НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ЗВЕЗД
В главе 6 было показано, что звездные скопления предоставляют нам уникальную возможность изучения эволюции звезд. Рассмотрим сначала галактические скопления, диаграммы Герц- шпрунга — Рассела которых приведены на рис.
60 и 61. Толстая линия, ограничивающая главную последовательность слева, определяет положение, занимаемое звездами однородного состава, которые только что начали сжигать водород в гелий. Следовательно, эта линия соответствует нулевому возрасту или, как говорят, начальной главной последовательности. По мере увеличения количества гелия в ядре растет и средний молекулярный вес. Затем, как мы уже видели в главе 8, должна подняться и температура в центральных областях. Вместе с тем растет светимость звезды, и звезда перемещается на диаграмме вверх, а со временем и вправо. Линия главной последовательности характеризуется некоторой конечной шириной (а не бесконечно узка), потому что в нее входят звезды с различным отношением гелия к водороду в ядрах. Если бы нам пришлось строить диаграмму Г—Р для звезд поля, т. е. звезд, разбросанных беспорядочно в окрестностях Солнца, мы получили бы главную последовательность заметной ширины, так как в нее попали бы объекты широкого диапазона возрастов и отношений гелия к водороду.С другой стороны, большинство звезд данного скопления, вероятно, образовалось почти в одно и то же время. Исключение следует сделать лишь для слабых красных карликов, которые, как полагают, конденсируются из межзвездной среды довольно медленно. В большинстве скоплений мы наблюдаем только звезды ярче абсолютной величины 7т, и можно считать, что все они имеют в сущности один и тот же возраст. Поэтому главная последовательность для любого отдельно взятого скопления сравнительно узкая.
Время жизни звезды на главной последовательности будет зависеть от ее массы. Звезда с массой, вдвое большей, чем у Солнца, будет освобождать энергию в 8—10 раз быстрее, чем Солнце.
Поэтому такая звезда истратит свое водородное горючее гораздо быстрее Солнца. Еще быстрее будет использовано водородное топливо звездой, масса которой равна 10 массам Солнца. Когда весь водород ядра окажется израсходованным и звезда будет продолжать светить за счет сгорания водорода в тонкой окружающей ядро оболочке, она будет эволюционировать по диаграмме вправо как гигант или сверхгигант.Все эти явления хорошо прослеживаются на различных рассеянных скоплениях. Все звезды NGC 2362 попадают на главную последовательность. В h и % Персея самые яркие звезды (их немного) оставили главную последовательность, став красными гигантами, а более яркие голубые звезды начинают покидать главную последовательность. В Плеядах нет таких ярких звезд, как в h и % Персея, по главная последовательность заметно изогнута вправо; гигантов там нет. Скопления МП и Гиады отображают более продвинувшуюся стадию эволюции. Здесь главная последовательность уже «сворачивает» к таким звездам, как Сириус или Процион, в то же время уже имеется некоторое количество красных гигантов. В NGC 188 главная последовательность включает только желтые и красные карликовые звезды, а ветвь гигантов связана с главной последовательностью непрерывным мостом, перекинутым через область субгигантов.
В других скоплениях — от NGC752 до h и % Персея существует заметный пробел между главной последовательностью и красными гигантами и сверхгигантами, который тем шире, чем ярче звезда.
Таким образом среди отмеченных скоплений самое молодое— NGC 2362, Плеяды — старше, Гиады и NGC 752 — гораздо старше, a NGC 188 — самое старое из всех них. Отметив «точку выключения» и применив результаты расчетов звездной эволюции, которые дают теоретические отрезки эволюционных путей для звезд с различными массами, мы можем оценить возраст скоплений. Он составляет всего несколько миллионов лет для h и % Персея, но для NGC 188 — это уже около 10 млрд. лет.
Этот способ определения возраста тем меисс точен, чем старее скопление.
Следует подчеркнуть, что вычисленные отрезки эволюционных путей чувствительны к предполагаемому химическому составу: сравнительно небольшие изменения последнего могут сильно изменить предсказываемый возраст. При этом точное сравнение теории с наблюдениями для самых ярких скоплений трудно еще и потому, что процесс формирования звезд завершился не в одно и то же время. В противоположность рассеянным скоплениям, для которых наблюдается огромный разброс в отношении возраста, все шаровые скопления — очень древние объекты; некоторым из них приписывается возраст, превышающий 10—12 млрд. лет. (Возможно исключение для таких скоплений, как NGC 1866 в Большом Магеллановом Облаке, в составе которого много ярких голубых звезд главной последовательности.) Теоретически вычисленные эволюционные пути и выведенные на основе расчетов возрасты звезд зависят от принятого отношения гелия к водороду. Разницу между скоплениями, какой она представляется из построенных по наблюдениям диаграмм Г—Р, можно интерпретировать именно с точки зрения различия в них отношений количества металлов к количеству водорода.Объекты ветви гигантов представляют собой звезды, которые лишь сравнительно совсем недавно развились из звезд главной последовательности, не намного более ярких и более массивных, чем Солнце (рис. 98). Но каким именно образом горизонтальная ветвь вписывается в эволюционную картину, неясно. Поскольку самые голубые звезды, находящиеся на горизонтальной ветви или как раз под ней, как полагают, являются предшественниками белых карликов, то все же куда звезды смещаются — вправо или влево?
Для большинства шаровых скоплений характерно более низкое содержание металлов, чем для галактических скоплений. Тем не менее гигантские звезды в шаровых скоплениях имеют гораздо более высокие светимости, чем гиганты в таких древних открытых скоплениях, как М67 и NGC 188. В звездах этих скоплений металлов не настолько много, чтобы они повлияли на молекулярный вес, но они все же влияют на непрозрачность.
Вещество, из которого состоят звезды шаровых скоплений, более прозрачно. Поэтому неудивительно, что гиганты шаровых скоплений ярче гигантов старых галактических скоплений.Теоретические расчеты эволюционных путей, по-видимому, согласуются, по крайней мере полуколичественно, с эмпирическими диаграммами цвет — светимость, так что отождествление гигантских и сверхгигантских звезд с объектами, ранее находившимися на главной последовательности, вероятно, достаточно объективно, но детализация эволюционных путей звезд на стадии сверхгиганта может оказаться делом весьма сложным.
По-видимому, звезда должна эволюционировать от гиганта или сверхгиганта до белого карлика. Но каким образом? Одна из возможностей состоит в том, что наружная часть звезды просто раздувается до тех пор, пока атмосферные слои не начнут непрерывно ускользать в космическое пространство. Другая
возможность —это взрыв звезды. Прямые данные о событиях такого рода предоставляют наблюдения сверхновых звезд (см. гл. 11). Количество энергии, выделяемое при взрывах сверхновых звезд, столь велико, что ни одна звезда, конечно, не смогла бы пережить такую катастрофу без серьезных изменений^ в своем строении. Очень немногие звезды должны кончать свой век как сверхновые, но те, которые прошли через это, оказывают глубокое влияние на окружающую межзвездную среду и звезды, впоследствии образующиеся из этой среды.
Непосредственно из наблюдений можно оценить потерю массы сверхгигантами, как это показал Л. Денч на примере двойной звезды а Геркулеса. Эта система состоит из сверх- I иганта класса М и второй звезды класса G. В дополнение к широким линиям, характерным для типичной звезды М, имеется ряд резких смещенных компонент, которые, по-види
мому, исходят от расширяющейся окружающей звезду оболочки. Дейч нашел, что эти смещенные компоненты также появляются наложенными на спектр G-компоненты.
Очевидно, атмосфера, ускользающая от сверхгиганта М, окутывает также и звезду G. Дейч обнаружил свидетельства ухода оболочек и слоев, окружающих другой сверхгигант М. Классическим примером служит звезда Антарес, которая окружена небольшой туманностью, демонстрирующей яркие линии ионизованного железа, возбуждаемого высокотемпературным компаньоном.Скорее всего, наружные части звезды просто уходят в межзвездную среду, а ядро продолжает существовать в виде белого карлика. Когда-нибудь нам, очевидно, удастся «засечь» звезду на завершающей стадии ее перехода от гиганта или сверхгиганта к белому карлику. Известно несколько «комбинированных» переменных звезд, которые пока ставят астрономов в тупик, но объяснение которых может иметь ключевое значение. У этих звезд на спектры поглощения класса М наложены яркие линии водорода, гелия, а иногда и ионизованного железа. У некоторых из этих звезд видны яркие линии, характерные для газовых туманностей, и голубоватый непрерывный спектр в ультрафиолете. Многократно высказывалось предположение, что звезды этого типа, например Z Андромеды, CI Лебедя и BF Лебедя, двойные, но некоторые из них, возможно, гиганты или сверхгиганты, находящиеся на последней стадии разрушения. Яркие линий водорода и гелия и синеватый непрерывный спектр может, по-видимому, давать ядро; спектр класса М исходит от распадающейся оболочки, а небулярный спектр возбуждается в протяженном облаке скопившихся остатков оболочки под действием высокотемпературного излучения ядра. В любом случае эти звезды заслуживают самого пристального внимания.
Очень часто конденсация, из которой со временем формируется звезда, медленно вращается. Подобные тела в результате сжатия образуют быстро вращающиеся вокруг своих осей звезды, или же они могут разделиться на два тела, в результате чего создается двойная система. Нетрудно понять, почему подавляющее большинство более ярких объектов главной последовательности— быстро вращающиеся звезды. Но чем вызвано внезапное исчезновение быстро вращающихся звезд близ спектрального класса F5 и медленное вращение звезд более поздних спектральных классов вдоль главной последовательности?
Рис.
99, сделанный Олином Уилсоном, представляющий собой часть диаграммы Г—Р для звезд поля, показывает «владения» быстро и медленно вращающихся звезд. Скорости вращения свыше 50 км/с появляются совершенно внезапно в классе F 4 начальной главной последовательности. Звезды главной после-
Рис. 99. Зависимость между абсолютной величиной, спектральным классом и скоростью вращения для звезд главной последовательности.
Быстро вращающиеся звезды лежат выше пунктирной линии; вращающиеся медленно или певращающиеся звезды лежат между пунктирной ливней и линией начальной главной Последовательности.
довательности, находящиеся выше этой линии, могут вращаться быстро вплоть до спектральных классов GO — G 5.
Уилсон высказал предположение, что эти звезды появились в результате эволюции звезд, первоначально находившихся поблизости от F4. Другая любопытная особенность состоит в том, что все звезды с яркими линиями II н К (т. е., очевидно, обладающие протяженными хромосферами) расположены поблизости от линии, соответствующей начальной главной последовательности. Вращение и хромосферная активность, по-видимому, взаимно исключаются. Солнце относится к группе медленно вращающихся звезд.
Переход к быстрому вращению, скорее всего, происходит в той точке, когда внешний конвективный слой становится очень неглубоким или исчезает совсем. Было высказано предположение, что звезды с конвективными слоями имеют, подобно Солнцу, хромосферы и короны. Солнце непрерывно выбрасывает вещество; в результате этого явления, называемого солнечным ветром, вещества уносится немного, но зато происходит замедление вращения Солнца. Следовательно, если эта гипотеза справедлива, то звезды, находящиеся в «невращающсйся зоне», должны замедлять свое вращение за счет истечения вещества.
Согласно одной из гипотез, хотя внешние слои этих звезд вращаются медленно, их ядра продолжают вращаться быстро. Эта гипотеза обладает целым рядом привлекательных моментов. Так, например, приняв ее, можно пренебречь зависимостью скорости солнечного вращения от широты. Однако в рамках этой гипотезы трудно объяснить, за счет чего поддерживается столь большое различие между вращением ядра и наружного слоя.
Очевидно, часто должны образовываться двойные звезды. Если компоненты звезды находятся по соседству, на развитие каждой из них окажет свое влияние наличие близкого компаньона. Именно этим эффектом объясняют существование звезд тех необычных типов, которые иногда обнаруживаются в зат- менных двойных системах и которые не имеют себе подобных среди изолированных звезд. Мы рассмотрим эту проблему ниже при обсуждении новых звезд (см. гл. И).
Еще по теме НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ЗВЕЗД:
- Глава 12. Индуктивная логика Бэкона и Мил ля
- 3.3.1 Физикалистский анализ Рудольфа Карнапа
- ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
- ИСТОРИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ Н. А. МОРОЗОВА72
- Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
- §4.2. Тест на зрелость планетарной цивилизации (Очерк сценария выживания)
- Почти десять лет назад
- Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
- Методологические аспекты изучения поля земной силы тяжести
- Галилей и тирания истины