<<
>>

§ XXII. О подлинной верховной власти

Только верховную власть, подчиняющуюся законам справедливости, можно считать властью, одобренной народом. В этом случае правительство защищено от столкновений различных партий, часто возникающих из-за различий интересов внутри народов и стран, где власть разделена между многими лицами.
Высшая власть, представленная государем или лучшими из граждан, приводит народы к добровольному повино-вению. Если государство является монархическим, все его силы, собранные воедино и сосредоточенные в руках одного человека, действуют беспрепятственно и могут быть быстро направлены туда, где они необ-ходимы. Монарх подобно отцу большого семейства руководит своими детьми, постоянно имеет их перед глазами, предоставляет им возможность пользоваться свободой и запрещает только чрезмерную вольность, которая могла бы стать опасной для них самих.

Как мог бы истинный монарх отделить свои интересы от интересов семьи, видящей в нем главу? Не оказался ли бы он тогда похожим на отца, с противоестественными чувствами, с возмутительной небрежностью бросающего своих детей на произвол судьбы или стремящегося лишить их преимуществ, которые он должен им обеспечить?

При справедливых верховных правителях законы, основанные на общих интересах всех граждан и их потребностях, являются лишь выражением обществен-ной воли и без промедления приходят на помощь обществу в его несчастьях. Когда структура государ-ства обязывает властителя советоваться со своим наро-дом, следствием является благоразумное послушание граждан; распоряжения главы государства становятся в таком случае выражением воли народа; этим распоря-жениям подчиняются с радостью, потому что всем известны их цели и мотивы; чувство свободы не вос-стает в гражданах против послушания, представляю-щего собой лишь жертву обществу, приносимую ими в собственных интересах.

От послушания справедливым законам, способствующим общей безопасности, не освобожден даже монарх; он поступает так, что ни его права, ни его положение в обществе, ни его власть не могут быть направлены против общей воли; для того чтобы общая воля поль-зовалась уважением, глава государства сам должен проявлять к ней уважение.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XXII. О подлинной верховной власти:

  1. § VII. О неограниченной верховной власти
  2. О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ
  3. § VIII. Естественные границы верховной власти
  4. § XXXIIL О необходимости различать понятия«верховный правитель» и «верховная власть»
  5. § XIX. Общество всегда является хозяином верховной власти
  6. Глава VIII О ПЕРЕДАЧЕ ВЕРХОВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ АДАМА
  7. Глава VI О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ОТЦОВСТВА 50.
  8. Глава V О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ПОДЧИНЕНИЯ ЕВЫ 44.
  9. Глава IV О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ДАРА (Быт. 1, 28) 21.
  10. Глава III О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ЕГО СОТВОРЕНИЯ 15.
  11. Глава VII ОБ ОТЦОВСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ВМЕСТЕ КАК ИСТОЧНИКИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
  12. Положения о «гарантиях» верховной власти и «идеологического обоснования» местничества «Поучения» главы церкви монарху в «чине венчания»
  13. § XXXVI. Подлинное величие государей
  14. § XXIV. Государь — подлинный преобразователь государства