МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Монастырские библиотеки обладали наиболее значительными для того времени собраниями рукописных и печатных книг. Самыми крупными были библиотеки Соловецкого монастыря (около 1500 книг в 1676 г.), Кирилло-Белозерского (свыше 1900 в 1664 г.), Иоси- фо-Волоколамского (1150 в 1573 г.), а также Троице-Сергиева, Чудова под Москвой, Киево-Печерского и др.
Книжную основу монастырских библиотек составляла религиозная и богослужебная литература. Здесь хранились сочинения деятелей церкви, беседы и поучения святых отцов и другие церковно-публицистические сочинения, житийная литература, сборники церковно-назидательного содержания, библейские и богословские книги, а также издания по церковному и гражданскому праву. В числе церковно-полемических произведений было немало книг, не только обличавших преследуемые церковью “лжеучения”, но и посвященных антифеодальным и антицерковным народным движениям.
Сохранялась в монастырских библиотеках также литература по истории Российского государства, представленная в основном древнерусскими летописями, историческими песнями и сказаниями, повествованиями о великих князьях и московских царях, историями городов и монастырей. Сказания, произведения исторического характера, а также сочинения философского, естественно-научного и прикладного содержания входили в состав сборников, в большом количестве имевшихся в монастырских библиотеках.
Хранилась в них и другая светская литература, в том числе учебники, судебники, книги по полеводству, лечебники и оригинальные произведения древнерусской художественной литературы. jИсточники комплектования книжных фондов монастырских библиотек были разнообразны. Прежде всего для них переписывались книги — и своей библиотеки, и полученные для этой цели из других монастырей или от частных лиц. Видную роль в пополнении монастырских библиотек играли вклады и пожертвования князей, бояр, представителей духовенства. Книги в монастыри жертвовали и завещали торговцы, ремесленники и даже монастырские крестьяне. Нередко литература для монастырских библиотек переписывалась и привозилась из-за границы.
Наиболее полное представление о содержании фондов монастырских библиотек и источниках их пополнения дают сохранившиеся описи имевшихся в них книг. Из пометок и примечаний в описях мы узнаем, книги какого содежания имелись в той или иной библиотеке, фамилии вкладчиков и завещателей, переписчиков и библиотекарей. До нашего времени сохранилось несколько сотен описей и списков книг монастырских библиотек. Самыми ранними из них являются составленные в конце XV в. “Описание рукописей Кирилло- Белозерского монастыря” и опись Слуцкого Троицкого монастыря. Особый интерес представляет сводная опись книг 40 степенных монастырей, составленная в XVII в. В нее выборочно включены 2 672 книги, хранившиеся в московских, тверских, ярославских, рязанских, вологодских, ростовских и других монастырях. Опись дает достаточное представление о составе книжных фондов монастырских библиотек середины XVII в.
Монастырские библиотеки преимущественно обслуживали мона- 1 хов и других представителей духовенства своего монастыря, которым книги и рукописи выдавались “для почитания, учения и списывания”. Нередко по требованию царей и высшего духовенства книги из библиотек высылались в Москву, в другие монастыри и населенные пункты. Так, из описи Троице-Сергиева монастыря, насчитывающей в 1642 г.
623 книги, видно, что до 100 из них числились розданными
во другим монастырям и селам и 19 книг отправлены в Москву. Книги в порядке обмена пересылались для чтения и переписки из одной библиотеки в другую по договоренности между библиотекарями.
Несмотря на значительные размеры книжного фонда монастырских библиотек, они далеко не отражали состояние древнерусской книжности. Книжный состав библиотек строго контролировался высшим духовенством, боровшимся с чтением и распространением книг, противоречащих догматам православной церкви. Произведения “еретиков”, “чернокнижников” и “вольнодумцев” изымались из монастырских библиотек и уничтожались.
Противодействуя распространению неугодных книг, церковники составляли специальные списки произведений, которые либо разрешалось, либо запрещалось читать и хранить в библиотеках. В “Кирилловой книге” (1664 г.) приводится подробный перечень книг “истинных”, которые “подобает чести православным христианам”, и книг “ложных”, “еретических”, которые следует сжигать, а читающих предавать церковному проклятию. В число “ложнонад- писанных” и “потаенных” включались апокрифы, атеистические книги, естественно-научные и философские сочинения.
К концу XVII в. монастыри перестают играть роль основных культурных и книжных центров. Религиозный догматизм отрицательно сказывался на содержании книжных фондов монастырских библиотек, состав которых все меньше и меньше пополнялся литературой светского характера. Духовенство нередко уничтожало древнейшие рукописи и документы, хранившиеся в библиотеках, как не отвечавшие целям и задачам церковной идеологии. В результате погибло немало оригинальных произведений древнерусской литературы и научных книг.
Оценивая историко-культурное значение монастырей, необходимо подчеркнуть, что, насаждая церковную идеологию, они в то же время являлись основными хранилищами памятников древнерусской письменности и первопечатных книг, дошедших до наших дней благодаря существованию монастырских библиотек.
Еще по теме МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ:
- Производные социальные функции
- ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ БИБЛИОТЕКОВЕДОВ
- СУЩНОСТЬ КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК
- Культура Средневековой Европы
- МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
- Государетво и кул ьту ра Росси и во второй половине XVIII века
- Английская Реформация и культура
- Распространение книг. Библиотеки
- День первый. Бахчисарай - г . Чуфут-кале.
- ЗАКАВКАЗЬЕ
- НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ МЫСЛИ
- ПЕРВЫЕ ВЕДОМСТВЕННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
- МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
- ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ