<<
>>

Сущность и задачи нравственноговоспитания личности

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение.

К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.

Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов. Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ, т.е. осуществляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания. Кроме того, специфика нравственного воспитания заключается и в том, что оно осуществляется в значительной мере как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства, морализирования, заучивания моральных истин, тогда как чтение нравоучений не только не способствует нравственному развитию, но зачастую вызывает обратную реакцию воспитуемых.

Решающую роль в нравственном становлении сотрудника правоохранительных органов играют личный пример авторитетных людей, морально-психологический климат коллектива, весь уклад его жизнедеятельности. Вместе с тем важное место в нравственном воспитании занимает и моральное принуждение, которое проявляется как моральное осуждение сотрудника со стороны коллектива, командира, начальника либо как самопринуждение, самоосуждение.

Можно дать такое определение: нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу. Стержнем нравственного воспитания выступает интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Таким образом, нравственное воспитание выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость» и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, нравственное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что нравственно, а что безнравственно, что есть добро, а что — зло, что есть честь, а что — бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственной (этической) культуры.

Этические зниния — не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Например, никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить героев Чернобыля совершить подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, которым он считает необходимым следовать.

Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения, они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального). Есть моральные убеждения труженика, патриота, созидателя, защитника общественного строя и правопорядка; но не будем забывать, что и ханжи, мещане, тунеядцы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной моралью, нравственными ценностями демократического общества, правового государства.

Одна из причин безнравственных, а порой, и преступных действий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности этих людей находят оправдание в их извращенном представлении о нравственном и безнравственном, о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить моральные (по существу безнравственные) убеждения этих людей, создающие им известный моральный комфорт там, где нравственного человека должна мучить совесть, необычайно трудно.

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Еще одной важной задачей нравственного воспитания является привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности.

Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, политическая бдительность, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность, национальная гордость и др.). Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу).

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт[165]. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к само

му себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, — писал А.С. Макаренко, — значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»[166].

Без культуры чувств не может быть нравственного поведения. Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инертность, ограниченность, вялость чувств свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. К тому же нередко вялость чувств — продукт лености души, равнодушия человека к окружающим. Человек, не способный подчинить свои эмоции, чувства, побуждения интересам общего дела, коллектива, а также ханжа, эгоист имеют ущербную нравственную ориентацию и, как правило, рано или поздно морально деградируют. Нередко из среды подобных людей выходят антиобщественные субъекты, правонарушители и преступники.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф.Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»[167].

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисципли

нарном уставе, Кодексе профессиональной этики, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации. По словам А. С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение сотрудника, если он, прежде чем отдать воинское приветствие, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь, или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным поступок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее ноша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».

Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формирование моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.

Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глубоко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего народа, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении которому он видит смысл всей своей жизни.

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи определенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохранительных органов.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществления, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей совокупности систему этого вида воспитания.

Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них необходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нормах, о моральном идеале личности. Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.

1. В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотрудников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на художественных образах или исторических личностях, но и на фактах из

жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное значение имеют не только положительные примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципиальности, честности и скромности, но и анализ безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.

Однако как бы ни было значимо этическое просвещение, оно не должно стать просветительством, т.е. не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравственного воспитания. Человек может обладать обширными этическими знаниями и в то же время жить, «добру и злу внимая равнодушно», совершать безнравственные поступки. Это свидетельствует как раз о том, что знания человека не стали его убеждениями, что процесс нравственного обучения по существу не сопровождался нравственным воспитанием. По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравственного воспитания — это средство без цели. Нравственное же воспитание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства.

2. Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотрудника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практической целесообразности, общественной значимости, объективной необходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному составу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеждений наносят расхождения между словом и делом, когда руководитель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабления, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых.

Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,

бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «надо». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют морально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общественных организаций.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути служебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтирательство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и злоупотребление служебным положением. Природа этих и иных проступков и преступлений различна, однако они всегда предопределяются низкой нравственной культурой сотрудников.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессиональнонравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью общественного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает: учет морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации; анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих; учет состояния служебного коллектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.); проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.

Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и постоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непримиримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запятнать честь мундира.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. Задача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитетами были достойные сотрудники.

Хороший воспитательный эффект дают ознакомление молодого сотрудника с историей своего подразделения, его заслугами и лучшими кадрами, встречи с ветеранами, представителями трудовых коллективов, хорошо продуманные ритуалы приема молодых сотрудников в большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, присвоения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной самодеятельности, других видах самодеятельного творчества, организуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравственное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования человека. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в каких условиях живет и трудится сотрудник.

Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицательными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, негативное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспитания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неурядицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллективе, необъективное общественное мнение о деятельности данного органа, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.

Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспитание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ветеранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учебные заведения, служебный коллектив.

Обычно человек находится под воздействием нескольких субъектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних решающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организованностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; деятельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых задач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как личность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизмеряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и деятельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была официально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновременно и строгой, и доброжелательной.

Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как расхождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противоположная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют руководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздействует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Видное место в системе средств нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Действенность применяемой системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития — активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравственности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.

Важным критерием нравственного воспитания является соотношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интересам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтверждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.

Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этическое просвещение, формирование у сотрудников прочных моральных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения. 

<< | >>
Источник: В.Я. Кикоть и др. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». 2012

Еще по теме Сущность и задачи нравственноговоспитания личности:

  1. Сущность и задачи нравственноговоспитания личности