<<
>>

ПУБЛИЧНЫЕ И НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Число публичных и народных библиотек во второй половине XIX в. явно не удовлетворяло растущим потребностям населения. Так, в “Указателе библиотек России”, составленном в 1864 г.

Г. Н. Геннади, перечисляется всего 280 библиотек разных типов и видов, в том числе публичных и коммерческих — 136. В 1884 г., по данным центрального статистического комитета, в 50 губерниях центральной части России (без Сибири, Средней Азии и Кавказа) имелось 509 публичных и коммерческих библиотек, а в 1894 г. — 792, в том числе 96 народных библиотек. Эти данные не включали сведений о народных библиотеках и читальнях при школах, число которых к началу XX в. превышало 3 тыс.

Публичные и народные библиотеки открывались главным образом в Петербурге, Москве, крупных губернских городах. В Европейской части России в 1887 г. на 608 городов приходилась 591 библиотека.

Таблица 3 ^Ри этом Ю8, т. е. примерно одна пятая, находилась в Петербургской и число публичных              Московской губерниях. В большийст-

библиотек в России в 1886 г. Ве уездных городов и особенно в сельских населенных пунктах не было публичных и народных библиотек. Очень слабо было развито библиотечное обслуживание населения в национальных и отдаленных районах страны. К концу XIX в. одна библиотека в среднем приходилась на 1 156 населенных пунктов и на 157,5 тыс. жителей. Таблица 3, составленная по данным центрального статистического комитета, дает представление о рас-

пределении публичных библиотек (включая коммерческие) по территории страны.

Публичные библиотеки по читательскому назначению делились на различные группы и категории. Большую, постоянно увеличивающуюся группу составляли коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения при книжных магазинах, доступные только состоятельным кругам населения, так как в них взималась высокая плата за пользование книгами.

Владельцы многих из них не заботились о социальной и культурной ценности этих библиотек и переполняли их фонды книгами невысокой идейной ценности, бульварными романами и повестями, приключенческой литературой.

Кроме того, преимущественно в городах открывались библиотеки, доступные только определенным сословиям или читательским группам: библиотеки при дворянских собраниях, офицерских обществах, аристократических, чиновничьих и купеческих клубах. Они пользовались различными льготами, так как были недоступны для демократических читательских кругов.

Самую большую группу среди публичных составляли платные земские и городские общественные библиотеки в губернских уездных городах, а также бесплатные народные библиотеки и читальни, открывавшиеся в городах и сельской местности земствами, городскими думами, комитетами грамотности и другими просветительными обществами.

Общественные публичные библиотеки. Для второй половины XIX в. характерен рост общественной инициативы в области библиотечного дела. Публичные библиотеки, основанные буржуазно-демократической интеллигенцией, городскими и земскими учреждениями, назывались общественными. Однако земства и городские думы не могли влиять на содержание их деятельности, так как общественные библиотеки находились под бдительным административно-полицейским надзором, их работа строго регламентировалась реакционными законами. Сами земства и думы, хотя и играли известную роль в развитии библиотечного дела, выделяли на библиотеки скудные средства.

Ограничивалось и самоуправление библиотеками. Хотя состав правления (комитета или совета) библиотеки определялся земскими и городскими органами, в них, как мы видели, правительство вводило чиновников и представителей духовного ведомства. Эти “непременные члены” вмешивались в деятельность библиотеки, контролировали выполнение правительственных циркуляров и распоряжений, наблюдали за пополнением книжных фондов и читателями. Вся самостоятельная деятельность комитетов и советов библиотек в основном сводилась к решению финансовых и хозяйственных вопросов, сбору добровольных приношений и т.

п.

Правительство по-прежнему не выделяло библиотекам средств из государственного бюджета, считая, что главным источником их

содержания являются добровольные пожертвования. Поэтому годовой бюджет даже крупных публичных библиотек составлял к концу XIX в. примерно от 12 до 20 тыс. рублей, большая часть которых расходовалась на наем, содержание помещения, оплату библиотекарей и обслуживающего персонала, на канцелярские нужды. На покупку книг и выписку периодических изданий оставалось не более 1200— 1500 руб. в год. Этой суммы не хватало для приобретения самых необходимых изданий. Острый недостаток в новых книгах и журналах стал уже хронической болезнью российских публичных библиотек.

Мало изменился по сравнению с первой половиной XIX в. книжный состав публичных библиотек. Они по-прежнему переполнялись религиозно-нравственной литературой и ведомственными изданиями. Значительно увеличились лишь фонды художественной литературы и периодических изданий, составлявшие не менее 2/3 всего книжного состава. Нерегулярно, с большими пробелами поступала в библиотеки естественно-научная литература, книги по технике, сельскому хозяйству и другим прикладным наукам. Особенно бедны были отделы философских и социально-политических книг. Подавляющее большинство библиотек, особенно в уездных городах, имело от 1 тыс. до 5 тыс. книг и периодических изданий. Лишь немногие из них имели по нескольку десятков тысяч книг, в том числе самые крупные: Одесская — около 90 тыс., Рижская — свыше 70 тыс. и Виленская — около 100 тыс. томов.

Выдача книг на дом во всех публичных библиотеках производилась за плату, пользование читальным залом было бесплатным. Поскольку плата за пользование библиотекой была доступна только имущим слоям населения, в некоторых библиотеках в виде исключения допускалась бесплатная выдача книг “малосостоятельным и бедным жителям”. Иногда от платы освобождались мелкие земские и городские служащие, преподаватели и учащиеся земских школ. Кроме того, для облегчения доступа в библиотеки в некоторых библиотеках вводились удешевленные абонементы и разряды.

Помимо платы за чтение, вводилась система залогов.

Почти во всех библиотеках подписчиками в основном были дворяне, чиновники, буржуазия и интеллигенция. Так, в Карамзинской (г. Симбирск) общественной библиотеке дворяне и чиновники составляли свыше 50 процентов от общего числа читателей, в Нижегородской — около 50 процентов, в Саратовской — около 40 процентов, в Астраханской — 36 процентов. Большую читательскую группу составляли учащаяся молодежь, учителя и лица свободных профессий. Читателей из рабочих и крестьян в публичных библиотеках было немного, хотя они составляли огромное большинство населения России.

Публичные общественные библиотеки оказывали известную помощь читателям в самообразовании и чтении. В некоторых из них устраивались публичные лекции, литературные вечера и чтения,

платные спектакли и концерты, средства от которых использовались на содержание библиотек. Отдельные библиотеки (Воронежская, Одесская, Харьковская, Архангельская и др.) открывали филиалы или отделения в рабочих районах или на окраинах города. Все эти меры проводились только с разрешения властей.

О широте деятельности наиболее крупных общественных публичных библиотек свидетельствует таблица 4.

Таблица 4

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК НА 1892—1895 гг.

Библиотеки

Число документов (тыс.)

Число

абонентов

Посещае

мость

Число

удовлетво

ренных

требова

ний

Бюджет

(руб.)

Одесская

73,5

4513

47 115

36 034*

8 500

Казанская

22,9

18 671

17 792*

Самарская

36,6

1 083

41 688

60 489

12 000

Черниговская

101

13 521

15 166*

1 240

Воронежская

33,4

972

38 820

66 934

3 990

Харьковская

30,0

2 021

89 009

24 929**

18 350

Нижегородская

28,3

210

15 000

17 794***

19 800

Карамзинская

28,5

798

50 317

52 198

8 946

Житомирская

21,0

1 399

21 627

14712

Херсонская

584

18 340

40 636

3 840

'Только на книги.

"Только в читальном зале. '"Только выдача на дом.

Публичные библиотеки открывались также в национальных районах, но их фонды содержали практически исключительно литературу на русском языке. Некоторые из них так и назывались “русскими публичными библиотеками” и служили “рассадником просвещения в русском духе и духе православной церкви”. Деятельность этих библиотек направлялась царским правительством, отпускавшим на их содержание государственные средства. Библиотеки, созданные по инициативе национальных меньшинств, подвергались преследованиям и ограничениям.

Демократически настроенные деятели культуры России в порядке частной инициативы принимали меры к открытию отдельных библиотек в национальных районах. Так, Л. Н. Толстой в 70—80-х гг. подарил населению аула Тахтамцкай библиотеку, состоящую из книг классиков художественной литературы и учебников. Эта публичная библиотека содействовала просвещению адыгейского населения аула.

Народные библиотеки и читальни. Важную роль для развития общественного пользования книгами играли в России народные библиотеки и читальни. Как известно, в конце 50 — начале 60-х гг. они устраивались разночинцами и революционными демократами и были закрыты в 1862 г. правительством за распространение революционных изданий. С 70-х гг. по инициативе демократических кругов вновь был поставлен вопрос об организации бесплатных библиотек для обслуживания рабочих и крестьян и допуска их в библиотеки сельских начальных училищ. В интересах промышленного развития России правительство вынуждено было снова разрешить открытие библиотек и читален для народа.

Народные библиотеки и читальни создавались на средства, выделяемые просветительными и благотворительными обществами и комитетами грамотности, заводчиками и фабрикантами, земствами, городскими думами, волостными и сельскими сходами. Главную роль в их устройстве играли земства, выступившие инициаторами открытия народных библиотек в сельской местности (в Вологодской, Воронежской, Пермской, Херсонской, Московской, Самарской, Екатеринбургской и других губерниях).

В 80-х гг. народные читальни открываются в Томске (1884), Москве (1885), Петербурге и Ачинске (1887), Красноярске и Тифлисе (1888), а затем и в других городах, в том числе на Украине и в Белоруссии.

Всего в начале 90-х гг., по неполным данным, земства открыли в сельской местности около 3 тыс. народных библиотек и читален. Подавляющее большинство — при ученых заведениях, что ставило их в зависимость от школьной администрации. Книги из пришкольных народных библиотек выдавались только на дом в особо отведенные дни и часы. Заведующие училищами имели право вмешиваться в деятельность библиотек и ограничивать их просветительные начинания.

Общественная и просветительная роль народных библиотек и читален ограничивалась установленным за ними правительством административным, полицейским и цензурным надзором и постоянным вмешательством духовного ведомства. Господствующие классы подчиняли библиотеки задачам развивающихся производительных сил, повышению технической грамотности рабочих и крестьян, для нужд капиталистического производства и использовали их для идеологического порабощения трудящихся. Так, еще в середине 70-х гг. съезд заводчиков и деятелей машиностроительной промышленности принял решение открывать библиотеки и другие просветительные учреждения, “чтобы отвлечь рабочих от вредного учения Интернационала”.

Все эти меры крайне отрицательно сказывались на деятельности народных библиотек и читален.

Народные библиотеки и читальни, хотя и предназначались для обслуживания взрослого населения, в основном использовались учащимися. Например, в большинстве городов учащиеся составляли 60—80 процентов посетителей этих библиотек, а рабочие (вместе с

прислугой) 2—3 процента. Мало было читателей-крестьян и в земских народных библиотеках.

В то же время книжные фонды народных библиотек использовались более интенсивно, чем фонды общественных и других публичных библиотек. Так, первая Харьковская народная библиотека, имевшая около 3,5 тыс. читателей, зарегистрировала в 1892 г. 28,8 тыс. посещений и 41 тыс. книговыдач; Одесская — 7,5 тыс. читателей, 67 тыс. посещений и 88 тыс. выданных книг. Тургеневская читальня в Москве в начале 90-х гг. XIX в. выдавала в среднем ежегодно свыше 100 тыс. книг и имела более 81 тыс. посещений.

Таблица 5

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАРОДНЫХ ЧИТАЛЕН ИМЕНИ ТУРГЕНЕВА И ОСТРОВСКОГО В МОСКВЕ НА 1895 г.

Народная

читальня

Число томов (тыс.)

Число

посетителей

Число выдан

Бюджет (руб.)

Тургенева

5 004

77 203

110 254

3 959

Островского

3 224

24 697

34 692

3 228

Однако в целом деятельность народных библиотек и читален, наполнявшихся религиозной, монархической и низкопробной малохудожественной литературой, не отвечала запросам рабочих и крестьян. Многие из них, активно участвовавшие в революционном движении, собирали личные библиотеки и посещали нелегальные библиотеки первых рабочих и марксистских организаций. Ряд народных библиотек и читален уже в эти годы использовался рабочими союзами и марксистскими кружками для воспитания трудящихся в духе революционной идеологии.

<< | >>
Источник: Абрамов К. И.. История библиотечного дела в России: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. 2000

Еще по теме ПУБЛИЧНЫЕ И НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:

  1. 2.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
  2. Специальные библиотеки
  3. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И ПЕЧАТЬ. НАУКА
  4. Многообразие и единство представлений о социальных функциях библиотеки
  5. Сущность и критерии типологии библиотек
  6. Национальные библиотеки (НБ)
  7. Виды универсальных библиотек
  8. Дифференциация специальных библиотек по характеру деятельности организаций
  9. Вопрос 3. Библиотека как учреждение культуры и социальный институт. Статус, права и обязанности библиотек
  10. Конец Александрийской библиотеки
  11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СВЯЗИ