Нравственные основы деятельности адвоката-защитника в досудебном производстве
Досудебное производство по уголовному делу включает в себя стадии возбуждения уголовного дела и производства по нему предварительного расследования. Последнее возможно в форме предварительного следствия или дознания.
Комплекс совершаемых в стадии возбуждения уголовного дела действий и возникающих при этом процессуальных отношений по проверке наличия в поступившей в правоохранительные органы информации признаков преступления разнообразен. В их числе не только получение объяснений от очевидцев происшествия, проведение документальных проверок, ревизий, получение различных справок и т.д., но даже возможность производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебной экспертизы, а также задержание подозреваемого в совершении преступления лица, непосредственным атрибутом которого является и его личный обыск.
При производстве таких проверочных действий имеет место ограничение прав и свобод человека, включая и того, кто задерживается по подозрению в совершении преступления. Такое лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Таким же статусом наделяются и лица: в отношении которых возбуждается уголовное дело; в отношении которых применена мера пресечения без предъявления обвинения (п. 1 и 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Реализуя эту конституционную установку, законодатель в ч. 3 ст. 49 УПК РФ и определил те моменты, с которых защитник может участвовать в уголовном деле. Таковыми являются: вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого; возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях: задержания по установленным ст.
91 УПК РФ основаниям; применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу; объявление лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; начало осуществления мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.Адвокат получил сегодня возможность оказывать юридическую помощь еще до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела с момента возникновения самых первых уголовно-процессуальных отношений, формирующихся во время проверки наличия в поступившей информации (сообщении) закрепленных в ст. 14 УК РФ признаков преступления.
В содержащихся в ч. 3 ст. 49 УПК РФ предписаниях видятся не только правовые, но и глубоко нравственные положения, связанные с охраной прав и свобод гражданина, заподозренного в совершении преступления, защиту его чести и достоинства.
Обращение с задерживаемым с момента его фактического захвата и доставления в правоохранительные органы именно как с подозреваемым способствует претворению закрепленного в ст. 49 Конституции РФ принципа, получившего наименование «презумпция невиновности».
Рассматривая презумпцию невиновности с точки зрения ее нравственного значения, отметим, что презумпция невиновности: определяет правовое положение заподозренного в совершении преступления лица и обвиняемого, является основой их прав, в том числе права на защиту, права на участие в доказывании; требует бережного, внимательного отношения к правам обвиняемого; стимулирует активную деятельность органов расследования и суда по установлению истины по делу; является основой всей системы доказывания в уголовном процессе, влияет на распределение обязанностей по доказыванию.
Правовые последствия презумпции невиновности заключаются в том, что: признать человека виновным в преступлении можно лишь на основе вступившего в законную силу приговора суда; обязанность доказывания возлагается не на подозреваемого или обвиняемого, а на органы, наделенные правом уголовного преследования (органы дознания, следствия, прокуратуры); все сомнения в доказанности подозрения и обвинения должны истолковываться только в пользу подозреваемого и обвиняемого; недоказанная виновность означает доказанность невиновности указанных выше участников уголовного процесса и влечет за собой их полную реабилитацию.
Оценивая эти правовые последствия презумпции невиновности подозреваемого и обвиняемого, мы видим в них глубоко нравственные, подлинно гуманные свойства и последствия. Все нравственные качества участвующих в стадии возбуждения уголовного дела лиц должны проявлять себя в этой стадии уголовного процесса в полной мере, в том числе при задержании и доставлении в правоохранительные органы подозреваемых, при получении объяснений, допросе подозреваемых, истребовании материалов и документов, производстве других процессуальных проверочных действий на предмет выявления в деянии признаков преступления, таких как ревизии, осмотры места происшествия, освидетельствования, личный обыск, экспертизы.
Все вопросы нравственного характера, возникающие в стадии предварительного расследования, могут быть разделены на две группы. Одна из них связана с этикой взаимоотношений между многочисленными органами и лицами, принимающими участие при производстве предварительного расследования, другая — предполагает раскрытие нравственных основ производства в этой стадии уголовного процесса отдельных процессуальных действий. Нравственные основы взаимоотношений между подозреваемым, обвиняемым, с одной стороны, и защитником — с другой, содержатся прежде всего в ст. 46—53 УПК РФ. Следуют они из единственного назначения адвоката-защитника: защищать своего подзащитного, оказывать ему любую необходимую для него с позиции защиты от обвинения юридическую помощь.
«Защита, — как отмечал профессор Н.Н. Полянский, — на компасе адвоката... занимает место «Севера»: как магнитная стрелка компаса всегда указывает на север, так основная норма поведения адвоката-защитника в процессе должна всегда напоминать ему об обязанности защищать»[227]. Сказанного вполне достаточно для того, чтобы уяснить этику взаимоотношений между адвокатом-защитником и его подзащитным (обвиняемым, подозреваемым, подсудимым).
В стадии предварительного расследования сложные нравственные отношения возникают между лицом, расследующим уголовное дело, и подозреваемым, обвиняемым.
Полномочия первых определены их правовым предназначением. В сочетании с нормами о назначении уголовного процесса, а также принципами, которые необходимо свято соблюдать при производстве по уголовному делу (ст. 7—19 УПК РФ), они полноценно выражают нравственные основы взаимоотношений между названными участниками уголовного процесса. Не менее сложными в нравственном и психологическом плане являются отношения, возникающие в стадии предварительного расследования между адвокатом-защитником и такими участниками уголовного процесса, как потерпевшие и свидетели. Защищая обвиняемого, адвокат-защитник по отношению к таким лицам должен вести себя очень корректно, объективно, ни при каких обстоятельствах не вставать на путь унижения их чести и достоинства; не выставлять поведение потерпевших в качестве причины совершения подзащитным преступления.Если в рассматриваемой стадии уголовного процесса участвуют несколько адвокатов, то отношения между ними должны быть глубоко нравственными как в случаях, когда несколько адвокатов- защитников защищают одного обвиняемого, так и тогда, когда по преступлению, совершенному в соучастии, каждый из обвиняемых имеет своего адвоката. Защищать своего обвиняемого, перекладывая вину на подзащитного другого адвоката, во всех отношениях глубоко неэтично, безнравственно.
Рассматривая вопрос о нравственных основах взаимных отношений между адвокатом, следователями и прокурорами, мы хотели бы, прежде всего, отметить, что все названные лица являются представителями одной профессии — все они юристы. Их объединяет и общее предназначение в виде служения закону, правде и справедливости.
Несмотря на то общее, что объединяет юристов разных профессий, их служебные полномочия различны. Полномочия адвоката- защитника, как отмечалось выше, носят односторонний характер. Защитник нужен только для защиты подозреваемого, обвиняемого.
Что касается полномочий лиц, расследующих уголовное дело, то в общем виде они сводятся к установлению по каждому делу истины, того, что имело место в реальной действительности, во время совершения преступления.
Сопоставление полномочий адвоката-защитника и, скажем, следователя свидетельствует о том, что полномочия первого определены более узко, но более целенаправленно. Суть их в служении своему подзащитному. Этим определятся и нравственная основа всей его деятельности, заключающаяся в том, чтобы не навредить своему клиенту (подозреваемому, обвиняемому).
Предназначением следователя является исследование обстоятельств уголовного дела — установление по нему истины. Следователь (дознаватель) не должен видеть в адвокате-защитнике своего процессуального противника. Дело лишь в том, что следователь (дознаватель) является государственным служащим, а адвокат-защитник есть «слуга» своего клиента. Работу первого субсидирует государство, а второго — клиент. Государство, вставшее на путь правового развития, должно стремиться к правде, к справедливости, к истине. Со стороны государства не должно быть подхода к следователю (дознавателю), к прокурору как к «своему человеку», а к адвокату-защит- нику — как к лицу, противостоящему государственным интересам, и соответственно негативного отношения к нему.
Следователям (дознавателям) не надо «бояться» адвоката-защитника. Плохо и наспех «состряпанное» уголовное дело, даже вроде бы и основанное на доказательствах, но собранных, скажем, с нарушением процессуальной формы их получения, легко развалится «от малейшего дуновения ветра». В погоне за «раскрываемостью» нельзя забывать о главном — о судьбе людей, вовлеченных по тем или иным причинам в «колесо» уголовного процесса. И совет, помощь адвоката-защитника, хороший нравственно-психологический контакт с ним могут оказаться для следователя (дознавателя) далеко не лишними.
Следующий комплекс этических начал в деятельности адвоката- защитника в стадии предварительного расследования уголовных дел связан, как отмечалось, с его участием в отдельных процессуальных, в том числе и следственных действиях. Отметим, что девиз участия защитника в следственных действиях во всех случаях должен быть следующим: «Лучшая защита — это защита законом».
Именно в законе сконцентрированы все правовые, психологические и нравственные нити регулируемых им социальных отношений. И если следственные действия проводятся строго в соответствии с уголовно-процессуальным законом, то, следовательно, при их производстве соблюдаются и все этические нормы, а также используются допустимые при этом приемы и методы. Задача адвоката- защитника состоит здесь лишь в том, чтобы не допустить никакого отступления от них. Сказанное означает то, что при производстве тех или иных следственных действий допустимо использование научно обоснованных тактических методов и приемов, связанных и с психологическим воздействием на обвиняемого (подозреваемого), но лишь при условии: неунижения чести и достоинства обвиняемого; непричинения вреда его здоровью; неущемления или малейшего ограничения в каком-либо виде и в какой-либо форме конституционного права обвиняемого на защиту.
Использование всех средств защиты предполагает активное участие адвоката-защитника и в решении вопроса о применении к подозреваемому, обвиняемому той или иной меры пресечения, об отстранении обвиняемого от должности, производстве других процессуальных действий (наложение ареста на имущество обвиняемого и т.д.), в выяснении данных, характеризующих личность обвиняемого. Особая ответственность падает на адвоката-защитника при ознакомлении обвиняемого с материалами оконченного органами расследования уголовного дела (ст. 217—219 УПК РФ).
От адвоката-защитника здесь требуется самое ответственное отношение к выполнению своего профессионального долга по оказанию подзащитному помощи в усвоении содержания и значимости тех доказательств, которые фигурируют в материалах уголовного дела, в выяснении их ценностных свойств как с позиции обоснованности обвинения, так и возможности использования их для опровержения этого обвинения, его смягчения, наличия иных обстоятельств в пользу своего подзащитного. Такое ознакомление с материалами уголовного дела должно проходить в спокойной, деловой обстановке, в условиях бесконфликтной ситуации. По времени оно должно быть достаточным для усвоения как адвокатом-защитником, так и обвиняемым существа обвинения, тех доказательств, на которых оно построено, возможных правовых последствий.
Адвокат-защитник обязан ознакомиться и с имеющимися по уголовному делу материалами видео- и звукозаписи.
По окончании ознакомления адвокат согласовывает со своим подзащитным необходимость заявления ходатайств и ту позицию по уголовному делу, которую они будут отстаивать в суде.
Таковы нравственные основы участия адвоката-защитника в стадиях досудебного производства по уголовному делу.
Еще по теме Нравственные основы деятельности адвоката-защитника в досудебном производстве:
- Понятие и содержание истины в уголовном процессе
- ОБВИНЯЕТСЯ РОБЕРТ ОППЕНГЕЙМЕР — «ОТЕЦ АТОМНОЙ БОМБЫ»
- ПРОЦЕСС ДВЕНАДЦАТИ
- 2.2. Судебная контрреформа
- Нравственные основы деятельности адвоката-защитника в досудебном производстве