<<
>>

§ XXII. Происхождение дворянства

Как мы видели, большая часть правительств установила свою власть насильственно. Не довольствуясь раздачей земель покоренных народов соучастникам своих подвигов, честолюбивые завоеватели пожелали, кроме того, в вознаграждение за ратные труды навсегда сохранить за собой разного рода привилегии, равно как и превосходство над остальными подданными.
В завоеванных ими королевствах людьми стали считать одних воинов, со всеми же остальными гражданами обращались как со скотом. Таково происхождение дворянства. Нередко государи простирали свои благодеяния не только на тех, кто личным участием помогал им одерживать победы; они давали согласие на то, чтобы собственность, особые права, награды, почести и титулы, которыми общество отличало таких людей, перехо-дили по наследству их потомкам. Этим путем монархи хотели прочнее привязать к себе семьи уже испытанных на службе у них людей. Так дворянство стало наследственным. Благодаря этому монархи обеспечили себе поддержку многочисленных поколений дворян, которые, будучи воодушевлены теми же стремлениями, что и их предки, и воспитаны подобно им в духе нерушимой преданности королевской власти, всегда содействовали осуществлению ее планов и составляли опору ее могущества.

Так почти во всех монархиях дворянство стало верной защитой трона; интересы дворянства обыкновен- но отождествлялись с интересами государя; судьба государя была неразрывно связана с судьбой дво-рян.

Равенство, к которому стремятся демократии, совершенно не согласуется со спесью сословия, краснеющего при одной мысли, что его могут смешать с толпою остальных граждан. Если аристократическая форма правления была удобнее, чем демократия, лишь для некоторых отдельных дворян, то при единовластии все дворянство оказалось поистине в своей СТИХИИ; оно всегда являлось опорой государей, помогало им советами и содействовало их величию, потому что это величие было для него источником его собственной блестящей жизни, источником привилегий и богатств.

Поэтому дворянство стремилось лишь к расширению королевской власти, от которой зависела и его собственная власть; оно почти всегда претендовало на то, чтобы быть единственным представителем всего общества, и высокомерно третировало остальную его часть. В конце концов естественно, что предводители солдат, участвовавшие в завоевании той или иной страны, советом и делом помогавшие своему повелителю в его военных походах,— одним словом, те, чье мужество и благоразумие основали империи, присвоили себе право быть представителями армии, которая в момент завоевания должна была рассматривать себя как олицетворение нации, в то время как покоренный народ рассматривался ею как враг.

Нам остается только выяснить, должны ли эти первоначальные, основанные на завоевании, грабеже и па- силии права существовать вечно и следует ли считать, что народ был навсегда лишен права сам выражать свою волю и поручать представлять себя тем, кому он доверяет, если его согласие узаконило эту установленную путем насилия форму правления.

Как бы то ни было, военные вожди, т. е. представители армий, являлись в Европе советниками королей, всегда державших оружие наготове. Воинственные нации были постоянно заняты лишь войной, поэтому воины вместе со своими руководителями продолжали решать судьбу народов, принимали участие в создании законодательства н постепенно приобрели опасную независимость и право угнетать народы, в покорении которых принимали участие они сами или их предки. Таким образом, почти во всех европейских государствах дворяне образовали аристократию, в большей или меньшей степени подчиненную монархии. В результате могущественные вассалы затмили королей, которые потеряли действительную власть и превратились в призраков самих себя; народы же стонали под гнетом многочисленных мелких тиранов, злоупотребления которых не могла обуздать никакая сила. Во многих странах наиболее могущественные вассалы сами выступали в ка-честве государей и, подчиняясь монарху во время войны, отказывались признавать его власть в мирное время; они имели у себя в подчинении других вассалов, т. е. воинов, которые обязаны были следовать за ними как в войнах, предпринимавшихся королем, так и в войнах, которые вассальные князья беспрестанно вели друг против друга, а то и против своих государей. Таким образом, государства раздирались на части свирепыми и беспокойными гражданами, сдержать которых не могли никакие законы.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XXII. Происхождение дворянства:

  1. § 6: I редакция (Краткая Правда)
  2. § XXII. Происхождение дворянства
  3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  4. Библиография
  5. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  6.         ЛИТЕРАТУРА
  7. Комментарии
  8. Список сочинений и печатных материалов, относящихся к истории России в царствование Александра II
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. БИБЛИОГРАФИЯ