<<
>>

Основы риторики

Речевое мастерство, ораторское искусство - совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Риторика (греч.

гЬеОпке) - наука об ораторском искусстве. Основы риторики были разработаны в античности (Цицерон, Квинтилиан) и получили развитие в Средние века и в Новое время (М.В. Ломоносов). В середине ХХ в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и философское) значение риторики как эффективной речевой коммуникации. Риторика включает 5 элементов:

^ нахождение материала,

^ его расположение,

^ словесное выражение (высокий, средний и низкий стили, учение о средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах),

^ запоминание и ^ произнесение.

Риторика включает в себя умение использовать речь как средство общения для достижения договоренности между партнерами.

Публичное выступление

В основе классической схемы публичного выступления лежит 5 этапов: 1.

Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2.

Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 3.

Словесное выражение, литературная обработка речи. 4.

Заучивание, запоминание текста. 5.

Произнесение,озвучивание.

Техника публичного выступления

Подготовка к выступлению начинается с определения его темы и цели. Работу по подготовке речи можно разделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную - взаимодействие с аудиторией.

Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа: -

определение темы и цели выступления; -

оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Цели публичного выступления

Приступая к разработке текста, необходимо определить цели выступления, чтобы ясно представлять, какой реакции добиваться: сообщение или воздействие.

Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать некоторые сведения либо он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждение, представления, которые станут мотивами их поведения, призывает к действиям. Часто цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Как правило, цели и задачи своего выступления следует сообщить слушателям.

Определение темы выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то надо остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Затем нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще У. Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления таковы: -

он должен утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; -

суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; -

мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

При подготовке плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами: -

Вызывает ли мое выступление интерес? -

Достаточно ли я знаю по этому вопросу, есть ли у меня достаточно данных? -

Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? -

Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Тональность выступления

Стержневая идея дает возможность задать тональность выступлению.

Так, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: «Если вы не сделаете этого, то пожалеете» или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Иногда подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные следующие интонационные окраски выступлений: -

мажорная; -

беспечная или юмористическая; -

шутливая; -

сердитая или упрекающая; -

мрачная; -

торжественная; -

предостерегающая; -

просительная.

Оценка аудитории и обстановки

Важно оценить состав будущей аудитории: заранее настроиться на конкретный контингент слушателей, учесть такие факторы, как образование, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к самому оратору. Легче обращаться к однородному, гомогенному составу слушателей (дилетанты либо специалисты, коллеги либо студенты, люди одинаковых политических взглядов). Чем однородней аудитория, тем единодушнее реакция на доклад. Произносить речь в гетерогенной аудитории труднее, здесь нужно адресовать каждой группе свой фрагмент. Надо заранее подумать, что сказать особо важным лицам, если известно, что они придут.

Следует спросить себя: «Кто мои слушатели?» Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из 2-3 человек, к которым обращено выступление, и готовить речь для них. Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Важна и численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. Вместе с тем в толпе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит всё в черно-белых тонах, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Полезно узнать, в какой обстановке будет встреча - в зале, кабинете, есть ли кафедра, стол, микрофон. Кафедра помогает сосредоточить внимание на ораторе. Микрофон надо установить и стараться сохранить постоянное расстояние в 20-30 см ото рта. Место выступления - важный фактор успеха, чтобы чувствовать себя уверенно, надо заранее прийти в зал и освоиться.

Знание слушателей и целевая подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Материал публичного выступления

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Материал публичного выступления может быть теоретическим, практическим, но, главное, достоверным. Предварительно проверяют точность информации, дат, цифр, цитат, имен и должностей, фактов. Непосредственный опыт воспринимается слушателями хорошо, он убедителен и ему верят. Однако нагромождение фактов может привести к тому, что публика быстро утомится, потеряет интерес к докладу.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ: написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах с одной стороны. Опытный оратор может ограничиться тезисами, конспектом или развернутым планом выступления.

Полезно провести репетицию - произнести текст вслух перед зеркалом, найти позу, в которой оратор чувствует себя легко, удобно, и постараться её запомнить; изучить свое лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины и складки, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. На каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.

Кодирование

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает: -

подбор материалов; -

композиционно-логическое оформление речи; -

использование фактологического материала; -

работу над языком и стилем выступления.

Фактологический материал

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза завершается репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

^ подготовка,

^ манера поведения,

^ учет сложившихся ритуалов и субординации.

Структура выступления

Выступление должно состоять из трех частей, с примерным распределением времени в следующей пропорции: 1)

вступление - 10-15%; 2)

основная часть - 60-65%; 3)

заключение - 20-30%.

Вступление

Вступление - важная часть, запоминающаяся слушателям, поэтому оно должно быть тщательно продумано. Оно включает: объявление цели, название доклада и расшифровку подзаголовков с целью точного определения содержания выступления и стержневой идеи. Вступление должно быть кратким.

Основная часть

Основная часть - всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации: -

проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); -

хронологическое изложение; -

изложение от причин к следствиям (от частного к общему); -

индуктивное изложение (от общего к частному).

Заключение

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении разумно повторить стержневую идею

и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Способы осуществления публичного выступления

Существует три способа произнесения речи:

^ чтение текста;

^ воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

^ свободная импровизация (экспромт).

Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: ?

дипломатические; ?

торжественные; ?

доклады официального содержания.

Остальные речи, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на текст, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и др. Такое выступление создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Импровизация и полемика

Однако не всегда есть возможность предварительно подготовить текст: иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на основе широких знаний, владения риторическими навыками.

После речи оратор отвечает на вопросы слушателей и полемизирует с ними. Такая форма общения требует быстрой реакции, доброжелательности, чувства юмора. Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, избегать необоснованных или сомнительных ответов.

Аргументация

В доказательство истинности или ложности тезиса приводятся другие мысли - доводы или основания доказательства. Аргумент - это логический довод, мысль, служащая основанием доказательства. В аргументации используются факты и вытекающие из них суждения, документы, заключения экспертов, статистические данные, показания свидетелей событий, цитаты из литературных источников и т.д.

Механизм аргументации

В качестве аргументов могут выступать такие мысли:

а) которые считаем верными не только мы сами, но и тот человек или те люди, кому мы доказываем;

б) из которых вытекает, что доказываемый тезис истинен или ложен.

Нужно или доказать истинность самого довода, а потом уже опираться на него при доказательстве тезиса; или же искать другой, более удачный довод. Например, если доказывать кому-нибудь, что «работать надо», и в виде довода использовать «потому что так Бог велит», то такой довод будет годиться только для верующего. Если же человек не верит в Бога, то таким доводом ему нельзя ничего доказать.

Кроме того, необходимо, чтобы из довода вытекала истинность тезиса. Тезис и основания должны быть так связаны, что, признав верным довод, пришлось бы признать верным и тезис, и эту связь надо уметь показать. Так, чтобы доказать, что «скоро туризм подорожает», довод «цена на нефть поднялась» не убедителен. Да, нефть подорожала, довод верен. Но он «ничего не доказывает». Связь между этим доводом и тезисом, что «скоро туризм подорожает», может быть, и есть, но собеседнику она не очевидна. Необходимо явно ее продемонстрировать.

Таким образом, для доказательства своей точки зрения необходимы:

а) аргументы (основания, доводы) и

б) связь между ними и доказываемым суждением.

Виды аргументов

Выделяют сильные, слабые, несостоятельные аргументы. Сильные аргументы основываются на документальном подтверждении данной позиции, авторитетных мнениях, компетентных источниках, доступных всем сторонам делового общения.

Слабые аргументы не могут беспрекословно приниматься оппонентами в силу недостаточной убедительности и вызывают сомнения. Обычно к ним прибегают из-за недостаточной компетентности, недоступности источника или недоверия к оппоненту. Несостоятельны аргументы, полностью опровергаемые оппонентом.

Контраргумент - это аргумент, направленный против приведенных оппонентом доводов с целью их нейтрализации.

Правила аргументации

При аргументации соблюдают следующие правила:

^ максимально использовать сильные аргументы;

^ не применять более 5 аргументов сразу;

^ избегать аргументов, не заслуживающих внимания с позиций собеседника;

^ внимательно слушать аргументы и контраргументы оппонента;

^ употреблять достоверные и, желательно, наглядные аргументы.

Ораторские уловки

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой убежденностью в том, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Докладчик должен помнить, что: -

необходимо демонстрировать уверенность и непринужденность; -

важно иметь выразительный и громкий голос, не мямлить, говорить внятно; -

выражать свои идеи и мысли от перового лица («Я считаю...», «На мой взгляд.»).

Фразы

Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. А третья часть всех людей, слушая 14-е и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Паузы

Паузы - важный элемент выступления. Слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме.

После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем 5-10 секунд.

Представление

В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало: -

Позвольте представиться! -

Разрешите представиться!

В этой форме оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления - менее официальные.

Говорящий обращается с просьбой о предварительном разрешении вступить в контакт, называя себя. Выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Обращение к аудитории

Обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными». Подобные обращения к аудитории - это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Комплимент

Другой элемент общения - комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения.

Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Реакция аудитории

Во время выступления надо постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Прощание

Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания: -

До свидания! -

Позвольте (разрешите) попрощаться...

Нужно иметь в виду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

Как держаться во время выступления

Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо, перенеся центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт.

Выступление не должно быть монотонным, надо менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются. 3.3.

<< | >>
Источник: А.Н. АСАДОВ Н.Н. ПОКРОВСКАЯ О.А. КОСАЛИМОВА. Культура делового общения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 156 с.. 2010

Еще по теме Основы риторики:

  1. О.З. Муштук. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ: Учебнометодический комплекс., 2008
  2. СОФИСТИКА И РИТОРИКА В АФИНАХ
  3. Риторика. Филология. Литература
  4. §29. Софистическая этика и риторика
  5. §63. Риторика и учение об искусстве. Отношение Аристотеля к религии
  6. Введенская Л. А.. Риторика и культура речи, 2012
  7. Расцвет риторики; первые софисты
  8. Зверев С. Э.. Военная риторика Новейшего времени. Гражданская война в России., 2012
  9. Риторика этой экономической науки248 Дейдра Макклоски
  10. ЛЕКЦИЯ №6 (25.04.07) Тема №6 Основы гражданского права. Основы наследственного права. Основы семейного права.
  11. 4.2. Фотохимические свойства координационно - ненасыщенныхкомплексов Eu(III) и ТЬ(Ш) с макромолекулярными лигандами на основе сополимеров акриловой кислоты и полимерных комплексов на основе акрилато-бис-дибензоилметаната Eu(III). Разгорание фотолюминесценции при фотолизе
  12. 4.1. Строение ММК европия(Ш) на основе акриловой кислоты и полихелатов на основе пиромеллитовой кислоты по данным EXAFS спектроскопии. Влияние состава и строения ММК на люминесцентные свойства
  13. ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ
  14. 4. Основы конституции
  15. Статистическая основа
  16. Глава 2. Основы ароматерапии.
  17. ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
  18. Часть II. Основы нейропсихологии
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -