<<
>>

§ XLVIII. О гражданской терпимости

Гражданская терпимость является следствием разумной политики, которая, подвергая надзору действия граждан, не присваивает себе права регламентировать или ограничивать их мысли. Навязать всем людям одни и те же религиозные убеждения было бы планом столь же сумасбродным, сколь и тираническим.
Пусть праздные теологи занимаются своими гипотезами о чудесах; пусть ученые схоласты, доктора богословия спорят на досуге о хитроумных проблемах, в которых не разбираются сами; эти глубокомысленные и в то же время детски наивные споры не должны нарушать покой наций и отвлекать внимание правительств от важных предметов, которыми им надлежит заниматься. Всякий государь, позволяющий себе вмешиваться в богословские споры, унижает себя и становится достойным презрения, превращаясь в сообщника и раба нескольких смешных фанатиков или честолюбивых обманщиков, как только он начинает религиозные преследования. Как недостойно для короля быть трубадуром нескольких безумцев или орудием мести нескольких шарлатанов! Государственный человек в гораздо большей степени предназначен для того, чтобы действовать, чем для того, чтобы размышлять; если он приносит пользу своей стране, она должна доро-жить им; в политике следует предпочитать всякого гражданина, который служит делу своей родины, тому, кто хотя и благочестив, но бесполезен обществу.

Таким образом, ничто не может сравниться со слепотой и безумием так называемых политиков, которые, будучи одурачены суеверием, допускают в своей стране тиранию духовенства; суд, который это последнее вершит во имя неба, всегда приносил земле один лишь вред; служа удовлетворению самых грязных интересов, этот суд всегда был невыносимо жесток. Разве судьба граждан должна зависеть от нескольких фанатиков, мечтателей или просто обманщиков, всегда глухих к стонам человечества? Подозрительный и бес-покойный священнослужитель, творящий суд над людьми ради собственной выгоды, всегда жесток. Если наводившей ужас инквизиции удавалось сохранить в некоторых странах единую религиозную доктрину, то вместе с тем эта же инквизиция уничтожала здоровую нравственность, науку, добродетели.

Везде, где сохранился этот отвратительный институт, нравы людей таковы, что приносят пользу только священникам, а об- ществу в целом наносят лишь ущерб. Португальцы и испанцы были самыми недостойными, самыми жестокими и наиболее подчиненными духовенству народами Европы. Правила их морали ограничиваются соблюдением религиозных обрядов, что они считают достаточным для искупления самых больших преступлений. Их повиновение монарху всегда может исчезнуть по первому велению священнослужителя. У невежественной и легковерной нации не существует власти, которая могла бы сравниться с властью служителей церкви, посланников небес; у суеверного народа духовенство является подлинным хозяином государства; оно располагает государем и подданными по своему усмотрению.

Действие религии сказывается не только на внутреннем положении общества; различия в религиозных убеждениях иногда порождают между независимыми друг от друга народами ненависть, презрение и чрезвычайно длительную вражду; в то же время торжество религиозных убеждений нередко становится единственным звеном, связывающим одни народы с другими. Политика в таком случае до смешного подчинена теологии, цели которой не могут иметь ничего общего с целями политики. Слишком преданные духовенству монархи действуют лишь в его интересах; полагая, что служат всевышнему, они в действительности служат только устремлениям его представителей на земле.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XLVIII. О гражданской терпимости:

  1. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ БОЛЕЕ ТЕРПИМЫМИ К САМОМУ СЕБЕ?
  2. XLVIII. Параллельные синтаксические конструкции
  3. XLVIII
  4. XLVIII. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
  5. Глава XLVIII. Что при походах и проходе жители каждой земли примечать имеют 1.
  6. 60. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
  7. Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
  8. § 2. Гражданское процессуальное право самостоятельная отрасль российского права. Понятие, предмет, метод регулирования и система гражданского процессуального права
  9. § 2. Понятие и значение гражданской процессуальной ответственности. Предпосылки и основания привлечения к гражданской процессуальной ответственности. Штрафная и компенсационная ответственность
  10. Статья 1186. Определение права, подлежащего применению к гражданско - правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско - правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом
  11. § 3. Понятие мер гражданской процессуальной защиты. Их отличие от гражданской процессуальной ответственности. Предпосылки и основания применения мер защиты
  12. § 3. Гражданские процессуальные нормы
  13. Акты гражданского состояния
  14. § 4. Гражданская процессуальная форма
  15. Раздел IV ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  16. ГЛАВА 5 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
  17. Глава З ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
  18. Лекция №9 Гражданское право
  19. 6.5. Объекты гражданских прав