<<
>>

ПРОФСОЮЗНЫЕ, КООПЕРАТИВНЫЕИ ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕБИБЛИОТЕКИ

Начало XX в. серьезно повлияло на расширение общественной ини циативы в области библиотечного дела. Основной движущей силой ее как уже говорилось раньше, по-прежнему оставались земства и город

ские думы, взявшие на содержание подавляющее большинство открытых в России публичных и народных библиотек.

В то же время активно развернули свою деятельность по созданию библиотек и читален кооперативы, профсоюзы, различные просветительные и другие общества и организации. Для открытия новых, особенно народных, библиотек стали образовываться специальные библиотечные общества. Развитию общественной инициативы во многом способствовали события первой русской революции 1905—1907 гг., заставившие царское правительство пойти на смягчение реакционного законодательства, ввести некоторые гражданские свободы, в том числе разрешить в 1906 г. свободную организацию обществ и союзов.

Немаловажную роль в расширении общественной инициативы сыграло и пробудившееся в годы революции стремление народных масс к культуре, образованию и просвещению. Борясь за свои политические и экономические права, рабочие, крестьяне и другие демократические слои населения не только отстаивали свои права на образование и просвещение, но и требовали радикальных демократических преобразований в существующей системе библиотечного обслуживания населения. Эти требования высказывались на различных собраниях и народных съездах, отражались в резолюциях и постановлениях различных забастовочных комитетов, в наказах трудящихся депутатам первой Государственной думы. Так, трудящиеся требовали от правительства и господствующих классов отмены всяких ограничений и притеснений деятельности библиотек, снятия особого надзора с народных библиотек и читален, отказа от административного и полицейского преследования библиотечных работников, побуждения заводчиков и фабрикантов открывать на фабриках и других предприятиях библиотеки для рабочих, передачи права на организацию библиотек самим трудящимся, управления ими “выборными от народа”.

Широко в эти годы по всей России развернулась библиотечная деятельность обществ, союзов и других кооперативных организаций. Их число, особенно в сельской местности, очень быстро росло. Так, если в 1905 г. было более 2 тыс. различных кооперативов и потребительных обществ, то к 1917 г. их число увеличилось до 30 тыс. В начале XX века кооперативы организовывали преимущественно для своих членов библиотеки, которые содержали специальную литера- туру о деятельности кооперативных организаций и союзов. Такая библиотека должна была создаваться в волостном селе, где открывалась кооперативная лавка. Как центральная библиотека, она также открывала свои отделения в деревнях, входящих в волостное потребительское товарищество, или рассылала передвижки. В этих целях учреждался взаимно вспомогательный и просветительный фонд.

Первый съезд кооперативных учреждений в Москве в апреле 1908 г. принял резолюцию выделять соответствующий процент от прибыли кооперативов “на просветительные цели”. Секция сельскохозяйственных обществ съезда признала желательным открыть Центральный музей и библиотеку по вопросам общественной агрономии и сельскохозяйственной кооперации.

Всероссийский кооперативный съезд в Киеве в 1913 г. значительно расширил масштабы просветительской деятельности кооперации, одним из важных направлений которой явилось открытие народных библиотек и читален для обслуживания духовных запросов населения. В этих целях было рекомендовано увеличить кредиты на содержание новых библиотек, организовывать сборы пожертвований, создавать специальные фонды и т. п. Рекомендация была поддержана и учредителями сельскохозяйственных обществ, кружков и товариществ, которые начали осуществлять эту работу в деревне раньше кооперативов. Так, Пермский съезд сельскохозяйственных обществ еще в 1908 г. постановил, чтобы при всех библиотеках обществ были открыты читальни с подбором книг не только специального, но и общеобразовательного характера. Съезд просил губернское и уездные земства при организации сети библиотек предусматривать их открытие при имеющихся сельскохозяйственных обществах.

Библиотеки открывались в сельской местности также при народных домах, устраиваемых кооперативами. Так, например, в Пермской губернии они были открыты при 17 народных домах, и их открытие планировалось еще в 50 народных домах, в Нижегородской губернии библиотеки были открыты при 28 народных домах и др.

К сожалению, имеющиеся документальные источники не позволяют определить масштабы библиотечной деятельности кооперативных организаций и общее число открытых ими народных библиотек и читален. Можно только сказать, что в целом ряде губерний и уездов количество кооперативных библиотек превосходило число таковых, содержавшихся земствами.

Большую роль в упорядочении библиотечного дела кооперативов играли периодически созывавшиеся губернские кооперативные съезды, обсуждавшие назревшие вопросы просветительской и библиотечной деятельности их местных организаций. Харьковский съезд по устройству народных развлечений в 1915 г. отмечал, что многие кооперативы стали создавать в своей структуре в этих целях специальные комиссии, секции и другие подразделения. Они оказывали кооперативам большую помощь в организации деятельности библиотек, составляли указатели и каталоги в помощь комплектованию книжного фонда, рекомендательные пособия и т. п. В 1913 г. в Москве при Всероссийском союзе потребительных обществ была

образована культурно-просветительная комиссия, оказывавшая помощь местным кооперативным организациям в проведении съездов, совещаний и других библиотечных начинаний.

Устройством библиотек продолжали заниматься всевозможные просветительные общества и кружки: общества грамотности, самообразования, чтения и т. п. Их число в начале XX в. значительно возросло. Практически, они были открыты во всех губернских и уездных городах, а также в некоторых сельских населенных пунктах. Причем в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и других крупных городах их количество исчислялось десятками. При просветительных обществах создавались библиотечные комиссии, секции или комитеты, в обязанность которых входили устройство народных библиотек и читален, оказание содействия развертыванию их деятельности.

Такие просветительные общества были открыты также на Украине, Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике и других местностях, где проживало коренное население.

Наиболее известными в эти годы были Петербургское и Московское общества грамотности, преобразованные правительством из комитетов грамотности, развернувших работу по устройству народных библиотек еще в XIX в. Так, при поддержке земств к началу XX в. комитеты открыли около 350 народных библиотек и читален. Их работа явилась важным побудителем земской деятельности в области народно-библиотечного дела. Библиотечные комиссии этих обществ продолжали эту деятельность в последующие годы: собирали пожертвования, в том числе книгами и периодическими изданиями, составляли рекомендательные каталоги. К сожалению, передача их в подчинение Министерства народного просвещения значительно сузила их начинания в библиотечной области.

Серьезный вклад в народно-библиотечное дело внес комитет по устройству сельских библиотек, образованный в конце XIX в. при Харьковском обществе грамотности. Число открытых им народных библиотек в уездах губернии в 1906 г. составило 427. Все они по мере укрепления передавались на содержание земств. Устройством народных библиотек занимались просветительные общества в Киевской, Костромской, Нижегородской, Самарской и других губерниях. Вопросы библиотечной деятельности просветительных обществ стали предметом рассмотрения на I Всероссийском съезде деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений, состоявшемся в 1908 г. в Петербурге.

Наряду с просветительными обществами в ряде губерний создавались самостоятельные библиотечные общества, главной целью которых являлось открытие народных библиотек-читален и оказание поддержки действующим библиотекам. Так, только в 1901 г. в Рос-

сии были образованы Комиссия бесплатных народных библиотек- читален в Москве, Общество для устройства народных библиотек в Таганроге и Томское общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален.

Последнее, при поддержке П. И. Маку- шина, к 1912 г. открыло по губернии около 300 библиотек. В период первой русской революции в Москве действовали также Общество по устройству публичных чтений, библиотек и читален для народа (1905) и Общество народных библиотек-читален (1907).

В начале XX в. значительно активизировалось участие рабочего класса в просветительном и библиотечном деле, принявшее в период революции и в последующие годы массовый характер. Как известно, в ходе первой русской революции рабочие требовали открытия пролетарских просветительных учреждений и библиотек на средства капиталистов, отмены всяких ограничительных каталогов при комплектовании их книжных фондов, установления рабочего контроля за деятельностью общедоступных библиотек и включения в состав их правлений депутатов от советов и других рабочих организаций.

Не ограничиваясь этими требованиями, рабочие стали открывать на фабриках и заводах рабочие библиотеки, в том числе легальные и нелегальные. Большую роль в организации рабочих библиотек сыграли создавшиеся в ряде городов и промышленных центров советы рабочих депутатов. Они призывали рабочих проявлять инициативу в организации библиотек и читален, пополнять их общественно-политической литературой, привлекать к чтению трудящихся. При некоторых рабочих советах были образованы библиотечные комиссии, которые открывали рабочие библиотеки на предприятиях и в общежитиях, снабжали их литературой и периодическими изданиями, помогали наладить работу по организации чтения и др. Самарский совет на одном из заседаний единогласно высказался “за желательность библиотек” для рабочих и за необходимость внесения “планомерности в их организацию”, т. е. за создание постоянной сети рабочих библиотек. При этом совет предоставил всем рабочим организациям “полную автономию в деле организации своих библиотек”.

Создание рабочих библиотек расширяется в связи с развитием профсоюзного движения. В России в 1905 г. во многих городах создаются профессиональные союзы, которые с самого начала подвергаются репрессиям и преследованиям.

По закону 1906 г. они объявляются легальными организациями, им разрешается устройство просветительных обществ, библиотек и читален. Так, с конца 1905 — начала 1906 г. в Иркутской губернии профсоюзные библиотеки были созданы на девяти станциях Забайкальской железной дороги. В эти же годы они открываются на различных фабрично-заводских предприятиях в

Москве, Екатеринбурге, Самаре, Ярославле, Харькове, Баку, Грозном и других городах. Их общее число к 1911 г. превышает 200. В 1907 г. в Петербурге на объединенном собрании представителей петербургских профсоюзов и рабочих обществ самообразования обсуждался вопрос о работе профсоюзных библиотек. Было принято решение учредить специальную библиотечную комиссию, которая приступила бы к созданию “во всех рабочих районах профессиональных библиотек”. Такие библиотечные комиссии создавались в Москве и других крупных промышленных центрах, как при центральных, так и при местных руководящих органах профсоюзов.

Профсоюзные библиотеки и читальни подбирали книжные фонды, ориентируясь на нужды и запросы пролетариата. В них приобретались издания по истории рабочего движения, теории и практике деятельности профсоюзов России и за рубежом, общественно-политическая и художественная литература и периодические издания. Фонд их резко отличался от фондов народных библиотек и читален. Профсоюзные библиотеки и читальни использовались деятелями революционного движения для пропаганды и становились своеобразными очагами политического просвещения трудящихся, распространения нелегальной литературы.

Деятельность профсоюзных библиотек постоянно наталкивалась на всевозможные препятствия, чинимые администрацией. По данным газеты “Звезда”, только в 1910 г. власти закрыли свыше 120 профсоюзов и открытых ими просветительных учреждений и отказали в регистрации более 200 союзам и рабочим просветительным обществам. К марту 1911 г., т. е. к пятилетней годовщине образования легальных рабочих организаций и учреждений, в России было закрыто 497 профсоюзов и отказано в регистрации более 600. Все эти реакционные меры не только тормозили развитие сети профсоюзных библиотек, но и крайне ограничивали масштабы их работы по организации чтения трудящихся масс.

Библиотеки и читальни устраивались также при рабочих клубах и культурно-просветительных обществах. Только в 1907 г. в России было открыто 15 библиотек при рабочих клубах и просветительных обществах, из них восемь в Петербурге и четыре в Москве. Так, библиотека Петербургского общества “Наука”, открытая в 1907 г., в 1911 г. имела более 2,3 тыс. томов, в том числе более 1250 томов общественно-политической литературы. В ней числилось более 300 читателей, главным образом рабочие завода “Гелиос”. В 1911 г., когда в ней была обнаружена “опасная литература”, общество и библиотека были закрыты. Большую просветительную работу через распространение книг и периодических изданий проводила библиотека третьего женского клуба в Москве, также закрытая в 1913 г. царским правительст-

вом “за преступную деятельность”. Общества “Образование”, “Знание — свет”, “Просвещение” в Петербурге, “Вестник знания” в Риге, “Знание — сила” в Баку, рабочие клубы в Смоленске, Витебске, Екатеринбурге и других городах также имели библиотеки.

Наиболее крупной рабочей библиотекой являлась библиотека Пречистенских классов для рабочих в Москве (около 20 тыс. томов в 1917 г.). Она издавала отчеты о своей работе, в 1911 г. был напечатан каталог ее книжного фонда. Рабочие также широко пользовались библиотеками Народного университета Шанявского в Москве (77,6 тыс. томов) и Петербургского общества народных университетов (около 76 тыс. томов).

Вопрос о развитии сети рабочих библиотек обсуждался на I Всероссийском съезде деятелей народных университетов и других просветительных учреждений в январе 1908 г. В противовес либерально настроенному большинству, рабочая группа съезда разработала собственную резолюцию “О рабочих библиотеках”. В ней предлагалось расширять сеть рабочих библиотек, открывать их во всех рабочих кварталах и сосредоточить управление ими в руках самих рабочих. Резолюция была направлена также против стеснений деятельности библиотек, читален и других просветительных учреждений, обслуживающих трудящихся. Демократические требования рабочих не получили поддержки съезда, и они ушли с его заседания.

В целом число рабочих и профсоюзных библиотек в России росло очень медленно и, по-видимому, не превышало нескольких сотен. Как уже указывалось, рост их сети сильно тормозился правительством и администрацией, не разрешавшими многим профсоюзам открывать самостоятельные библиотеки и закрывавшими действующие библиотеки за их противоправительственную пропаганду. 

<< | >>
Источник: Абрамов К. И.. История библиотечного дела в России: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. 2000

Еще по теме ПРОФСОЮЗНЫЕ, КООПЕРАТИВНЫЕИ ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕБИБЛИОТЕКИ:

  1. ПРОФСОЮЗНЫЕ, КООПЕРАТИВНЫЕИ ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕБИБЛИОТЕКИ