ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИНА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
В первой половине XIX в. усилилось влияние на библиотечное дело революционных кругов общества, выразившееся прежде всего в критике реакционной политики царизма по отношению к библиотекам, в их использовании для пропаганды революционных идей и взглядов и в ускорении формирования прогрессивных взглядов на организацию общественного пользования книгами.
Впервые в Рос-сии появляются библиотеки революционных организаций, как предвестники будущих полулегальных и нелегальных библиотек.
Декабристы о библиотеках. Первыми из революционеров обратили внимание на пропагандистскую роль библиотек декабристы. Резко осуждая сословно-крепостническую систему народного образования, они выступили за создание сети культурно-просветительных учреждений. Ненавистью к мракобесам и крепостникам были наполнены их протесты против гонений на книги и журналистику. Декабристы мечтали о том времени, когда образование и культура будут доступны народу, когда общественные школы, академии, библиотеки всех видов займут место “бесчисленных казарм”, которыми была заполнена вся Россия.
Декабристы обличали реакционеров, препятствовавших распространению в России прогрессивных произведений печати. “Наши проповедники — губернаторы, начальники отделений, директора, не зная наук, но зная средства, ведущие к выгодам, восстают против просвещения. Они кричат, подобно Омару: сожжем все книги! Если они сходны с Библией, они не нужны; если же ей противны, то вредны”, — писал Н. И. Тургенев.
Осуждение декабристов вызвала политика самодержавия по отношению к публичным библиотекам, рассматривавшимся как учреждения, предназначенные для узкого круга привилегированных посетителей. Так, Н. И. Тургенев называл Публичную библиотеку в Петербурге “жертвой невежества, дурного вкуса”, всюду известной “по малому числу читателей”.
Декабристы выдвинули революционную программу преобразований в области народного просвещения, важное место в которой отводилось распространению книг и периодических изданий, их использованию для пропаганды революционных идей и взглядов среди населения.
В. Н. Лихарев указывал, что Южное общество, заботясь о просвещении народа, предполагало заводить училища и библиотеки, для того чтобы “выдавать книги, которые бы людей научили познавать собственное свое достоинство”.Одно из первых просветительных начинаний декабристов — участие в создании в 1814—1815 гг. полковых библиотек для офицеров гвардейских воинских частей. Революционно настроенные офицеры активно занимались самообразованием, охотно читали общественно-политические издания, книги по экономике, философии, следили за русскими и зарубежными газетами и журналами. В числе основателей библиотеки Преображенского полка были декабристы И. В. Поджио, П. А. Катенин, И. П. Шипов, собиравшие деньги на книги и деятельно помогавшие устройству библиотеки. С. П. Трубецкой, заведуя в 1815—1818 гг. библиотекой Семеновского полка, отвечал за формирование фонда, составление росписей книгам, вел учет выданных книг читателям.
В очень популярных в среде офицерства полковых библиотеках было собрано много политических и философских сочинений, особенно французских философов-энциклопедистов. Книжные коллекции Преображенского и Семеновского полков назывались современниками “богатыми политическими библиотеками”. Позднее правительство установило цензурный контроль за этими библиотеками и возложило руководство ими на особый комитет во главе с Аракчеевым, следивший, чтобы “книги, заключающие в себе вредное начало, не имели в библиотеке место”.
Тайные кружки и общества декабристов использовали печатные издания не только в самообразовательных, но и в политических целях, организуя их пропаганду. Так, в Северном обществе регулярно устраивались чтения и обсуждения книг, сопровождавшиеся антикрепостническими комментариями. Одной из задач Южного общества являлось изучение политических наук и “чтение сочинений, к оным относящихся”.
П. И. Пестель, руководивший политическим просвещением Южного общества, систематически собирал его членов “для чтения и суждений”; присутствующие знакомились с произведениями политического, экономического и философского содержания, обсуждали прочитанные книги.
По совету П. И. Пестеля все члены общества читали сочинения Вольтера, Руссо, Гельвеция, Смита. Он предоставил в распоряжение общества личную библиотеку, содержавшую произведения философов- материалистов, идеологов французской революции, издания конституций различных стран. Декабристы пользовались фамильными библиотеками членов Северного общества С. П. Трубецкого, Н. М. Муравьева, И. Д. Якушкина, М. С. Лунина, Н. И. Тургенева и др.В интересах приобщения декабристов к систематическому чтению П. И. Пестель составлял рекомендательные списки литературы, включавшие антикрепостнические произведения, в частности, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, А. А. Бестужева, К. Ф. Рылеева.
Стремление членов Южного общества к книге было настолько велико, что в 1824—1825 гг. они начали организацию общей библиотеки. В отобранном при аресте у Н. А. Крюкова “Списке книг из библиотеки и пометках о выдаче” перечисляется 57 книг (в 98 томах). Помимо учебников и книг по военному делу, в нем были отражены издания по политической экономии, философии, истории, статистике, преимущественно на французском языке. В библиотеке имелись три тома сочинений Гельвеция, два тома Монтескье, произведения Руссо и Н. И. Тургенева (“Опыт теории налогов”). Большинство книг, судя по отметкам о выдаче, были читаны декабристами в октябре—ноябре 1825 г.
Для просвещения народа декабристы распространяли “полезные и либеральные книги”, создавали агитационные листки и песни, обличающие самодержавно-крепостнические порядки. В армии не бы-
ло ни одного солдата, “который, умея грамоте, не имел бы переписанных такого рода сочинений и особенно песен Рылеева”. Декабристский “Союз благоденствия”, как установило следствие, делал все возможное, чтобы простой народ и нижние чины “научить чтению”, содействовал распространению между ними небольших сочинений, сказок, песен, повестей.
Просветительскую деятельность и организацию библиотек декабристы продолжали и в ссылке, и на поселении в Сибири. Так, И.
Д. Якуш- кин в 1846 г. при одной из организованных им школ в Ялуторовске (Тобольская губ.) основал публичную библиотеку. Была организована библиотека и в Петровском заводе (Иркутская губ.), где находилась в ссылке большая колония декабристов. Ее основу составили книги из собраний Н. М. Муравьева, С. П. Трубецкого, С. Г. Волконского и других, посланные в Сибирь их родными. Эти библиотеки были доступны и местному населению. Декабристы стремились привить жителям любовь к книге, “советовали, что читать”, пробуждая у них интерес “к политике и общественным вопросам” и тем самым содействуя распространению в Сибири освободительных идей.Революционная и просветительская деятельность декабристов оставила след в политическом и культурном развитии народов России. Она помогла народу развернуть борьбу против самодержавия и крепостничества, задержавших прогрессивное развитие России.
Петрашевцы и библиотечное дело. Свой вклад в развитие библиотечного дела внесли и петрашевцы, пропагандировавшие революционно-демократические идеи, боровшиеся против крепостничества и реакционной политики самодержавия в области печати и просвещения. М. В. Буташевич-Петрашевский высоко ценил пропагандистскую роль библиотек, указывал на их значение в распространении технических и сельскохозяйственных знаний, выступал за то, чтобы “всем земледельцам и городским обывателям” предоставлять бесплатное пользование библиотеками.
Прогрессивные взгляды петрашевцев на библиотечное дело наиболее полно выражены в проекте А. П. Баласогло об открытии в Петербурге книжного магазина, библиотеки и типографии. Основой деятельности библиотеки Баласогло, вслед за А. И. Герценом, считал общедоступность. Он утверждал, что “общедоступность всечеловеческих мыслей для каждого грамотного человека есть прямая задача и единственная заслуга содержателей общественных библиотек”. Каждый читатель библиотеки должен “иметь доступ ежедневно к огромному запасу отборных сочинений” по всем отраслям знания. Баласогло призывал население устраивать “общественные книгохранилища” и “общенародные библиотеки”, стремиться к знанию и просвещению.
Для распространения революционных идей и взглядов петрашевцы стали открывать в Петербурге “пропагаторские” библиотеки.
Первая из них открывается в 1845 г. при кружке М. В. Петрашев- ского, вторая — в 1848 г. при кружке Н. С. Кашкина. Пропагандистский характер библиотек петрашевцев отмечался III отделением, где считали, что М. В. Петрашевский “пытался посевать начала социальных систем в молодое поколение через учителей и посредством социальных книг”, организуя на общие деньги библиотеки “социальных и либеральных книг”.
В библиотеках петрашевцев преобладали запрещенные книги на французском, английском и немецком языках. Наиболее широко были представлены социалисты-утописты — Фурье, Сен-Симон, Оуэн и их последователи. Имелись мемуары, издания по истории России, Англии, Германии и других европейских государств. Немало выписывалось книг о революциях 1789, 1830, 1848 гг. во Франции, а также в Италии и Германии, о крестьянских войнах, тайных политических обществах и т. п.
Достаточно полно подбирались философские произведения Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Гегеля и Фейербаха. В большинстве своем петрашевцы стояли на позициях материализма и боролись с религией.
В числе русских книг преобладали антикрепостнические издания, произведения Белинского и Герцена. Знаменитое письмо Белинского к Гоголю неоднократно читалось и обсуждалось в кружках петрашевцев. Выписывались для библиотеки и отдельные иностранные периодические издания социалистического направления: “Фаланга”, “Мирная демократия” и др.
С помощью библиотек петрашевцы развернули антикрепостническую пропаганду, распространяли идеи социалистов-утопистов. М. В. Петрашевский раздавал для чтения книги личной библиотеки. В течение восьми лет он снабжал всех его посещавших людей книгами, советовал, что читать, разъяснял прочитанное. А. В. Ханы- ков вел пропаганду среди студентов, он приносил книги Фейербаха, Фурье и Гегеля молодому Н. Г. Чернышевскому.
Революционная деятельность петрашевцев закончилась в 1849 г. арестом и ссылкой многих из них в Сибирь. Их пропагандистские библиотеки были конфискованы. М. В. Петрашевский, находясь в ссылке в Иркутске, в конце 50-х гг. принимал активное участие в революционном движении и использовал одну из коммерческих библиотек для распространения революционно-демократических идей. Эта библиотека была закрыта губернатором.
Деятельность петрашевцев способствовала демократизации библиотек, распространению идеи их общедоступности для населения. Организованные ими пропагандистские библиотеки содействовали развитию освободительных идей и, по существу, были первыми нелегальными революционными библиотеками.