<<
>>

§ XXXIII. Об общественных добродетелях

Что иное может означать добродетель, как не деятельность на пользу общества? Воздерживаться от дурных поступков, не отнимать у кого бы то ни было преимуществ, которыми он пользуется, воздавать каждому должное в меру его заслуг, делать добро, содействовать счастью друглх людей, оказывать им помощь, выполнять все это — значит быть добродетельным.
Добродетельным может быть лишь тот, кто способствует пользе, счастью и безопасности общества.

Важнейшая из общественных добродетелей есть человечность. Это квинтэссепция всех остальных добродетелей. Взятая в своем самом широком значении, человечность, или человеколюбие, есть чувство, предоставляющее всем существам человеческого рода право на наше сердечное к ним отношение. Основанная на прививаемых нам воспитанием доброте и чувствительности, человечность побуждает нас делать людям все хорошее, что мы можем им сделать. Человечность является источником любви, благожелательности, щедрости, снисходительности и сострадания в отношении к себе подобным. В пределах общества, в котором мы живем, из человеколюбия вытекают также любовь к оте-честву, родительская любовь, сыновняя жалость и сочувствие к родителям, супружеская нежность, дружба и расположение к близким людям и сограж-данам.

Силу следует рассматривать как одну из добродетелей; именно сила осуществляет защиту общества, т. е. обеспечивает ему безопасность. Силе обычно сопутствуют в человеке деятельный характер, величие души, мужество, терпение, скромность и сдержанность. Активность человека также следует отнести к добродетелям, потому что добродетели, направленные на благо общества, должны проявляться в деятельности, а не в праздности в отличие от напускных и мнимых добродетелей, которые в моде у людей, желающих обманом достигнуть высокого положения и часто ставящих себе в заслугу жизнь, проведенную без всякой пользы для других. Праздность — несомненный порок, встречающийся во всяком обществе.

Общество может быть нам признательно только за деятельность, которая приносит ему пользу. Только такая деятельность достойна его уважения, одобрения и благодарности.

Справедливость является подлинной основой всех общественных добродетелей. Именно справедливость поддерживает равновесие между членами общества; именно справедливость, как мы видели выше, спасает общество от бедствий, которые могли бы явиться следствием природного неравенства людей; именно она умеет само неравенство людей поставить на службу общему благу; именно она обеспечивает людям их права, собственность, владения, личную неприкосновен-ность, свободу и ограждает их от посягательств силы и козней хитрости. Именно справедливость обязывает людей быть добросовестными и верными своим обязательствам, изгоняет из торговли обман, подделку товаров и другие хитрости; наконец, именно она обеспечивает справедливые законы и добросовестное распределениє наград и наказаний в обществе, поощряет добродетель, обуздывает порок и заставляет образумиться тех, кто склонен купить временное личное благополучие ценой несчастий себе подобных.

§ XXXIV. Общественные добродетели необходимы

Таковы требования, которые общество должно предъявлять к своим членам. Все говорит об их полезности. Они необходимы и не подлежат сомнению, так как основаны па природе человека и на постоянных, неизменных потребностях людей. Опыт показывает, что, по мере того как эти требования ослабевают, народы становятся все более несчастными; если же эти требования нарушаются, общество неизбежно должно распасться. Одним словом, все свидетельствует о том, что без справедливости не могло бы существовать ни одно общество. Исполнительная и законодательная власть не имеет других задач, кроме задачи осуществлять справедливость; как только она теряет из вида эту важнейшую цель или уклоняется от справедливости, общество превращается в скопище существ, разобщенных спорами и распрями, не связанных какими-либо общими интересами и как будто способных только вредить друг другу; это именно то состояние, ири котором жить в обществе часто становится менее приятным, чем в состоянии дикости. Больше смысла жить одному, чем в окружении несправедливых существ, все время враждующих между собой в стремлении вырвать друг у друга благодеяния природы.

<< | >>
Источник: ПОЛЬ Анри ГОЛЬБАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА —1963. 1963

Еще по теме § XXXIII. Об общественных добродетелях:

  1. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО эпохи ПРОСВЕЩЕ НИЯ)
  2. § XXXIII. Об общественных добродетелях
  3. Педагогика средних веков
  4. Лекция 10. Деизм и самоубийство: вечная смерть
  5. ЗА СТОЛОМ У РИМЛЯНИНА
  6. ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В РИМЕ