и уважение к которым сохраняется только из-за глупой и бессмысленной привычки преклоняться перед стариной.

Пусть нации поймут, наконец, что законы созданы для них, а не они для законов.

Утверждать, что древние законы не могут быть от-менены, столь же абсурдно, как и требовать, чтобы взрослые люди продолжали пользоваться одеждой, которую носили в детстве, или пеленками, которыми их укутывали в колыбели.

По мере того как общественная жизнь совершенствуется, становится более просвещенной или еще каким- либо образом изменяется, должны изменяться также ее законы и правила. Почти все народы становятся жертвой суеверных предрассудков и политики, прямо противоположной их самым дорогим и близким интересам. Монархи почти никогда не призывают в качестве советников опыт и разум. Людьми должны руководить природа и потребности, которым следует оказывать предпочтение перед любыми законами, обычаями и учреждениями, поскольку их власть предшествует всем человеческим институтам. Общественный разум, как и разум отдельных индивидов, исходит из опыта. Я повторяю, что политика является не чем иным, как опытом или разумом, приложенным к потребностям государства; как только закон начинает приносить вред, он должен быть изменен или отменен. Разум должен постоянно устранять порочность законов, которые слишком часто оказывались следствием силы или предрассудков.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § VII. Законы должны изменяться в зависимости от потребностей государства:

  1. О связи со-ЗАвисимости с УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Н. Г. Артемцева (Москва)
  2. § VII. Свобода должна быть основана на разуме и добродетели
  3. Зависимость чувств от потребностей. Чувства и разум. Болезненные особенности настроений.
  4. Раздел VII. MEТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  5. Британские колонии и зависимые государства (Dependencies) в 1900 г.
  6. А.В. ЧЕРКАСОВ, руководитель программы «Горячие точки» РОО Правозащитный центр «Мемориал» Чрезвычайные меры должны применяться в соответствии с законом
  7. § VII, Об обязанностях, о долге, о естественных законах
  8. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком, 2008
  9. —— Глава VII ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  10. Глава VII Права человека и социальное государство
  11. ГОСУДАРСТВА ИНДИИ В VII - XlI ВВ.
  12. ГЛАВА VII УПАДОК ПОЗДНЕАЮТИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА (1688—1782)
  13. VII. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, НАЛАГАЕМОЕ ЗАКОНОМ ПРИРОДЫ, ВЕЧНЫМ И ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМ? ДА, ЯВЛЯЕТСЯ
  14. Законы Спартанского государства
  15. 2. 1. Конституция Российской Федерации - базовый закон государства
  16. КОНСТИТУЦИЯ РФ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
  17. ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОТСУТСТВИЯ БЛАГА. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ
  18. Глава V МИССИИ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ВРЕМЕНИ (VII—VII! вв.)
  19. САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ