<<
>>

§ XXIII. Общественная власть должна содействовать моральному воспитанию граждан

Воспитание и нравы могут быть хорошими только при хорошем правительстве; истинная мораль бесполезна для народа, подчиненного тирании; она может быть действенной лишь тогда, когда ей благоприятствуют власти, когда ее подкрепляет закон, когда в ее пользу свидетельствуют многочисленные примеры и, наконец, когда высоконравственные поступки получают поощрение в виде наград и уважения.
Всякая подлинная мораль явилась бы оскорбительной сатирой по отношению к несправедливому и деспотическому правительству, неизбежным результатом действий которого бывает уничтожение всякой добродетели.

Для того чтобы сделать людей справедливыми, умеренными и общительными, необходима справедливая система правления. Но как установить такую систему? Для этого следует обуздать неблагоразумные страсти всех людей, ослепление которых может побудить их делать зло. Ведь всем людям свойственна слабость; и редко бывает так, чтобы тот, кто повелевает другими, обладал достаточной силой, чтобы повелевать самим собой; к тому же на смену справедливейшему государю нередко приходит самый несправедливый и бездарный тиран, который в одно мгновение может уничтожить и добрые нравы, и благополучие народа.

Поэтому счастье наций не должно опираться на одни лишь склонности и настроения столь изменчивого существа, как человек. Счастье народов следует основывать на всегда неизменной справедливости, на природе общества, на его правах, которые ничто не может ослабить, на его постоянно целеустремленной воле, на его силе, всегда грозной, если она едина. Пусть эта сила, заключенная в гражданах, движимых общим интересом, станет непреодолимой преградой для любого, кто осмелится посягнуть на общую волю. Пусть все классы общества, вместо того чтобы противостоять друг другу в борьбе за иллюзорные и достойные презрения особые права, сообща выступят против несправедливой власти и принудят ее придерживаться естественных границ.

Пусть каждый член общественного союза, в том числе и его глава, зависит от общества и не присваивает себе права подчинять его своим капризам; пусть во всех тех случаях, когда его требования справедливы, он находит послушных подданных во всех сословиях государства; пусть воля граждан служит ему непреодолимой преградой, когда он желает того, что противоречит справедливости. Тогда, для того чтобы сдержать любую власть, которая попытается нанести вред интересам общества, окажется совершенно достаточно направляемой разумом общей воли граждан и не будет необходимости в революции, борьбе страстей и волнениях.

Есть ли необходимость в чем-нибудь ином, чем разум, для того чтобы столь удачно объединить устремления всех граждан? Разве не разум заставляет всех граждан осознать общность их интересов и почувствовать необходимость быть свободными, находиться под защитой закона, жить в безопасности, никогда не зависеть от страстей и прихотей? Разве не лучше пользоваться ЛИЧНОЙ свободой и правом собственности, надежно гарантированными всем обществом, чем ненадежными привилегиями, ничего не значащими званиями и орденами, разорительной роскошью и прочими при-манками тщеславия, которые деспотизм всегда исполь-зует для того, чтобы соблазнять неблагоразумных граждан, разделять их и подчинять одних из них дру-гим. Разве самое поверхностное размышление не должно было бы убедить знатных вельмож, столь рев-ниво охраняющих свои бессмысленные отличия и при-вилегии, что для рабов не существует ни величия, ни благородства; что только свобода облагораживает человека; что покровительство закона — это нечто бо-лее устойчивое, чем покровительство, которое может оказать непостоянный повелитель; что надежно обес-печенную безопасность не следует приносить в жертву забавам, пустым развлечениям и мнимым отличиям,

Которыми пользуется тирания для того, чтобы разде-лить подданных.

Дворяне! Вам лишь тогда будет свойственно истинное величие, когда, став справедливыми и добродетельными, вы не будете знать иных повелителей, кроме законов справедливости.

Воины! Вам будет свойственна подлинная честь лишь тогда, когда своим мужеством в деле защиты общественного благополучия вы заслужите уважение сограждан. Богатые граждане! Безопасность наших владений будет обеспечена лишь тогда, когда ее гарантией станут законы, которые деспотизм не сможет нарушить. И наконец, монархи! Каждый из вас только тогда укрепит положение своего трона, когда его авторитет будет опираться на добродетель, справедливость, беспристрастные законы и любовь его подданных, объединившихся, чтобы подчиняться ему и его защищать. Природа и разум взывают к вам и твердят, что вы не должны отделять ваши интересы от интересов народа, если не хотите подвергать себя опасности. Все убеж'дает вас в том, что в ваших собственных интересах вам необходимо позаботиться о собственном образовании и о просвещении подданных, отказаться от роскоши и неизбежно сопут-ствующего ей беспорядка и царствовать над разумными гражданами, без которых никакое государство не может существовать продолжительное время.

К таким простым и наглядным истинам сводится вся политическая наука. Только из-за незнания этих истин государи и народы были почти повсюду развращенны, вели себя беспокойно и чувствовали себя несчастными. Только проводя в жизнь эти очевидные истины, государства смогут создать для будущих поколений образец процветающего, избавленного от смут, междоусобиц, войн и кровопролитий общества, благополучие которого будет покоиться па прочной основе разума и справедливости. II. Пусть же перестанут отпосить к пустым мечтам улучшение участи людей, пусть не считают неосуществимым прекращение злоупотреблений. Если до сих пор многие правительства не достигли вполне доступной им всем степени совершенства, это следует отнести за

счет невежества, неопытности, недостаточного духовного развития государей и народов. Разум — это лишь приобретенное опытом знание того, что приносит пользу людям и что вредит их счастью и их интересам. Если люди — разумные существа, они созданы для того, чтобы познать свои интересы; если человеческая природа постоянно заставляет их стремиться к счастью, они в конце концов обретут его; если это счастье не может быть вечным, то, когда оно будет прочно установлено, люди по крайней мере смогут наслаждаться им в течение продолжительного времени.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XXIII. Общественная власть должна содействовать моральному воспитанию граждан:

  1. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО эпохи ПРОСВЕЩЕ НИЯ)
  2. § XXIII. Общественная власть должна содействовать моральному воспитанию граждан
  3. Глава 5 ДЖ. СТ. МИЛЛЬ, Г. СПЕНСЕР И ИХ ИДЕИ В РОССИИ XIX ВЕКА
  4. Ludi saeculares
  5. Комментарии