<<
>>

Глава VIII

Пейропи, Франсуа Яьиго (1678—1747) — французский врач и анатом.—143.

Ворелли, Джиоеанни Альфонсо (1608—1679) — итальянский астроном, сторонник механистической физиологии.—143.

Бартолини (1616—1670) — анатом.—143.

Виллис, Томас (1622 — 1675) — английский врач и анатом.—143.

6 Кларк, Самуил (1675—1729) — английский пастор, религиозный философ.

В борьбе с материалистами и атеистами (Спи- поза, Гоббс, Толанд, Коллинз) он пытался опереться на ньютоновскую физику и данными естествознания обосновать истинность христианской религии. Полемике с Кларком посвящена гл. IV ч. II «Системы природы».—146.

6 Додуол, Генри (1641—1711) — английский теолог, философ и историк. Считал человеческую душу смертной.—146.

Глава IX

1 Сенека, Луций Анне И (ок. 4 до гг. э. — 65 н. з.) —римский философ-стоик.—177

Глава X

1 Скалигер, Жюль - Сезар (1484—1558) — французский филолог и натуралист, автор критических комментариев на сочинения Аристотеля, Теофраста, Гиппократа.—184.

Глава XI

Кодр (XI в. до н. э.) — легендарный афинский царь.— 223.

Деций, Публий Мус (IV в. до н. э.) — римский консул, героически пожертвовавший собой в битве.—223.

Калам (правильнее Іхаланас или Кальян) — индийский брахман, современник Александра Македонского; покончил с собой в Персии, взойдя на костер с нением индусских гимнов.— 223.

Перегрин (II в.) — афинский философ; в сатире Лукиана «Смерть Перегрина» этот философ изображен мошенпиком и шарлатаном, завоевавшим большую популярность у христиан.—223.

6 Сено, Ліан (1601—1672) — французский теолог.—231.

Герои греческой мифологии. Орест по приказанию оракула Аполлона убил свою мать Клитемнестру и ее супруга Эгиста, мстя за убийство ими своего отца Агамемнона. Фиванскому царю Лайю оракул предсказал, что его сын Эдип убьет его, а на своей матери женится. Несмотря на то что родители Эдипа и он сам знали об этом предсказании и делали все, чтобы оно не сбылось, события сложились так, что Эдип убил Лайя и женился на своей собственной матери.—232.

Автор «Трактата о системах» (1749) Этьен Боно де Кондильяк (1715—1780) — французский философ, пропаганди-ровавший и развивавший локковский сенсуализм.

В «Трактате о системах» Кондильяк с позиций сенсуализма подвергает крити-ке рационалистическую философию XVII в., в особенности идеа-лизм Декарта, Мальбранша и Лейбница.—236. 8 Эта мысль, встречающаяся у Спинозы, представляет собой диалектическую постановку вопроса, который, однако, домар- ксовские материалисты пе смогли разрешить.—237.

Глава XII

Критика Гольбахом уголовного законодательства Франции с буржуазно-демократических позиции перекликается с идеями Вольтера и Беккария, подробно разобравшими связапные с этим вопросы. — 246.

Имеется в виду основатель ислама Магомет.—260.

Глава XIII

Ферекид (VI—V вв. до н. э.) — греческий писатель, автор «Теогонии» и «Космологии», учил о превращении душ.—266.

Аббади (ок. 1650—1727) — протестантский теолог, апологет христианства.—266.

Лукан, Марк Анной (39—65) — римский поэт, сторонник стоицизма.—271.

Лига — объединение католиков, ведшее долгую борьбу с гугенотами (протестантами) в период религиозных войн XVI в. во Франции (1562—1594).—276.

Птолемей Филадельф (285— 246 до н. э.) — египетский царь.—282.

«Федон» — диалог Платона, в котором излагается учение о бессмертии души.—282.

Дасье, Андре — французский филолог, переводчик античны х писателей на французский язык.—282.

Тимей Локрийский (V—IV вв. до н. э.) — философ-пифагореец, выступает в качестве главпого персонажа диалога «Тимей», где изложено натурфилософское учение Платона.—289.

Зенон Китионский (336—264 до н. э.) — греческий философ, основатель стоицизма.—289.

Арриан, Флавий (II в.) — друг и ученик Эииктета, изложивший его учение в «Беседах Эпиктета». —290.

В греческой мифологии Аид (Ад) — подземное царство, куда направляются души умерших люден; Ахеронт, Коцит (Кокит), Флегетон — реки этого царства.—290.

Глава XIV

Сарды — столица древней Лидии, большой и богатый город. После нашествия готов и Тимура Сарды были разрушены и на их месте осталась лишь маленькая деревушка.—300.

Глава XVI

Имеется в виду Генрих IV (1553—1610), французский король, положивший конец религиозным войнам во Франции на основе политики веротерпимости.—338.

Петроний, Гай (ум.

в 66) — римский поэт-сатирик.—338.

Глава XVII

1 Саллюстий, Гай Крисп (86—36 до н. э.) — римский историк. —347.

масть вторая

Глава I

Этим автором является Генри Ковентри. Его сочинение было издано в Лондоне в 1736 г.—362.

Гольбах здесь правильно подмечает такой древнейший тип религиозных верований, как фетишизм. Однако он ошибочно связывает эволюцию религиозных представлений только с раз-витием познания, игнорируя социальные факторы. Особенно неверно это в отношении причин перехода от политеизма к монотеизму, в основе которого лежал факт создания великих мировых империй. Гольбах, как и большинство философов XVIII в., находился во власти иллюзии о первобытном человеке как философе, размышляющем о причинах явлений.—368.

Глава II

Варрон, Марк Теренций (116—27 до н. э.) — римский поэт, но философским взглядам близок к стоикам.—381.

«Письма о мифологии» (1748), изданные в Лондоне, принадлежат английскому теологу Томасу Блекуэллу.—382.

Апулей, Луций из Мадавры (ок. 135—180) — римский оратор и писатель, автор «Метаморфоз». —382.

Максим из Мадавры (IV в.) — римский грамматик, сторонник стоицизма.—383.

6 «Один весьма знаменитый человек» — великий французский просветитель Вольтер, с позиций деизма боровшийся против религии и церкви.—386.

Глава III

Шерлок, Вильям (1641—1707) — английский теолог,—401.

Гигес (VII в. до н. э.) — царь Лидии.—407.

Гастрел, Френсис (1662—1725) — английский теолог и философ.—415.

Глава IV

Ямвлих (ум. ок. 330) — основатель сирийской школы неоплатонизма, философ-мистик.—432.

Бауман — псевдоним Пьер-Луи-Моро Мопертюи (1698— 1759), французского математика, физика и философа, с 1745 г. президента Берлинской академии наук. Некоторые материалистические положения сочетались у Мопертюи с религиозно-теологическими тезисами, за что он подвергался критике со стороны Дидро, Гольбаха и других французских материалистов.—434.

Глава VI

1 Пантеизм — философское учение, отождествляющее бога с природой. В форме пантеизма выражались как материали-стические, так и идеалистические идеи.

Материалисты Бруно и Спиноза растворяли бога в природе; идеалист Мальбрашп, на-против, доказывал, что природа существует в боге. Гольбах пра- вильно характеризует основу, на которой возникают пантеисти-ческие учения: невозможность отделить от природы свойства и силы, наблюдаемые в мире.—486.

2 Серапион (IV в.) — христианский теолог.—487.

Глава VII

1 Теизм — богословское учение о личном боге, определяющем своей волей жизнь природы и общества; теизм является теоретической основой существующих мировых монотеистических религий. Гольбах употребляет термин теизм в ином значении: этот термин выступает у него как разновидность деизма (стр. 433). В XVIII в. термины теизм и деизм часто употреблялись как рав-нозначные.

Деизм — философское учение, согласно которому существует бог как некая разумная, по безличная причина, которая некогда упорядочила материю, сообщила ей законы и движение, но затем перестала вмешиваться в ход событий на земле. Деизм получил широкое распространение среди прогрессивных философов XVII—XVJII вв. В то время многие материалисты, не будучи в состоянии распространить материалистические принципы на понимание природы в целом, были деистами. С позиций деизма они вели острую борьбу против христианства и всех существующих религий, проповедуя необходимость создания чисто философской религии, свободной от суеверий и фанатизма. Маркс указывал, говоря о таких английских философах-материалистах, как Коллинз, Додуэл, Кауард, Гартли, Пристли, что «деизм — по крайней мере для материалиста — есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 144). Во Франции к сторонникам деизма принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондорсе, Тюрго и многие другие просветители. В борьбе с католической церковью они составляли один лагерь с философами-атеистами. Однако в философском плане разрыв между атеистами как последовательными материалистами и деистами как непоследовательными материалистами был неизбежен.

«Система природы» возвестила о нем. Деисты, в первую очередь Вольтер, ожесточенно полемизировали с атеистическими положениями этой книги.

Система оптимизма. В античной философии теологический оптимизм обосновывался Платоном, который утверждал, что бог создал наилучший и совершеннейший мир. В новой философии система оптимизма связана с именем Лейбница, у которого было немало последователей. Блестящей сатирой на теорию оптимизма лейбницевского толка был роман Вольтера «Кандид» (1756).

Конечные причины. Это понятие введено в философию Арис-тотелем, учившим, что для понимания возникновения и измене-ния любой вещи необходимо знать цель, к которой она якобы стремится. Учение о том, что все вещи и явления стремятся к ка-кой-то цели, носит название телеологии. В идеалистической фило-софии и в теологии постоянно используется понятие конечной причины, противопоставляемое материалистическому детерми-низму.— 505.

Естественная религия. Термин был введен английским философом и теологом XVIII в. Гербертом Чербери, который считал, что человек обладает от рождения некоторым количеством простых идей о божестве; начиная размышлять, он находит в своей душе эти идеи; они являются общими для народов всех времен и составляют основу всех религий, которые добавляют затем к ним разнообразные догматы, вводят особый культ и т. д. Герберт Чербери полагал, что истинная религия, достойная мудрецов, должна ограничиваться положениями естественной религии; он приходил к деизму. С точки зрепия последовательного сенсуализма естественная религия в том смысле, как ее понимал Чербери, невозможна. Однако философы-деисты, в том числе сторонники локковского сенсуализма (например, Вольтер), продолжали употреблять этот термин. В их трактовке положения естественной религии, сводящиеся к признанию бога как верховного зодчего мира и необходимости почитать его путем добрых дел, не являются врожденными, но каждый разумный человек, размышляя о природе и о принципах общественной жизни, должен с необходимостью прийти к ним, потому что они сама истина.—522.

Буддеусу Иоганн Франц (1667 — 1729) — немецкий теолог.—535.

Шефтсбери, Антони Эшли Купер (1671—1713) — английский философ-моралист, был близок к деизму, отвергал религиозное обоснование морали.

С позиций идеализма утверждал, однако, независимость нравственных чувств и представлений от соци-альной среды.

Маркс отзывается о Шефтсбери как о представителе свободомыслия, порожденного английской революцией XVII в., унаследованного и развитого французской революцией XVIII в. (Соч., т. 7, стр. 220).

Энгельс называет Шефтсбери одним из последователей Т. Гоббса, представителем «новой деистской формы материализма» (Соч., т. 22, стр. 311).—538.

Глава IX

1 В отличие от многих антиклерикальных произведений французских просветителей «Система природы» нападает не только на религию, но и на существующую государственную власть. Гольбах отходит от концепции просвещенного абсолютизма и обращается со своей проповедью не к государям, а к иным социальным силам, которые он, правда, представлял себе очень неясно: просто как разумных людей. Эта направленность «Системы природы» вызвала серьезное беспокойство у Вольтера и других сторонников просвещенного абсолютизма, которые надеялись, что сами монархи проведут намеченную просветителями программу общественных преобразований. В письме к Даламберу (2 ноября 1770 г.) он высказывал свои опасения: «Величайшее моральное зло, которое очень легко может перейти в зло физическое, — это публикация «Системы природы». Эта книга сделала всех философов ненавистными в глазах короля и всего двора... Издатель этого фатального труда навсегда погубил философию в глазах всех магистратов и всех отцов семейства, которые чувствуют теперь, насколько опасен для общества может быть атеизм... Умы так возбуждены, что за атеиста примут всякого, кто не верит в св. Жене- вьеву или св. Януария». Спустя несколько лет, 24 января 1778 г., Даламбер писал Вольтеру, что автор «Системы природы» «сделал величайшую глупость, объединяя против философии государей и священников, весьма некстати убеждая их, что у них общий кошелек и общее дело».—576.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме Глава VIII:

  1. ГЛАВА VIII
  2. Глава VIII ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
  3. ГЛАВА VIII ШЕСТОЙ ПРИМЕР О МОНАДАХ
  4. Глава VIII
  5. Глава VIII Человек и государство
  6. — Глава VIII ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
  7. ГЛАВА VIII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА (1861—1904 ГГ.). ПЕРВЫЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
  8. Глава VIII Почвенничество, теории культурно-исторических типов и «византизма»
  9. Глава VIII В. Ф. Эрн: борьба за Логос
  10. ГЛАВА VIII ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КОНЦЕ XVIII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  11. Глава VIII ПРИДВОРНЫЙ БЫТ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДВОРА ПРИ «СТАРОМ ПОРЯДКЕ»
  12. Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности