<<
>>

§ XVIII. Власть военного сословия ведет к деспотизму

Власть военщины рано или поздно перерождается в деспотизм. Всякая нация, которая в силу своего положения или по воле главы государства вынуждена держать в боевой готовности большие армии, неизбежно кончит тем, что будет полностью порабощена.
Всякое государство, которое покоряет другие государства, недалеко от собственной гибели. Легкомысленная военщина накрепко связывает свою судьбу с судьбой своего повелителя; она не признает ничего, кроме его приказов. Деспотизм — это заговор против народов, подготавливаемый властелином в союзе с небольшой частью подданных, чтобы заковать в цепи всех остальных. Жесткая дисциплина, которой подчиняется солдат, воспитывает его в духе рабства, и он становится врагом свободы всех других людей. Солдат вообще не знает иной власти, кроме непосредственно ощутимой и распоряжающейся им; он презирает закон — эту скрытую волю, повелевающую остальными гражданами. Люди, приобщившиеся к разбою и насилию, привыкли рассматривать силу как право. Поэтому военщина, подчиненная деспоту, принуждает общество безропотно носить цепи угнетения. Но деспотизм, всегда чрезвычайно непоследовательный в своих действиях, часто вызывает отвращение даже у тех людей, которых он должен щадить в собственных интересах; никогда не считаясь ни с чем, кроме своих капризов, он подчас проявляет неблагодарность даже по отношению к тем, кто укрепляет его могущество. Совершая несправедливости, обходя чинами достойных, предпочитая им людей, лишенных заслуг, присуждая награды лишь на основании случайной благосклонности, деспотизм отнимает у воинов мужество. Абсолютная власть сочла бы неже-лательным ограничением своих действий обязанность быть справедливой хотя бы по отношепию к своим приверженцам. Неосмотрительный деспот не замечает, что сам он очень далек от независимости и подлинно неограниченной власти, что в действительности он зависит от своих янычар, от запальчивой и легко возбуждаемой солдатни.
Он зачастую не понимает, что разбойники должны, хотя бы в своей среде, быть справедливы друг к другу.

Таким образом, под властью деспота даже наемник, т. е. оплачиваемый раб, служба которого заключается в содействии закабалению сограждан, не уверен, что получит награду, которую он рассчитывает заслужить, встав на путь предательства своего народа. Наемник также становится жертвой капризной и несправедливой власти, опорой которой он является; деспот наказывает его даже за верную службу, не взирая на оказанные им услуги. Бывает, конечно, что солдаты абсолютного властелина проявляют слепую храбрость, а их командирам может быть свойственна безрассудная горячность и условное понятие о чести; но действительную ценность имеет лишь разумное чувство, внушенное заботой об истинном благе отечества. Гражданин свободной страны, сражаясь под командованием своих начальников, защищает самого себя; солдат деспота — это жалкий наемник, защищающий в бою лишь честолюбие своего властелина, возможность обеспечить себе бесполезные предметы, служащие удовлетворению тщеславия, и сомнительные возна-граждения.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XVIII. Власть военного сословия ведет к деспотизму:

  1. § XVIII. Власть военного сословия ведет к деспотизму
  2. VI. МОНТЕСКЬЕ
  3. VII. РУССО
  4. Глава V ВОЗВЫШЕНИЕ МОНАРХИИ В КОНЦЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  5. Глава XVIII ТЕОРЕТИКИ АБСОЛЮТИЗМА И СОСЛОВНОСТИ