<<
>>

§ XXXI. Об истинном мериле наказаний и вознаграждений

Мерилом вознаграждений и наказаний граждан об-ществом должны быть выгоды или потери, которые при- носят обществу эти граждане. Основанные на данном правиле законы справедливы, и их соблюдение ведет к счастью и спокойствию общества.
Соотношение, в котором распределяются награды и наказания,— неоспоримый показатель мудрости общества и его процветания. В соответствии с этим принципом можно установить твердое правило, дающее возможность судить о состоянии нации и о качествах ее учреждений: на-ция может быть признана счастливой в тех случаях, когда награды оказываются неизменным уделом самых полезных для общего дела граждан. Таков естественный, законный и разумный источник различий в общественном положении людей и в воздаваемых им почестях. Нация перестает быть справедливой и становится несчастной, когда вопрос о вознаграждении решают страсти, предрассудки и прихоти людей или когда награды отнимаются у тех, кто полезен обществу. Наконец, общество достигает пределов разложения и несчастья, когда оно пренебрегает людьми, приносящими пользу, или даже наказывает их и когда бесполезные, предающиеся пороку и престудлению люди пользуются в нем уважением, Избегают наказания и получают награды.

§ XXXII. Неравенство, установленное обществом

Итак, мы видим, что общество, как и природа, устанавливает необходимое и законное неравенство между своими членами. Это неравенство справедливо, поскольку оно необходимо для достижения неизменной цели общества — я имею в виду поддержание его существования и обеспечение его счастья. Очевидно, что общество должно проявлять любовь и уважение к гражданам, распределяя среди них свои благодеяния и награды в соответствии с пользой, которую от них получает; оно должно презирать, ненавидеть и карать тех, кто бесполезен или вреден для него. Для того чтобы воздаяния были справедливыми, они должны сообразоваться с потребностями общества и теми благами, какие доставляют ему граждане.

Таково правило, которым общество неизменно должно руководствоваться в своих чувствах и в своем практическом отношении к гражданам.

Но общество или, точнее, те лица, которые его пред-ставляют, совершенно так же, как и каждый из граждан, могут находиться в состоянии возбуждения под влиянием своих страстей, могут быть ослеплены предрассудками и предубеждениями — словом, могут оказаться лишенными рассудка; тогда общество нередко теряет чувство меры в своих привязанностях и в своей ненависти, в своих установлениях и законах, в своих взаимоотношениях с людьми. Оно оказывается тогда в состоянии безумства, заставляющем его относиться с уважением к самым бесполезным и даже вредным гражданам и в то же время презирать или преследовать тех, кого оно должно было бы ценить, если бы страсти не мешали ему оставаться справедливым и видеть свои подлинные интересы. Эта ослепленность правителей является щедрым источником несправедливостей и бедствий, грозящих разорвать связи общества и сделать непригодными условия жизни в обществе для его членов.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XXXI. Об истинном мериле наказаний и вознаграждений:

  1. § XXXI. Об истинном мериле наказаний и вознаграждений