<<
>>

Уважение закона - понятие нравственное

Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение законности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труженика.

Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсеместно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.

Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисциплины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее забвение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амбиции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко негативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа.

Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но человек не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка.

Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадрового аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными предлогами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в итоге пострадают не только люди, но и само дело.

Независимо от личных политических пристрастий каждый сотрудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон.

Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — служение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа B.C. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область...

Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в

нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них»[38].

Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувство», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.

Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.)[39].

Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» говорится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»[40].

Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований.

Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д.

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие[41].

Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.

Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.

Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его.

Здесь все может сыграть свою роль: и лек

ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дискуссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к закону, и работа с трудновоспитуемыми подростками.

В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Именно в династиях замечательно соединяются не только родственные узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский[42].

Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают путевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка. Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые сотрудники в своих наставниках? Результаты анкетирования показали, что их привлекают в наставнике внимательность, чуткость, стремление и способность быть старшим другом. В числе желаемых качеств опрошенными неизменно называются жизнерадостность, приветливость, доброжелательность.

Большое значение имеет способность наставника заслужить доверие и авторитет у воспитанников, своим трудом и отношением к делу показывать им личный пример, а также владеть искусством доверительных отношений с молодежью[43].

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.

Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен

тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».

Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характера сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.

Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности.

К факторам, снижающим авторитет правоохранительных органов, следует отнести: недостаточное ресурсное обеспечение; низкий уровень культуры общения с гражданами; слабый профессионализм; бюрократизм и волокиту; поборы и коррупцию; использование служебного положения в корыстных целях.

Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовного кризиса в обществе способствует выработка правовых, материальных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.

Необходимость усиления правового воспитания населения обусловливается сегодня возрастанием роли права в регулировании общественных отношений, повышением активности народа в сфере государственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о действующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежденности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяются наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.

Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей различных коммерческих структур.

В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опираться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг. Профессиональная этика в учебном процессе

Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом государственной важности.

Изучение профессиональной этики и служебного этикета помогает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его представителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.

В то же время, постижение этической теории, честно признаемся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению В. С. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядочным, честным человеком.

Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с достаточно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.

Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живем мы только так, как сами себе позволили.

Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспитывать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.

Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетических проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.

Целевая направленность педагогической работы состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессиональной нравственной деформации.

Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить: глубокое изучение курсантами и слушателями этических категорий и понятий, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел; уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их проявления в деятельности различных служб и подразделений; обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан; формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать: на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стратегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников; содержание и особенности профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел; содержание и смысл каждого положения Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел; основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников; соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников; сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;

уметь: относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности; осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотношения целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях; оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;

обладать: обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма; способностью принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях;

иметь представление: об основных этических закономерностях и категориях морали; о происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали; о содержании основных деонтологических документов полиции крупнейших мировых держав.

В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекомендательный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совместно с российским МВД на базе Московской Академии МВД России был проведен двухдневный международный семинар по проблемам полицейской этики.

В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели должны приобрести навыки: соблюдения правил служебного этикета; подлинно интеллигентного общения с людьми.

На это нас нацеливают «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Президентом Российской Федерации в августе 2002 г., где в частности, записано: «...проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию».

Следует всегда помнить, что зло существует и небезуспешно действует помимо наших знаний и представлений о нем.

Русский философ И. А. Ильин в своей работе «Чутье зла», не утратившей своей актуальности и в наши дни, писал: «В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознавания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания.

Необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; совестная впечатлительность.

Что же нам делать? Отходить от зла и творить благо... Постоянно крепить в себе чутье к добру и злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола...»

Зло, как чума, заразно, поэтому многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в постоянном подтверждении адекватности их санкций, в нравственной самозащите, «иммунитете» к злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту? — вот сегодня важнейшие профессионально-этические и духовно-нравственные проблемы сотрудников органов внутренних дел.

Только невежда может считать, что нравственность и профессионально-этическое воспитание наших сотрудников не связаны самым тесным образом. Напротив, вопрос о профессиональной этике и эстетической культуре личного состава в наши дни в силу известных причин стал особенно актуальным для деятельности МВД. Анализируя конкретные служебные ситуации, приходишь к выводу, что значение духовно-нравственных качеств наших сотрудников для эффективности их работы, для мобилизации на решение служебных задач, для укрепления дисциплины и законности будет постоянно расти.

Будущий сотрудник органов внутренних дел больше, чем кто- либо другой, должен получить моральную закалку, те основы, на которых он должен прочно стоять в своем тяжелом, в том числе и психологически, труде; получить не только знания, но и убеждения, принципы поведения. Ведь на человека, пришедшего работать в органы внутренних дел, обрушивается поток негативной информации, которая слабого духом может сломать.

Представляется весьма важным, чтобы в процессе усвоения слушателями этических знаний у них не создавалось впечатления оторванности от реальности, замкнутости учебного пространства, локализации в кругу этических «вечных» проблем и абстрактного теоретизирования. Этика как мощная ветвь могучего философского дерева есть живое, изменяющееся образование, само по себе постоянно нуждающееся в энергии извне.

Надо сказать, что многие сотрудники потеряли уверенность в необходимости их деятельности для общества, склоняются к перемене профессии. Это повлекло за собой падение заинтересованности в добросовестном исполнении служебного долга, своих служебных обязанностей. Все это за последнее десятилетие повлекло значительный отток квалифицированных кадров, вымывание профессионального ядра в ведущих службах, привело к резкому росту нарушений служебной дисциплины и законности. Не единичны и случаи должностных предательств.

На наш взгляд, духовность — тот фундамент, на котором можно строить прочное «здание» из высокого морального духа, нравственности и культуры. Духовность мы понимаем, прежде всего, как нравственный «сплав» чувств, принципов и воли, составляющих морально-нравственную и эстетическую основу человека, гражданина, сотрудника. Важнейшим подспорьем в этой многотрудной работе выступает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, представляющий собой свод профессионально-этических норм, принципов и правил, обращенных к сознанию и совести сотрудника.

Таким образом, изучение Профессиональной этики и служебного этикета будет способствовать возникновению у курсантов и слушателей системных элементов духовной защиты личности и, в конце концов, формированию вполне определенного и психически устойчивого нравственного иммунитета или механизма духовной защиты и безопасности личности сотрудника органов внутренних дел.

<< | >>
Источник: В.Я. Кикоть и др. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». 2012

Еще по теме Уважение закона - понятие нравственное:

  1. Глава VIIIО ВЫГОДАХ, ПРОИСТЕКАЮЩИХ ДЛЯ ЛЮДЕЙИЗ ИХ ПОНЯТИЙ О БОЖЕСТВЕ,ИЛИ О ВЛИЯНИИ ЭТИХ ПОНЯТИЙ НА МОРАЛЬ,ПОЛИТИКУ, НАУКУ, СЧАСТЬЕ НАРОДОВII ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ
  2. Глава IXТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ОСНОВОЙ МОРАЛИ; ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛЬЮ И МОРАЛЬЮ ЕСТЕСТВЕННОЙ; ТЕОЛОГИЯ ГИБЕЛЬНА ДЛЯ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  3. IX. D. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО МОДАЛЬНОСТИ. ДОСТОВЕРНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ ВООБЩЕ.—МОДУСЫ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ: МНЕНИЕ, ВЕРА, ЗНАНИЕ.—УБЕЖДЕНИЕ И УВЕРЕННОСТЬ.—ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЕ СУЖДЕНИЯ.—ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ.— ПРЕДРАССУДКИ, ИХ ИСТОЧНИКИ И ГЛАВНЫЕ ВИДЫ
  4. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  5. 18.3. Роль законности и правопорядка в жизни общества
  6. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
  7. Лекция 14. Автономия и самоубийство: нравственная казуистика смерти
  8. Результаты изучения когнитивной составляющей нравственных представлений
  9. Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения и духовно-нравственном воспитании личности
  10. Представления руководителей о нравственности
  11. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
  12. 2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников
  13. Профессиональный долг, честь и совесть - основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности
  14. Нравственная сущность служения обществу и государству
  15. Уважение закона - понятие нравственное
  16. Нравственная составляющая судебной власти в России начала XVIII - первой половины XIX в.