<<
>>

Мораль и политика

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других социальных регуляторов, важнейшим среди которых является политика. Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно возникает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов.

Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчивость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые «политические идеалисты» и «политические реалисты».

«Политические идеалисты» исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Еще Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на этической основе, на основе существующих нравов и обычаев. Цель политики, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Иными словами, цель политики находится в этической сфере.

«Политические реалисты» проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств.

Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государственные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достижения. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы.

Как заявлял известный американский ученый и политик Р. Арон, «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически». Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если человек хочет сохранить верность высшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначально безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориентира, так как именно мораль призвана служить компасом в мире человеческих отношений.

В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотношения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извечные противоречия между политикой и моралью посредством соединения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, национальными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества.

Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отношений между людьми, политическими партиями, нациями, религиозными конфессиями и государствами должны стать основой политической жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает позиции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, закрепляющих основы правового положения личности, основы межгосударственных отношений.

Чтобы выяснить соотношение морали и политики, необходимо рассмотреть их взаимосвязь, через призму которой можно увидеть их единство и различие.

Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Они направляют поведение людей в соответствии с теми или иными общественными интересами — в этом состоит их основная социальная функция.

По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования.

Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и отставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.

С другой стороны, функция морали — быть ориентиром, побудителем политической активности. Нравственность — это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отказаться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах.

Исходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности человека, принципов гуманизма и справедливости.

Мораль, остающаяся в тени, если политическая деятельность не противоречит ее принципам, заявляет о себе, когда политика выходит за рамки справедливости и гуманизма как ценностных ориентиров развития общества. Это «заявление» может быть разнообразным как по масштабам, так и по форме: от угрызений совести отдельных политиков до нравственного негодования масс. Нравственные взгляды, идеи, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и других категориях, оценка действий политиков в соответствии с этими представлениями существенно влияют на ход их политической деятельности. Нельзя не учитывать и того, что моральный авторитет политиков выступает важным фактором реализации государством своих политических задач.

Моральным критерием политических действий является их способность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага. Для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Поэтому политики вольно или невольно вынуждены учитывать нравственное состояние общества, существующие в нем моральные нормы и обычаи. Не случайно политические действия, в том числе неблаговидные, нередко пытаются нравственно обосновать. Политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политические посты создают себе имидж высоконравственных личностей, стоящих на защите интересов народа.

На ход политической жизни большое влияние оказывает моральный фактор как способность и готовность населения реализовывать политическую волю. В политических действиях участвуют конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, настроениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте своего дела, инициатива являются мощным катализатором их действий.

Вот почему политики стараются использовать моральный фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе, помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгласить перестройку.

Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстановку в обществе.

Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. От политики во многом зависит нравственная атмосфера в обществе. Политика способствует изменению моральных норм, накладывает существенный отпечаток на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная политическая система способствует укреплению нравственной

атмосферы в обществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Нельзя не согласиться со словами известного русского философа B.C. Соловьева, писавшего о том, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века»[28].

По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами. Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества в целом. В настоящее время в сферу политики в той или иной степени вовлекается большинство населения развитых государств, а политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому моральные критерии политической деятельности становятся не благим пожеланием, а насущной необходимостью.

Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, честь и достоинство личности, гуманное отношение к ней приобретают все большую значимость, что находит отражение в принятии политических решений и правовом нормотворчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне. Повышается информированность общества о политике и политиках, усиливается социальный контроль за их деятельностью. Процессы демократизации, происходящие во всем мире, ставят политическую деятельность в зависимость от населения, оппозиционных структур, системы разделения властей. Политика становится все более открытой, а потому вынужденной считаться с нравственными настроениями масс, общественным мнением, поддерживать свой политический имидж соблюдением моральных норм.

Единство политики и морали предполагает различия между ними. Мораль старше политики, она имеет свою систему ценностей и норм, свой регулятивный механизм, которые отличаются от политических методов регулирования общественных отношений. Мораль появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика, как и право, формируется с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, гуманизма и справедливости, политика — через призму интересов власти. Если мораль осуществляет свои функции посредством общественного мнения и внутренних убеждений человека, то политика для достижения своих целей создает систему организаций и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения. Для политики характерно то, что она имеет значение для общества в целом. Она выражает интересы больших групп людей (социальных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществляется с позиций степени реализации этих интересов. В этом проявляется сущностная черта политики, заключающаяся в том, что в политических оценках принимается во внимание прежде всего совокупность общественных последствий того или иного действия, его значение для практики общественной жизни. Политика подходит к явлениям как к социальным фактам, невзирая на лица и принимая во внимание в первую очередь общественное значение действия, его результатов. Содержание побудительных мотивов при политической оценке решающей роли не играет. В морали на первый план выходит именно мотивационная сторона, а моральное значение действий оценивается с позиций добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. Исходя из этого, принято считать, что политика выражает отношения между партиями, классами, нациями и государствами, а мораль показывает отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу. Поэтому в отличие от политики мораль подходит к оценке действий людей не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому факту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются как поступки.

Вместе с тем, если свести мораль только к уровню межличностных отношений, то политика, выражающая отношения между большими группами людей, останется вне сферы морального регулирования. Нравственные отношения возникают не только между личностью и другими людьми, но и между группами людей, если эти отношения могут быть оценены с позиций добра и зла, справедливости и гуманизма, чести и достоинства, долга и совести.

Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться появлением противоречий между ними. Форм проявления таких противоречий может быть достаточно много. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности. Так, политические установки на развитие отношений частной собственности в нашем обществе натолкнулись на негативное отношение значительной части россиян к предпринимательству, которое оценивалось ими как спекуляция. Данное противоречие проявилось и в работе сотрудников правоохранительных органов: та деятельность, которая ранее пресекалась и считалась противоправной, попала под охрану закона. Для работы в новых условиях этим сотрудникам необходима была сложная перестройка их морального и правового сознания.

Нечто подобное произошло и в отношении применения смертной казни. Политическое решение об отмене смертной казни, закрепленное в международных обязательствах России, наталкивается на противодействие морального сознания общества, не готового к таким шагам. Правда, при этом следует признать, что отмена смертной казни, по мнению многих специалистов, преждевременна не только в силу общественного менталитета, но и по причине отсутствия для этого социальных условий. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет, в частности, о том, что в равной мере должны защищаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей. Крен в ту или другую сторону чреват нарушением прав человека и принципа справедливости, что может вызвать нравственное осуждение со стороны населения проводимой правовой политики. Если усилия государства будут сосредоточены на защите интересов правонарушителей, то без защиты со стороны права и правоохранительных органов могут остаться потерпевшие, свидетели, другие участники судопроизводства. И наоборот, недостаточное внимание к соблюдению прав и законных интересов правонарушителей приводит к произволу, снижает авторитет государства и правоохранительных органов. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками. Тогда мораль ограничивает и направляет действия политиков. Иногда противоречие между политикой и моралью не осознается людьми, и наоборот, реально такое противоречие может не существовать, но в силу тех или иных причин человек может его воспринимать.

Например, в период сталинских репрессий противоречие между политикой и моралью существовало, но значительной частью населения в силу неверного понимания сути политики репрессии воспринимались как политически необходимые и нравственно обоснованные, то есть субъективно для многих такого противоречия не существовало. В других случаях на основе устаревших нравственных представлений в сознании людей формируются неверные политические оценки тех или иных явлений. На практике это может вылиться в различного рода политически ошибочные действия, субъективно воспринимаемые человеком как борьба за справедливость, добро и другие моральные ценности. Так, изменение форм собственности в России привело к тому, что государство экономически не несет ответственности за действия акционированных предприятий. Однако в ходе забастовок работники этих предприятий по-прежнему обращаются с требованиями погашения задолженностей по зарплате к государству, считая его виновником своих бед и не принимая во внимание, что именно они и их руководство как акционеры предприятия отвечают за эффективность работы этого предприятия.

Поэтому в правоохранительной деятельности так важно в каждом конкретном случае переводить политические явления на язык нравственности: с одной стороны, делая их более понятными с точки зрения простых человеческих отношений, а с другой — выявляя реальные и устраняя мнимые противоречия между политикой и моралью. Так, обосновывая необходимость применения мер принуждения к сторонникам использования противоправных средств политической деятельности, важно показывать, что добиваться политических изменений можно только законными, допустимыми средствами, ибо в противном случае нарушаются принципы гуманизма и справедливости, теряется нравственный смысл политической цели.

Единство или противоречия между политикой и моралью самым непосредственным образом сказываются на правоохранительной деятельности. Лишь нравственный характер политической деятельности обеспечивает эффективность функционирования всей правоохранительной системы. Это связано с тем, что политика: определяет стратегию правоохранительной деятельности — отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает цели борьбы с преступностью, приводит к использованию недопустимых с точки зрения морали средств деятельности правоохранительных органов; вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности; чем будет руководствоваться политическая позиция в определении значимости тех или иных направлений борьбы с правонарушениями — заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, — от этого во многом зависит эффективность работы правоохранительных органов и их социальная позиция; создает условия правоохранительной деятельности, которая может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти, когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности, когда обеспечиваются материальные и духовные условия деятельности правоохранительных органов; обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность; формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности — никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс; нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам. 

<< | >>
Источник: В.Я. Кикоть и др. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». 2012

Еще по теме Мораль и политика:

  1. Политика между профессионализмом и моралью
  2. Политика как искусство возможного
  3. Глава IXО РАЗНООБРАЗИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — ЭТИ СПОСОБНОСТИ ПОДОБНО НРАВСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ ЗАВИСЯТ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИН; ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННОСТИ II ПОЛИТИКИ
  4. Глава VIIIО ВЫГОДАХ, ПРОИСТЕКАЮЩИХ ДЛЯ ЛЮДЕЙИЗ ИХ ПОНЯТИЙ О БОЖЕСТВЕ,ИЛИ О ВЛИЯНИИ ЭТИХ ПОНЯТИЙ НА МОРАЛЬ,ПОЛИТИКУ, НАУКУ, СЧАСТЬЕ НАРОДОВII ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ
  5. Глава IXТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ОСНОВОЙ МОРАЛИ; ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛЬЮ И МОРАЛЬЮ ЕСТЕСТВЕННОЙ; ТЕОЛОГИЯ ГИБЕЛЬНА ДЛЯ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  6. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  7. Личность политика
  8. 1. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
  9. §3.5. «Мораль бронзы» и «мораль стали»: загадки осевой революции
  10. Политика и другие сферы общественной жизни
  11. Плюрализм в политике
  12. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА
  13. §2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части)
  14. Политика и мораль. Цели и средства в политике
  15. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  16. ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ИСКУССТВО: ДИАЛОГ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
  17. Гуманизм и мораль