<<
>>

БИБЛИОТЕКИ УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ,ПРИБАЛТИКИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ

  В XVI—XVII вв. народы Украины, Белоруссии и Прибалтики находились под гнетом литовских и польских феодалов, а также католического духовенства, которые препятствовали прогрессивному развитию самобытных национальных культур.
Насильственное порабощение и жестокая эксплуатация вызывали рост национально- освободительной борьбы против польской шляхты и католического духовенства, особенно усилившейся в XVII в.

Видную роль в борьбе против католицизма и национального угнетения играли братства — объединения горожан при православных церквах, ставшие ведущими очагами национальной культуры и просвещения. Они организовывали школы, типографии и библиотеки. Самую большую библиотеку имело Львовское братство, описи которой неоднократно составлялись в XVI—XVII вв. Так, в 1637 г. в ней числилось 263 книги религиозного и светского характера (из них на славянском и украинском языках — 91), а в 1688 г. — 392 (в том числе на славянском и русском — 166).

Фонд библиотеки Львовского братства делился на четыре части: славянские, греческие, латинские и польские книги. В числе книг светского характера имелись произведения Эзопа, Пиндара, Еврипида, Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона, Плутарха, Аристотеля и др., а также издания по философии, истории, публицистике, календари и грамматики.

Библиотеки имелись при Киевской, Луцкой и других братских школах на Украине. В 1632 г. в Киеве основывается высшее учебное заведение — Киевско-Могилянская академия. Ее библиотека пополнялась религиозной, научной и учебной литературой, поступавшей из типографии Львовского братства и в результате добровольных пожертвований .

Библиотеки братских школ создавались в Белоруссии и Прибалтике. Наиболее известными были Брестская, Виленская, Могилевская, Полоцкая, Минская.

Просветительская деятельность братств жестоко преследовалась. Католическое духовенство и шляхта принижали национальное достоинство народов Украины, Белоруссии и Прибалтики, закрывали братские школы и библиотеки, насильственно насаждали католическую религию.

Закрытие национальных просветительных учреждений сопровождалось разграблением библиотек и сожжением украинских, белорусских, латышских, литовских и эстонских книг.

После воссоединения с Россией украинский народ был избавлен от гнета шляхетской Польши. Воссоединение Украины с Россией усилило взаимодействие культур обоих народов и способствовало росту числа библиотек на Украине.

Распространению католицизма в Прибалтике содействовали библиотеки Иезуитской коллегии в Вильно, преобразованной в 1579 г. в академию-университет, и Дерптского (Тартуского) университета. Библиотека Виленской академии-университета (ныне библиотека Вильнюсского государственного университета) в 1579 г. имела около 4,5 тыс. книг. В отдельных городах Прибалтики: Риге, Ревеле и др. в XV—XVI вв. начинают открываться городские публичные библиотеки. Так, в Риге библиотека при ратуше открылась в 1553 г.

На развитии культуры и просвещения народов Средней Азии и Закавказья тяжело отразились татаро-монгольское нашествие и последующие вторжения кочевников. Подъем культурной жизни на этих территориях в основном наблюдается с XIV в. В Самарканде, Бухаре, Мерве и других городах Средней Азии продолжают организовываться библиотеки при мечетях и медресе, а также при дворцах правителей и могущественных феодалов. Уже в XV в. в Самарканде были широко известны дворцовые библиотеки Тимура и Улугбека. В последней хранились книги по астрономии, математике, философии и другим наукам.

В XVI—XVII вв. в Средней Азии культура и просвещение испытывают сильный гнет мусульманской религии. Фонды многих библиотек очищаются от научной и светской литературы, преобладающее место в них занимает литература религиозного содержания и книги по мусульманскому законодательству.

В трудных условиях продолжалось развитие культуры Армении, Азербайджана и Грузии, где открывались учебные заведения, переписывались и распространялись книги на родных языках. В конце XIII—начале XIV в. в армянских колониях некоторое время существовал Гладзорский университет с библиотекой научных и учебных книг. В начале XIV в. в Тебризе (Азербайджан) при “доме исцеления” создается ценнейшее собрание книг на различных языках. В начале XVI в. школьные, дворцовые и монастырские библиотеки имелись в ряде городов Грузии. 

<< | >>
Источник: Абрамов К. И.. История библиотечного дела в России: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. 2000

Еще по теме БИБЛИОТЕКИ УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ,ПРИБАЛТИКИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ:

  1. Работа редактора над синтаксисом текста
  2. Очерк четырнадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ СОЦИАЛИЗМА*
  3. Зарождение геополитических идей.
  4. БИБЛИОТЕКИ УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ,ПРИБАЛТИКИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ