ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯНА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
Вторая половина XIX в. характеризуется усиливающимся влиянием революционного движения на развитие библиотечной мысли, на формирование в ней демократических и прогрессивных тенденций.
В борьбу с реакционной политикой царизма в области библиотечного дела активно включаются первые рабочие и марксистские организации. В эти годы не только усиливается создание нелегальных революционных библиотек, являющихся важными очагами распространения антикрепостнической и марксистской литературы среди трудящихся, но и расширяется деятельность по использованию легальных библиотек для пропаганды марксистского мировоззрения.Революционные демократы о библиотечном деле. Огромное внимание развитию чтения трудящихся и организации библиотечного
дела уделяли революционные демократы — А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Они активно боролись против реакционных мероприятий царизма в области книжного и библиотечного дела, требовали отмены административного и цензурного надзора за библиотеками, их демократизации и общедоступности. Революционные демократы обращали внимание населения на неудовлетворительное положение библиотечного дела, на крайне недостаточное число публичных и народных библиотек, что отрицательно влияло на распространение образования и просвещения.
Революционные демократы резко критиковали сословные ограничения в обслуживании населения книгами и провозгласили принцип общедоступности библиотек для каждого грамотного человека.
В “Колоколе”, критикуя порядки пользования библиотекой Московского университета, Н. П. Огарев писал: “Во всей Европе, где есть библиотека при университете, там библиотекарь студентам дает книги; для чего эти затруднения, что за печатные листы, визы инспектора?” Энергично боролся за демократизацию библиотек Н. Г. Чернышевский и возглавляемый им журнал “Современник”, в одной из статей которого подчеркивалось, что библиотеки не должны ограничивать свои задачи только накоплением книжных богатств, что они станут в таком случае “бесполезным складочным местом ученых пособий”, “драгоценною кассою, от которой ключи потеряны”.
Н. Г. Чернышевский видел в библиотеках “средоточие жизни” общества и считал их основной задачей создание необходимых удобств для читателей в пользовании книгами. Н. А. Добролюбов горячо приветствовал библиотеки, которые открывали “доступ к своим сокровищам всем и каждому, без всяких особенных ходатайств и указаний”.Революционные демократы разоблачали попытки реакционеров принизить общественное и культурное значение библиотек, превратить их, как писал В. Г. Белинский, в “средство к сокращению скуки длинных осенних вечеров”, в места распространения литературы, в которой не было “ни идей, ни понятий, ни взглядов”. Чернышевский писал об одной из петербургских коммерческих библиотек, что она “не стоит того, чтобы подписываться: одни романы, путешествия и театральные пьесы; серьезных книг очень немного в каталоге... ищешь той, другой серьезной книги европейской славы: нет почти ни одной”.
Добролюбов, одобрив проект организации публичной библиотеки в Нижнем Новгороде, категорически воспротивился закупке в нее низкопробных произведений и лубочной литературы. Он считал необходимым открыть в городе “основательную библиотеку русских и иностранных книг, выписывать в нее несколько порядочных журналов, иностранных газет, лучшие сочинения исторические, политико-экономические и т. и.”.
Эти факты свидетельствуют о том, что революционные демократы считали библиотеку прежде всего культурно-просветительным учреждением, способствующим расширению политического и культурного кругозора читателей. В воспитании читателя, предоставлении ему серьезного материала для чтения видели они важнейшую задачу библиотеки. Одной из таких библиотек была нелегальная студенческая библиотека, организованная в 1854 г. Добролюбовым в Главном педагогическом институте в Петербурге. Распространяя произведения Герцена, Чернышевского, Фейербаха, “Колокол”, “Современник” и другие издания, она стала очагом политического просвещения и революционной пропаганды среди студенчества. Добролюбов доставал для нее запрещенные заграничные издания, организовывал чтения и обсуждения прочитанных книг.
О том, какое значение придавали революционные демократы библиотечному делу, мы судим по публиковавшимся в “Современнике” рецензиям на отчеты Публичной библиотеки в Петербурге. Чернышевский и Добролюбов в рецензиях на отчеты за 1854 и 1857—1858 гг. рассматривали ее как библиотеку, ставшую в ряд “с знаменитейшими книгохранилищами Европы и в некоторых отношениях превзошедшую их”. Так, Чернышевский, видя задачи библиотеки в “увеличении драгоценного умственного капитала, в ней хранящегося”, в “приведении в известность этих богатств” и “доставлении публике всевозможных удобств пользоваться ими”, считал, что их выполнение принесет “огромную пользу и библиотеке, и публике”. Добролюбов приветствовал постоянное устройство выставок книг и разных предметов хранения библиотеки с целью облегчить публике “наглядное знакомство с ее сокровищами” и проведение других мероприятий, способствующих улучшению обслуживания читателей. В этих целях революционные демократы рекомендовали расширить помещение читального зала, быстрее выполнять читательские требования, заботиться об уменьшении числа отказов на литературу. Они заботились о создании каталогов и путеводителей, указывая, что они помогут значительно облегчить “пользование богатствами библиотеки” для читателей.
Рецензии Чернышевского и Добролюбова способствовали улучшению деятельности библиотеки. В ней был открыт второй справочный стол и организована закупка за границей интересующих читателей книг на славянских языках. Эти рецензии оказали влияние на формирование демократических традиций в библиотечном деле.
Для обличения реакционной политики царизма в области библиотечного дела революционные демократы использовали местную печать. Так, А. А. Красовский, организовавший в Вятке в целях революционной пропаганды публичную библиотеку, опубликовал в “Вятских губернских ведомостях” ряд статей с критикой работы
местной губернской библиотеки. Упрекая ее руководство за то, что оно не препятствует приобретению бульварных романов и повестей, приключенческих и лубочных изданий, А.
А. Красовский писал, что если библиотека будет потворствовать “капризным вкусам большинства публики, то она оставит потомству такие сокровища ума, которые продаются на толкучке пудами”.Признавая важную роль публичной библиотеки в формировании интересов и запросов читателей, Красовский подчеркивал, что ее библиотекарь не должен выполнять “свою обязанность машинально”, а обязан постоянно изучать читателей, “установить живую связь” между библиотекой и читателями, знать “степень и особенности развития каждого из них”. Это поможет ему легче организовать обслуживание книгами и периодическими изданиями и давать читателям необходимые рекомендации при их выборе.
А. А. Красовский высказал смелые для своего времени взгляды на роль губернской публичной библиотеки, которая должна стать “центральным в губернии книгохранилищем”, обслуживать все население, пересылать в уездные библиотеки дублеты своих изданий. Он предлагал также, чтобы губернская библиотека посылала в уездные “книги на время, чтобы они снова возвращались к ней” после прочтения читателями. Каждый житель губернии должен был иметь право получать из губернской библиотеки требующиеся издания, которые будут ему высылаться “на определенный срок бесплатно”. Таким образом А. А. Красовский предлагал организовать в публичной библиотеке то, что теперь называется межбиблиотечным и заочным абонементами.
Революционно-демократические и народнические библиотеки и читальни. Представители общественно-политического и революционного движения не ограничивались критикой реакционной политики царского самодержавия в области библиотечного дела. В целях распространения революционных идей и взглядов они активно содействовали устройству библиотек при воскресных школах, народных читален, направляли в них библиотекарями своих единомышленников, активно содействовали их наполнению прогрессивной и нелегальной литературой, брошюрами и прокламациями. Одновременно в различных городах революционные демократы открывали частные публичные библиотеки, кабинеты для чтения и народные библиотеки, через которые распространяли революционные издания среди разночинной интеллигенции и студенчества.
Наиболее заметную роль среди них сыграли библиотеки и читальни Н. А. Серно-Соловьевича и А. А. Черенина в Петербурге, Е. С. и Н. П. Баллиных в Харькове, А. А. Красовского в Вятке, А. И. Иконникова в Перми и др.В этих библиотеках велась целенаправленная работа с читателями, устраивались литературные и музыкальные вечера, проводились чте-
ния, беседы о прочитанных книгах, составлялись планы чтения и другие рекомендательные списки литературы. А. А. Красовский издал специально подготовленный каталог, в каждом разделе которого читателю рекомендовались произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других революционных демократов. В пропагандистской работе широко использовались герценовский “Колокол”, “Современник” и др. Основными читателями этих библиотек были разночинцы, учащиеся гимназий и духовных семинарий, студенты.
Использование библиотек и читален для революционной пропаганды продолжили народнические кружки и организации 60—70-х гг. “Земля и воля”, “Черный предел” и др. В их числе назовем библиотеки А. А. Черкесова в Москве, А. С. Деренкова в Нижнем Новгороде, студенческие общественные библиотеки университетов в Петербурге, Москве, Казани, Харькове и др. Во всех этих библиотеках существовали подпольные отделы, в которых были широко представлены произведения Чернышевского, Добролюбова, Огарева, Герцена, Флеровского и др.
Народнические организации первыми стали создавать сеть нелегальных и полулегальных библиотек при своих центральных и местных организациях, при кружках чтения и самообразования. Так, центральная библиотека “Земли и воли” пополнялась не только издававшимися ею книгами и брошюрами, но и литературой из-за границы. Наряду с нелегальными изданиями в ней широко была представлена легальная литература, произведения Писарева, Некрасова, Лаврова, Флеровского, Бокля, Лассаля, “Капитал” Маркса и др.
Нелегальные библиотеки также организовывались в гимназиях, духовных семинариях, университетах и других учебных заведениях, где существовали различные народнические кружки.
В нелегальных народнических библиотеках применялись самые разнообразные методы руководства чтением: чтения, беседы и собеседования по прочитанным книгам, раздача литературы на сходках и др. Широкое применение получило составление различного рода рекомендательных списков литературы и программ чтения. Наибольшую известность получил “Систематический указатель лучших книг и журнальных статей (1856—1883)”, так называемый “челябинский каталог”, изданный в Челябинске в 1883 г. и конфискованный жандармерией.
В 70-х гг. “Земля и воля” и другие народнические организации, пытаясь развернуть революционную пропаганду среди рабочих, создавали для них кружки самообразования, устраивали чтения, на которых раздавали нелегальные издания. Так, в начале 70-х гг. народнический кружок “чайковцев” организовал для рабочего кружка на Выборгской стороне Петербурга нелегальную библиотеку. Ее первоначальный состав не удовлетворил рабочих, и они стали наполнять ее книгами, по определению жандармов, “преимущественно
тенденциозного социального направления”. В ней имелись произведения революционных демократов, книги писателей-шестидесятников, народнические брошюры, а также несколько экземпляров книги Маркса “Гражданская война во Франции”.
Рабочие и марксистские нелегальные библиотеки. Появление нелегальных рабочих библиотек связано с развитием революционного рабочего движения и возникновением рабочих кружков и организаций. Так, самой первой из них была уже упоминавшаяся “Библиотека рабочих”, образованная по инициативе народников при одном из рабочих кружков в Петербурге. Она имела три отделения в разных частях города и в поселке Колпино. Часть ее (200 книг) была изъята при разгроме кружка, а другая позднее послужила основой библиотеки “Северного союза русских рабочих”.
Образование рабочих библиотек расширилось в связи с созданием “Южнороссийского рабочего союза” (1875) в Одессе и “Северного союза русских рабочих” в Петербурге (1878). “Южнороссийский рабочий союз” открыл несколько нелегальных библиотек на заводах Одессы и при железнодорожных мастерских в Ростове-на-Дону, а “Северный союз” — центральную библиотеку, которая в целях конспирации хранилась в шести отделениях союза. Организатором ее был С. Н. Халтурин, кроме того, в каждом отделении выбирался библиотекарь из самих рабочих. Фонд рабочих библиотек пополнялся как легальными, так и нелегальными изданиями революционно-демократического и народнического направления, книгами и брошюрами о рабочем движении в России и Европе. Имелись в них и отдельные труды Маркса, и статьи, популярно излагавшие социал-демократические прои зведения.
С начала 80-х гг. в России создаются первые марксистские кружки в Петербурге, Москве, Киеве, Самаре, Казани и других городах. В целях распространения социал-демократических идей марксисты создают кружки политического самообразования, открывают на фабриках, заводах, при рабочих общежитиях библиотеки. При каждом из кружков образуются довольно значительные центральные библиотеки революционно-демократической, народнической и социал-демократической литературы. Значительная часть ее издается женевской группой “Освобождение труда” во главе с Г. В. Плехановым и тайно пересылается в Россию. Некоторые марксистские кружки используют для доставки литературы рабочим “летучие” библиотеки и книгоношество.
Наиболее широко развернул библиотечную деятельность “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” в Петербурге, организовав в этих целях библиотечную комиссию. Ее члены открывали нелегальные библиотеки, организовывали их систематическое пополнение социал-демократической и другой революционной литературой, рассылку ее другим рабочим союзам (Иваново-Вознесенскому, Ека-
теринославскому и др.). В этих целях составлялись небольшие “библиотечки популярных книг”, специально подобранные комплекты книг и брошюр для рассылки “в провинцию, в фабричные местности, иногда даже в деревню”.
Марксистские библиотеки обладали серьезным подбором произведений Маркса, Энгельса, Каутского, Плеханова и других русских и зарубежных социал-демократов, позволяющим вести действенную пропаганду книги среди рабочих. В библиотеках применялись активные методы работы с читателями, велась постоянная работа по изучению читательских интересов, оказывалась квалифицированная помощь в выборе книг для чтения. В “Союзе борьбы” в этих целях, например, рабочим раздавался вопросник, в котором обращалось внимание на выяснение, какие книги они читают, какие издания их интересуют больше всего, как мастера и заводчики относятся к читающим рабочим и др.
Для организации систематического чтения в библиотеках использовались рекомендательные каталоги, каталоги книжного фонда разделялись на отделы: для начинающих читателей, среднего развития и для руководителей кружков. При проведении занятий с рабочими по политическим и экономическим вопросам рекомендовалась литература для самостоятельного чтения. Таким образом, именно в этих библиотеках зарождалась активная методика пропаганды книги, разрабатывалась эффективная система использования книги в помощь самообразованию и политическому просвещению.
Для пропаганды марксизма “Союз борьбы” использовал библиотеки воскресных школ и народные читальни, превращая их в своеобразные пункты распространения социал-демократических идей. Здесь также велись беседы с рабочими о прочитанных книгах, учительницы и библиотекари-марксистки проводили чтения с рабочими, изучали их интересы, следили за систематическим чтением.
В последующие годы библиотечная деятельность марксистских кружков и организаций была усовершенствована и развита в работе нелегальных библиотек РСДРП.
Еще по теме ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯНА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО:
- 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
- Истинные причины знаменитой статьи и «оттепели»
- 1. Типологические особенности журналистики русского зарубежья (Г. В. Жирков)
- ВВЕДЕНИЕ
- Социокультурные условия формирования Страхова как самобытного мыслителя
- 3. Производство и передача новостей
- 4, Газеты об антибольшевистском движении
- МЕЖДУ ФЕВРАЛЕМ И ОКТЯБРЕМ 1917 Г.: СУТЬ ВЫБОРА И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ
- ГЛАВА 3. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СОВЕТСКАЯ)ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
- ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИНА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
- ВЫДАЮЩИЕСЯ БИБЛИОТЕЧНЫЕ ДЕЯТЕЛИВ. И. СОБОЛЫЦИКОВ И В. В. СТАСОВ