<<
>>

КИЕВСКАЯ РУСЬ

  Появление первых библиотек на Руси относится к IX—XI вв. и свя-1 зано с образованием киевского древнерусского феодального государ-1 ства. Известно, что в Киевской Руси в этот период распространялась! письменность, организовывалась переписка древнеславянских и пе- ревод иностранных книг.
Древняя Русь славилась высоким уровнем! развития культуры и просвещения, выдающимися памятниками ар-1 хитектуры и искусства. Еще до принятия христианства в отдельных ] городах стали распространяться книги, написанные “роусьскыми письмены”, т. е. на древнерусском языке, которые видел и “обрел” в / середине IX в. в Херсонесе — Корсуни (в Крыму) — изобретатель славянской азбуки Константин (Кирилл) Философ. К X в. относится по- ] явление в Киеве христианских храмов (Ильинская церковь), являв-! шихся хранилищами церковных (богослужебных) книг. Число собо-1 ров стало увеличиваться после официального введения христианства! (988 г.), тогда же стали открываться и первые монастыри.

Сохранившиеся данные о книжных собраниях этого периода край-, не скупы и немногословны. Это в основном сведения о собирании и| хранении книг, о любви к чтению и др. Так, в конце X в. в Киеве бы-| ла построена величественная церковь (Пречистой Богородицы или! Десятинная), о которой в исторических источниках (в Никоновской! летописи и в древнем житии Владимира) имеются сведения о том, что] Владимир украсил эту церковь “иконами и книгами” (запись 993 г.).

В X—XI вв. на Руси стали открываться школы, обучение в ко-| торых велось по греческим, славянским и древнерусским книгам. В 988 г. Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их “на| ученье книжное”. В 1028 г. Ярослав Мудрый, чтобы “учити кни-| гам”, собрал в Новгороде до 300 детей. Для “книжного учения” мо-| нахов школа была открыта при Киево-Печерском монастыре (XI в.).| Все это требовало принятия мер по собиранию в школах книжных коллекций или библиотек.

Нет никакого сомнения в том, что уже в X в. киевские князья и фе-1 одалы, а также представители духовенства имели личные библиотеки. Книжное собрание, несомненно, имел Владимир, о котором в летописи под 996 г. сказано, что он “библиотеке бо любя словеса книж-| ная”, т. е. очень любил слушать чтение книг.

По-видимому, библиотек до начала XI в. было все же немного. Их1 число стало быстро расти в первой половине XI в., во время княже-1 ния в Киеве Ярослава Мудрого — большого любителя книг. Они пре-! имущественно устраивались в церковных соборах, монастырях, в ма-' стерских для переписки книг. Так, в летописи (1037) отмечается, что Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов для переписки славянских и перевода греческих книг, которые “списаша книги многи”

Часть этих книг он “положи в святой Софии церкви”, основав таким эбразом, как принято считать, первую библиотеку на Руси.

Книг было переписано и распространено много, так как Ярослав Мудрый “насея книжными словесами сердца верных людий” и способствовал развитию библиотек в других русских городах. В Новгороде в середине XI в. в Софийском соборе (построен в 1045—1051 гг.) зозникла другая крупная древнерусская библиотека, сохранившаяся часть книг которой находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Библиотеки при церковных соборах в XI—XIII вв. открывались в Полоцке, Чернигове, Владимире, Ростове, Рязани и многих других городах. Тогда же стало увеличиваться и число монастырских библиотек. Самой древней и значительной из них была библиотека Киево-Печерского монастыря (XI в.), имевшая богатое собрание древнерусских и переводных книг.

В настоящее время не имеется точных данных о числе библиотек, существовавших на Руси до татаро-монгольского нашествия. Нам из- зестно только, что они открывались преимущественно в городах, при церковных соборах, монастырях и школах. По подсчетам историков в Киевской Руси до начало 40-х гг. XIII в. было около 300 городов, в которых имелось 1300—1500 храмов.

Кроме того, церкви открывались в сельских приходах, в усадьбах феодалов и в монастырях, число которых доходило до 300. Если даже учесть, что далеко не в каждом городе и церковном соборе имелись книжные собрания, эти данные свидетельствуют э внушительном числе (несколько сотен) древнерусских библиотек.

Поскольку от древнерусских библиотек не сохранилось описей или каталогов, о составе их книжного фонда можно судить по немногим памятникам письменности. В большинстве своем в библиотеках имелись евангелия, апостолы, псалтыри и другие книги священного писания, богословские сочинения отцов церкви, духовно-нравственные сборники, книги по церковному и гражданскому праву, минеи, служебники, требники и другие богослужебные книги. Об их изучении и распространении церковь проявляла большую заботу и боролась с чтением апокрифических (“ложных” и “отреченных”) книг.

В древнерусских библиотеках имелась переводная религиозная литература, жития святых, книги исторического содержания, философские и натурфилософские сборники, сочинения по географии, праву, переводы греческих и латинских романов и повестей, например “Александрия” (из жизни Александра Македонского), “Девгени- ево деяние” (о Дигенисе Акрите), “Повесть об Акире Премудром” и др.

Большое место в фондах библиотек занимала древнерусская литература, древнейшие летописные своды (“Повесть временных лет” и др.), исторические сказания, былины, а также государственные и церковные документы. В числе наиболее распространенных произведений назовем “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, “Поучение Владимира Мономаха”, “Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печерского, проповеди Кирилла Туровского и др.

Этим кратким перечнем древнерусских и иностранных книг, тексты которых сохранились до нашего времени, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Церковь, борясь с “ересями” и распространением научных знаний, безжалостно уничтожала неугодную литературу. Много книг и библиотек погибло во время феодальных междоусобиц и войн с иноземными захватчиками.

В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении памятников книжной культуры из городов, соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях, во время которых гибли драгоценные книжные собрания. Так, в 1203 г. князь Рюрик с половцами разграбил в Киеве “Софию и Десятинную церковь”, в том числе и хранившиеся в них книжные собрания.

Древнерусское государство славилось любовью к собиранию, чтению и распространению книг. Так, собиранием книг занимался Ярослав Мудрый, часто читавший их ночью и днем. Его сын князь Святослав наполнял свои “клети” божественными и светскими книгами. “Изборник” Святослава (1076 г.), как указывает писец, был составлен “из многих книг княжьих”. Владельцами книжных собраний были многие другие русские князья. Владимир Мономах, отправляясь в дорогу, всегда брал с собою книги для чтения. “Пропитанье божественных словес” очень любил его сын Ярополк. Кня гиня Ефросинья Полоцкая (XII в.) “была умна книжному писанию” и слыла просветительницей Полоцкой земли.

Немало любителей чтения и собирания книг было и среди духовенства. Так, киевский митрополит Илларион, автор ряда оригинальных произведений древнерусской литературы, был “муж благ, книжен”. Игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий радовал себя писанием книжным. Его ученик монах Григорий, как свидетельствуют источники, не имел ничего ценного, кроме книг. “Бысть книжник и философ” и Климент Смолятич из Зарубского монастыря, что под Смоленском.

Долгое время господствовало мнение, что в Древней Руси грамотность и чтение были доступны только представителям высших слоев общества. Археологические изыскания и изучение памятников письменности неопровержимо доказывают, что грамотные люди, любители чтения книг имелись и в среде простых людей: горожан, ремесленников, торговцев, в жилищах которых при раскопках в Рязани находили медные застежки от книг. В Новгороде и Смоленске было найдено немало берестяных грамот, время написания которых относится к XI—XIII вв.

На бересте простыми людьми не только писались письма, но и записывались молитвы, песни, былины и исторические сказания. На бересте писались и отдельные книги.

В то же время книги и библиотеки в этот период являлись достоянием главным образом феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления религии — идеологической основы феодального государства. Это были учреждения ограниченного пользования, недоступные народу, задавленному гнетом и жестокой эксплуатацией.

Огромный ущерб библиотечному делу нанесло татаро-монгольское иго, в период которого подверглись уничтожению богатейшие собрания книг в Киеве, Рязани, Владимире, Чернигове и других городах. Однако татаро-монгольское нашествие не могло остановить развитие культуры, просвещения и книжного дела. Успешная борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями создала в последующие годы благоприятные возможности для собирания и накопления книг, основания новых и приумножения сохранившихся библиотек.

<< | >>
Источник: Абрамов К. И.. История библиотечного дела в России: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. 2000

Еще по теме КИЕВСКАЯ РУСЬ:

  1. 3. Киевская Русь
  2. 6.1. Киевская Русь (IX – ХП вв.)
  3. Киевская Русь (ІХ — І пол. ХІІ в.)
  4. Культура Киевской Руси
  5. Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья
  6. КИЕВСКАЯ РУСЬ
  7. Четвертая Русь
  8. Глава 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ
  9. Вопрос 4. Образование Киевской Руси
  10. Киевская Русь (IX - ХП вв.)
  11. II. КИЕВСКАЯ РУСЬ
  12. Глава III. Русь и Хазария
  13. КИЕВСКАЯ РУСЬ