§1. Предыстория библиотековедения (возникновение и развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э.—XVIII в.)
Под библиотековедческой мыслью понимаются самые первоначальные, самые элементарные идеи и представления о библиотеках и библиотечном деле, которые еще не приобрели уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему, представляя собой лишь эмпирическое восприятие библиотечного дела сознанием чело вежа.
Эго обыденное, а не строго научное знание о библиотеках и библиотечном деле. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения заключена в том, что первая послужила отправной точкой возникновения, становления и развигия последнего как научной и учебной дисциплины. Хронологически библиотековедческая мысль более чем на два тысячелетия опережает библиотековедение, является его предысторией.2 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 •* к Ч •
1
1 % — ? . ? ?? *
: ~ = 71 » ? -- - •
? -ч > 1
• • * • • - - - - /
• ^
1 у Рис.]. Общая периодизация мирового библиотековедения:
1 .Этап библиотековедческой мысли. 1.1.
Библиотековедческая мысль древности. 1.2.
Библиотековедческая мысль средневековья.
2. Этап библиотековедения. 2.1.
Период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.). 2.2.
Период бифуркации — разделения библиотековедения на социалистическое и буржуазное (XX в.). 2.3.
Период дебифуркации — прогнозируемый период развития библиотековедения как единой науки на методологической основе общечеловеческих цен* ностей (XXI в.)
Для возникновения библиотековедческой мысли должен был существовать целый комплекс объективных причин и условий. Непосредственно она связана с возникновением первых библиотек примерно в середине II тысячелетия до н.э.
По мере увеличения числа древнейших библиотек происходило постепенное накопление данных об их деятельности, а затем возникла объективная потребность в осмыслении имеющихся сведений, их анализе, обобщении, выявлении наилучших способов организации работы библиотек и т.д.
Эти функции вначале и взяла на себя библиотековедческая мысль.Уже в библиотековедческой мысли древности прослеживаются самые первоначальные, самые элементарные представления о том, что ныне называется библиотекой, организацией, хранением, описанием, каталогизацией библиотечных фондов.
Средневековье наложило неизгладимый отпечаток на библиотековедческую мысль. Почти монопольное положение церкви в области библиотечного дела обусловило его религиозную направленность. Библиотеки рассматривались в качестве очагов распространения клерикальной культуры, и этот подход предопределял содержание и формы их работы. Основное внимание уделялось сохранению и сбережению книжных богатств, их учету, расстановке, описанию, каталогизации, а не использованию. Широкое распространение получили запреты на чтение “еретической” литературы, составление списков запрещенных, “отреченных”, “ложнонаписанных” и других книг, характеризовавшихся инакомыслием.
В это время библиотековедческая мысль находила отражение в различных церковных инструкциях, наставлениях, памятках книго- хранителям. После изобретения книгопечатания появились первые печатные труды и руководства по библиотечному делу: “Совет, как устроить библиотеку” (1627) Г. Нодэ (1600—1653) и др.
Характерной чертой средневековой библиотековедческой мысли было понимание библиотеки как собрания книг, доступного лишь узкому кругу. Эту особенность О.С. Чубарьян образно обозначил как “книгохранилшцный уклон”.
В период Великой французской революции (1789—1794) наметился весьма заметный сдвиг в развитии библиотековедческой мысли. Так, радикально изменилось само представление о библиотеке. Она начинает рассматриваться как “школа для граждан”, призванная играть важную роль в организации школьного, внешкольного образования и непрерывного самообразования. В первоначальном виде зарождаются идеи общественной библиотеки, специальной библиотеки, сети библиотек, широко доступной народу, и т.п. Революция явилась апофеозом развития всей предшествующей библиотековедческой мысли, особенно в плане ее демократизации.
Начало развития библиотековедческой мысли в России относится к XI—XIII вв.
(рис.2). По причинам, связанным с монголотатарским игом и другими историческими факторами, состояние библиотечного дела страны столетиями было обречено отставать от многих европейских государств. Это сказывалось и на уровне, и на содержании библиотековедческой мысли. По многим направлениям она длительное время была вынуждена следовать зарубежным образцам.Вместе с тем Россия, как показывают исследования, внесла определенный вклад в развитие мировой библиотековедческой мысли. Так, еще на заре российской государственности книгоохранительная функция библиотек не рассматривалась как их основная, преобладающая функция, что было некоторым шагом вперед по сравнению с зарубежьем. Довольно рано сложилось и более широкое понимание общественной роли библиотеки, которое не сводилось только к служению Богу, к организации церковных служб, а предполагало и другие функции, в том числе делового характера.
Активно библиотековедческая мысль в России развивается в ХУШ в. Ее характерными особенностями являются внимание к проблемам назначения и роли библиотек в развитии науки и просвещения, тенденция к их демократизации, постановка задачи организации светского чтения и др. Важный вклад в развитие библиотековедческой мысли внесли М.В. Ломоносов (171 1—1765), В.Н. Татищев (1686—1750), А.И. Богаднов (1696—1766) и др. В 1779 г. выходит первая на русском языке книга о библиотечном деле “Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской имп. Академии наук” И.Г. Бакмей- стера (г. рожд. неиз.—1788).
2.3
Рис.2. Общая периодизация развития российского библиотековедения: 1.
Этап российской библиотековедческой мысли — предыстория российского библиотековедения (XI в.—XIII в.). 2.
Этап российского библиотековедения. 2.1.
Период российского буржуазного библиотековедения (XIX в.). 2.2.
Период российского социалистического библиотековедения (XX в.). 2.3.
Прогнозируемый период соединения российского библиотековедения с мировым библиотековедением на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXI в.).
К концу ХУШ—началу XIX в. в мире уже сложились основные предпосылки для возникновения библиотековедения как науки: накопилась достаточно богатая империческая база, оформились некоторые важные идеи, которые могли быть положены в основу новбй науки.