<<
>>

§ XIX. Священнослужители — друзья деспотизма

Во все времена деспоты с успехом использовали влияние духовенства для порабощения народов и удержания их в цепях. На служителей богов была возложена обязанность удерживать народы в невежестве и поддерживать заблуждения, затемняющие их рассудок.
Деспотизм всегда заинтересован в том, чтобы ладить с теми из подданных, почтение к которым религия внушает всем остальным. Чем менее справедливо правительство, тем более оно нуждается в содействии духовенства для поддержания предпринимаемых им усилий и сдерживания народов, способных предаться отчаянию в несчастье. Чем больше людей становится несчастными по вине тиранов, тем усиленнее служители культа должны обращать к небесам взоры народов, чтобы помешать им думать об их земных бедствиях. Являясь в равной степени враждебными разуму и свободе человека, тираны и священнослужители созданы для того, чтобы образовать союз, цель которого — увековечение земных несчастий.

Страдания человеческого рода были бы По меньшей мере облегчены, если бы духовенство пользовалось влиянием, которое дают ему религиозные верования общества, для сдерживания страстей великих мира сего и защиты прав угнетенной свободы; но власть духовенства, основанная на запугивании, клевете и ослеплении, подобно власти деспотов требует, чтобы люди стали рабами и навсегда отреклись от разума. Поэтому священнослужители вошли в союз со светскими владыками. Пользуясь независимостью, богатством и уважением, они дают властям дополнительные, сверхъестественные средства порабощения общества. Во многих государствах эта мрачная политика привела к самым ужасным опустошениям, поскольку единство интересов государей и священнослужителей почти всегда побуждало светских владык поддерживать церковников в их распрях. Целью этого союза было искоренение разума, свободы, науки. Люди, которые сами не руководствуются разумом, всегда являются его заклятыми врагами.

§ XX. Влияние деспотизма на убеждения

Таково происхождение массовых изгнаний, равно как и кровавых преследований, которые деспоты зачастую обрушивали на тех, кто являлся объектом мести священников. Тираны всегда стремились осу-ществлять тиранию даже над мыслью; люди, думав-шие иначе, чем они, казались им не имеющими права жить бунтовщиками. Вследствие подобной безрассуд-ной политики и трусливого потворства служителям богов государи часто сами расшатывали свои государства и наносили себе неизлечимые раны. Тем не менее благочестивые тираны и лжеучители-священники считают, что у них нет подданных, если последние не являются тупоумными рабами или живыми куклами; они предпочитают царствовать над забитыми и отупевшими, а не над разумными существами. Всякая свободная мысль вызывает у деспота отвращение, и он с яростью душит ее, считая, что люди, предназначенные влачить несчастную жизнь рабов, не созданы ни для познания, ни для поисков истины.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XIX. Священнослужители — друзья деспотизма:

  1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОПОВЕДНИКОВ И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
  2. Друзья и враги
  3. § 143. Интернационализмы и «ложные друзья переводчика»
  4. 202. ДРУЗЬЯ И ВРАГИ СИНЕЙ ОРДЫ
  5. § V. Происхождение деспотизма
  6. § XXVI. О восточном деспотизме
  7. I. Определение деспотизма
  8. РАСПЛАТА ЗА ДЕСПОТИЗМ
  9. § XI. Безумства деспотизма
  10. САМОДЕРЖАВИЕ ИЛИ ДЕСПОТИЗМ?
  11. ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДЕСПОТИЗМ
  12. § XXXV. Деспотизм не требует никаких способностей
  13. § XXXI. Противоречия деспотизма
  14. § XXI. Влияние деспотизма на науки
  15. ДЕСПОТИЗМ ИЛИ СОГЛАСИЕ?
  16. § XIII. Патриотизм несовместим с деспотизмом
  17. § XXVIII. Истинные признаки деспотизма
  18. § XVI. Деспотизм уничтожает всякую справедливость