<<
>>

§ XLVII. Средства против религиозного фанатизма

Хотя нет оснований считать, будто религиозные убе-ждения обеспечивают истинной политике какие-либо преимущества, тем не менее она должна относиться к ним с терпимостью, не давая им вместе с тем возможности наносить вред. Идти напрямик, применять силу в борьбе против свойственных народам заблуждений было бы делом столь же бессмысленным, сколь и безрассудным. Просвещенный государь не может поставить себе цель сразу вылечить своих подданных от всех их сумасбродств. Люди дорожат своими предрассуд-ками, особенно если считают, что с ними связано их счастье.
Попытка искоренить суеверия с помощью силы оказалась бы тщетной; это болезнь, зародыши которой в среде людей невежественных и боязливых впиты- ваются с молоком матери. Тщетно стремились бы посредством проведения определенной политики уничтожить религиозные предрассудки одним ударом.

Лишь с помощью осязаемых благодеяний, воспитания действительных добродетелей и разумных доводов просвещения можно заставить народы отказаться от их опасных предубеждений; только отеческой заботой государь может завоевать доверие, которое его подданные отдают пастырям, вводящим их в заблуждение и препятствующим их просвещению. Достойного монарха, который докажет своим поведением, что он стремится лишь к благу народа, вскоре будут слушаться больше, чем священников. Земные и ощутимые награды государя в этом мире всегда будут действовать сильнее, чем обещания наград в мире потустороннем; необходимые наказания, налагаемые в соответствии с законами, произведут гораздо более сильное впечатление, чем пытки потустороннего мира, которых можно избежать с помощью благочестивых дел.

С другой стороны, религиозные суеверия и рели-гиозный фанатизм лишь тогда представляют собой действительную опасность, когда ими одурманены люди, стоящие у власти. Они становятся фанатичными преследователями упорных и мятежных инакомыслящих. Разумное правительство позволяет всем подданным думать или заблуждаться по-своему. Если охваченные фанатическим исступлением люди чернят друг друга, государь никогда не должен принимать участия в их пустых раздорах, которые приобретают значение и становятся опасными лишь тогда, когда он пожелает в них вмешаться. Проведение правильной политики даст разуму возможность вести борьбу против религиозных предрассудков оружием здравого смысла и этим ослабит неистовство подданных,

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XLVII. Средства против религиозного фанатизма:

  1. ТРЕТИЙ ПЕРИОД РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН. КАТОЛИКИ И ПАРИЖ ПРОТИВ ДИНАСТИИ
  2. § XI. Средства против этого неравенства
  3. § 6. Процессуальные средства защиты ответчика против иска
  4. Глава одиннадцатая О СРЕДСТВАХ ПРОТИВ УПОМЯНУТЫХ НЕСОВЕРШЕНСТВ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ 1.
  5. XLVII. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  6. XLVII. Сложное предложение
  7. 25. ПСИХОЛОГИЯ ФАНАТИЗМА.
  8. 12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти
  9. XLVII
  10. Модуль 6.5. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, ПРОБАБИЛИЗМ И СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ