<<
>>

2.2 Методическое обеспечение реализации концепции технологизации педагогического процесса на примере изобразительнойи конструктивной деятельности детей предшкольного возраста

Предшкольные группы и классы являются важной ступенью в подготовке детей к школе. Именно здесь закладываются те основы, которые будут считаться отправным моментом в получении образования, формировании культуры и общечеловеческих ценностей.

И не последнюю роль в этом играет изобразительная деятельность, посредством которой формируется интерес к искусству, творчеству, закладывается любовь к природе, окружающей среде, Родине.

В ГОСО РК 1.001-2009 выделены требования к педагогическому процессу в образовательной области «Творчество». Для детей 5-6 летнего возраста предусматривается продуктивная творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование не реже 2-х раз в неделю; организация выставок детского творчества, концертов; направленность на организацию коллективнойтворческой деятельности по интересам и поиск новых творческих решений.

Изобразительное искусство способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Организация занятий по изобразительной деятельности имеет свои особенности. Воспитание и обучение изобразительной деятельности ведется на основе Государственного стандарта образования дошкольного возраста и программ предшкольной подготовки, утвержденных Министерством образования Республики Казахстан. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, начиная с младшего возраста, определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержанием произведения, выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно-эстетические чувства, качества личности. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения со сверстниками, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создавать что- то красивое. Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в общечеловеческих ценностях, отличать добро от зла. Более того, формируются эстетический вкус, самостоятельность эстетических суждений. Воспринимая произведение художника, получая эстетическое наслаждение, ребенок трансформирует в себя определенные ценности, тем самым совершенствует себя, и фактически это самая реальная цель, которую ставят перед собой воспитатели. Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуются его собственные потребности, творческий замысел, речевые и изобразительные умения. Высказывания детей, их творческие работы являются показателем влияния изобразительного искусства на развитие ребенка.

Применение современных образовательных технологий на занятиях по изобразительной деятельности позволит расширить горизонты детского познания, сделает процесс усвоения знаний легким и доступным. В этой связи следует отметить такие технологии или типы обучения, как игровые, технологии поэтапного формирования умственных действий, личностно­ориентированные, модульные, проблемные и другие.

Использование элементов тех или иных технологий только лишь разнообразят учебный процесс, а педагогу позволят добиться поставленных целей.

Методическое обеспечение реализации Концепции технологизации педагогического процесса по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручному труду в предшколе сопровождалось разработкой технологических карт, схем и сведений, которые нашли отражение в учебно-методических комплексах, разработанных нами в соавторстве с И.Б. Абремской. Они состоят из методического пособия и альбомов. Содержание учебно-методического комплекса было разработано в соответствие с требованиями Концепции предшкольной подготовки от 1 декабря 1999 г. и адекватно количеству занятий в учебном году, представленных в Базисном учебном плане предшкольных классов, утвержденных Комитетом среднего и профессионального образования Республики Казахстан.

Большим подспорьем в создании учебно-методических комплексов по изобразительной деятельности, конструированию и труду для групп предшкольной подготовки явились работы таких авторов, как К.К.Болатбаев, Т.М.Геронимус, М.А.Гусакова, С.В.Щербинина, И.А.Лыкова, М.А.Парнах, Г.И. Перевертень, С.Толенбаев, М.Омирбекова, Н.В.Пузанова, К.М.Романов, У.Ибрагимов, Б.Алмухамбетов, З. Айдарова, И.В.Черныш, М.Т.Карпенко, Г.С.Швайко, И.К. Щеблыкин и др. [46, 68, 80, 182, 237, 242, 298, 255, 260, 132, 312, 314].

В своей работе мы опирались на опыт В.М. Монахова[200, 201, 201, 203] по созданию технологической карты и технологической схемы. Он рассматривает технологическую картукакдокумент, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде. А технологическая схема понимается им какусловное изображение технологии образовательного процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы с обозначением логических связей между ними. Мы попытались применить технологические карты и схемы на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду в предшколе.

Методическое руководство по изобразительному искусству имеет целью:

У формирование интереса к изобразительной деятельности, способности понимать содержание произведений изобразительного искусства;

У развитие эстетических чувств, творческого воображения детей;

У воспитание интереса к разным видам изобразительного искусства, умения видеть богатства цветов, форм предметов окружающего мира.

Методическое руководство по изобразительному искусству отражает вариативность и разнообразие содержания, форм, методов работы на современном этапе; ориентирует на социально-личностное, познавательное, интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка; учитывает национально­культурные традиции в развитии детей предшкольного возраста.

В методическом руководстве представлены перспективное планирование в виде технологической карты, примерные конспекты занятий с разными направлениями работ (аппликация, лепка, рисование), перечень дидактических игр, задания и упражнения для самостоятельной работы по изучаемым темам.

Раздел «Рисование» предполагает работу в тетради по изобразительному искусству для предшкольника, где особое внимание уделяется технологии работы, а также способам активизации познавательной и творческой деятельности детей.

Разделы «Лепка» и «Аппликация» предполагают наличие технологических схем, представленных в альбоме, где раскрывается поэтапная деятельность по изготовлению детских работ.

В методическом пособии представлен список используемой литературы; глоссарий терминов по изобразительному искусству, Приложение с краткими сведениями о казахстанских художниках и репродукциями их работ.

При использовании технологической карты и схемы для педагогов, работающих в предшколе, особую значимость приобретают известные технологии рисования:

Таблица 2.4 - Технологии рисования
Название технологии рисования Технологические сведения и приемы
1 2 3
1 Алла-прима технический прием в акварельной и масляной живописи, состоящий в том, чтоэтюд или картина пишутся без предварительных прописок и подмалевка, иногда за один прием или сеанс



1 2 3
2 Витраж живопись на стекле прозрачными красками или орнамент, составленный из кусочков разноцветного стекла, скрепленного металлическим переплетом, служит для заполнения оконных и дверных проемов
3 Г раттаж это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкиебелые штрихи.

4 Г ризайль монохромная живопись в сером тоне. В станковой живописи применялась при выполнении эскиза. Отсюда однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.

1 2 3
5 Живопись по - сырому технический прием масляной и акварельной живописи. При работе маслом необходимо окончить работу до подсыхания красок и исключить такие этапы как подмалевок, лессировки и повторные прописки. Живопись по- сырому обладает известными преимуществами - свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой техники исполнения.
6 Лессировка прием наложения краски почти сухой кистью. Такими движениями краску как бы втирают в поверхность. Используется для размывания резких и четких контуров или для истончения верхнего слоя краски так, чтобы стал, виден слой краски под ним. Цвета при этом получаются мягче
7 Зарисовка рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы, ради упражнения.
8 Монотипия Одной из простейших графических техник считается монотипия... На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток.

1 2 3
9 Отмывка акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши. Прием осветления краски или удаление ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной бумагой
10 Темперная живопись позволяет применять разнообразные приемы, включая технику письма по-сырому, многослойную живопись, живопись раздельными мазками.

Творческий подход к решению учебно-воспитательной задачи связан с использованием множества способов необычных изобразительных техник:

- Рисование «пластилином» дает возможность создать необычное изображение, почувствовать прекрасные свойства этого удивительного материала, а также развить моторику рук;

- «Пальцевая живопись» также развивает моторику рук, фантазию, творческие способности. Причем можно показать детям приемы рисования несколькими пальцами, ребром руки, всей ладонью;

- «Ниткография» развивает воображение, дает возможность проявлять фантазию и получать от этого удовольствие;

- «Кляксография» также относится к необычной технике, дающей возможность придумать необычный сюжет, превратить цветное пятно в птиц, зверушек, рыб и т.д.;

- «Работа по трафарету» предполагает развитие не только моторики рук, фантазии, но и артистических свойств в дальнейшем обыгривании ситуации. Она подразумевает обводку по трафарету, раскрашивание получившихся персонажей, вырезание фигурки, закрепление фигурок на основе.

Вышеназванные технологии рисования нашли свое отражение в

методическом пособии, в технологической картеи технологических сведениях, а также в альбомах, где представлены технологические схемы. Эти технологические карты и схемы позволяют педагогу экономить время для конструирования и организации педагогического процесса, а технологические схемы значительно облегчают работу воспитанникам. В данном случае для педагога важно не только обладать знаниями о закономерностях реализации педагогического процесса, но и обладать знаниями технологий изобразительной деятельности.

Большое значение для формирования интереса к изобразительному искусству имеют сведения о мировых и отечественных художниках. В методическом пособии представлен материал о жизнедеятельности и полотнах великих художников, что, на наш взгляд, является хорошим подспорьем для педагога предшколы.

Педагог предшколы формирует представления детей об орнаментах. Важно показать, что орнамент - обязательный элемент народного искусства. Дети знают, что орнамент построен на ритмичном чередовании и сочетании геометрических изобразительных элементов. Педагог акцентирует внимание, что богат и самобытен язык народного орнамента. «Орнамент» по-казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Каждый узор может рассказать свою историю.Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек. Всякий цвет имеет свою символику:

- голубой - небо

- белый - радость и счастье

- жёлтый - знание и мудрость

- красный- огонь, солнце

- зелёный- юность и весну

- чёрный - землю.

В древности по орнаменту у казахов можно было определить, к какому роду или жузу относится тот или иной человек. Орнамент кочевников, говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов и имел магическое значение, например, амулет - имеет форму треугольника и оберегает обладателя от дурного глаза.

Существует огромное многообразие орнаментальных узоров. Вот только некоторые из них: Кун (солнце), Куннин кози (глаз солнца, луч), Ай (луна), Айшык (лунное подобие), Айтанба (лунный знак), Аймуйиз (лунные рога), Шолпан (Венера), Жулдыз (звезда), Жулдыз гуль (лунный цветок), Омир жолы (дорога жизни), Бугы муйиз (оленьи рога), Райхангуль (цветок легендарной девушки Райхан), Тумарша (изображение амулета), Кырык муйиз (сорок рогов, изобилие, богатство), Семсер/ пышак уши (острие меча), Байлык (достаток), Алмагуль (цветок яблони), Г уль (цветок), Кок шоп (зелень, растения), Жапырак (лист), Уш жапырак (трилистник), Бес жапырак (пятилистник), Бульдирген (ягоды), Муйиз (рога), Аркар муйиз (рога архара), Туе мойын (верблюжья шея), Ат Ерин (лошадиная губа), Кус канат (крылья птицы), Косалка (галоп), Тыс (зубы), Балга (молоток), Балта (топор), Ожау (ковш), Шакпак (спички), Табак (блюдо), Сырга (серьги) и другие.

Мотивы казахского орнамента разделены на 4 группы:

Таблица 2.5 - Мотивы казахского орнамента
Мотивы орнаментов Содержание и технологические сведения
1 2 3
1 Зооморфные Зооморфные узоры наиболее многочисленны. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте.



1 2 3
2 Растительные Растительные узоры широко используются в войлочных изделиях, предметах быта: ковров, сумок, чехлов
3 Космогонические К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с изображением солнца в древности были талисманами, оберегами. Предметы искусства с космогоническими узорами встречаются на керамике и в архитектурном декоре, например на фасаде мавзолея Бабаджи-хатун, расположенного в окрестностях Джамбула.
4 Г еометрические Геометрический орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это - квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники. Для геометрических узоров характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию.

При формировании знаний об орнаментах педагог опирается на технологические схемы, которые помогают поэтапно изобразить узоры, и в то же время содействуют патриотическому воспитанию, этнокультурному образованию воспитанников.

Поэтапное выполнение действий помогает при овладении новой техникой, так как технологические сведения, которые предлагаются детям при выполнении задания позволяют легче овладеть новыми технологическими приемами. Мы предлагаем конспект занятия в предшколе, где рассматривалась техника кляксографии.

Рисование. Тема: «Каких я видел бабочек» (кляксография)

Цель: продолжать осваивать умение держать кисть, набирать краску, пользоваться палитрой, учить получать производные цвета, познакомить с техникой рисования «кляксография».

Материал: бумага, гуашь, палитры.

Содержание занятия

1. Вступительная беседа: стихотворение.

2. Показать детям изображения (фотографии, слайды) реальных бабочек. Рассмотреть. Узоры на бабочках никто не рисует, они появляются с уже готовыми узорами - вот и у нас тоже узор получится сам: его нарисует краска.

Технология работы

1. Окуная кисточку в воду, добавим воду в краску, и часть краски превратится в густую лужицу. Помешаем краску с водой на палитре.

2. Часть этой лужицы оказалась в кисточке. Поставим ею пятнышко на правом крыле бабочки. Сначала желтой, потом - красной, потом - синей. После каждой краски кисточку надо поболтать в баночке с водой, чтобы она помылась.

3. Закроем правое крыло бабочки левым, прогладим рукой всю поверхность крыла. Считать умеете? 1,2,3,4,5...

4. Откроем крылья бабочки. Если получились бледные крылышки, значит краска была слишком жидкой. Если воды было мало, то часть краски успела высохнуть и не отпечаталась на другом крыле. Краска, разбавленная как надо, хорошо отпечаталась и сама нарисовала разнообразные узоры.

Нами определены дидактические требования к организации занятий впредшкольных классах и группах по изобразительной деятельности. На занятиях должен создаваться определенный эмоциональный настрой. Это достигается при использовании стихотворений, музыки, игровых приемов, «гостей» занятий. В предлагаемом занятии «Выставка лучших работ» используется в качестве гостя урока волшебник - сказочник. Безусловно, такой элемент учебной деятельности имеет целью развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, закреплять приемы и навыки, усвоенные детьми в течение года, формировать эстетическое восприятие окружающего мира, закреплять умение анализировать рисунки, видеть богатство цветов, форм, умение определять жанр живописи, развивать творческие способности.

Комнату можно украсить лучшими детскими рисунками, которые они рисовали в течение года. Звучит волшебная музыка и в группу входит Волшебник-сказочник.

Я сказочный волшебник,

Я добрый чародей,

Я сочиняю сказки

Для маленьких детей

-Здравствуйте! Куда перенесла меня моя волшебная палочка?

-Здравствуйте, уважаемый Волшебник! Вы попали в детский сад к детям, которые очень любят сказки.

-Я очень рад! Но я пришел к вам из заколдованной страны, куда пробралась злая волшебница Серость. Больше всего на свете она не любила яркие солнечные дни и художников. Ее ничто не радовало и не удивляло и от этого она становилась с каждым днем еще злее и завистливее. Она похитила три волшебных цвета и из-за этого все другие цвета тоже исчезли. Страна Тысячи Радуг стала бесцветной. Все стало серым и никаким. Ребята, вы поможете мне расколдовать город?

-Конечно, наши ребята помогут расколдовать волшебную страну. Они умеют рисовать и знают тайну трех цветов.

Воспитатель обращает внимание волшебника на выставку детских работ. Волшебник рассматривает работы, отмечает наиболее удачные рисунки и предлагает отправиться в путь, чтобы расколдовать Страну Тысячи Радуг.

-А в путь мы отправимся на волшебном ковре-самолете. И пока мы летим, поиграем в игру.

1. «Я - рыбка, птичка, солнышко». Детям предлагается представить себя в образе какого-либо животного. Пусть они назовут каждый себя, подвигаются под музыку в том образе, который они выбрали. Затем они должны передать свои ощущения на листе бумаги.

2. На большом листе бумаги нарисована спящая колдунья Серость. Дети должны обвести ее волшебным фломастером, не задев, то есть, не разбудив. Так дети лишают злых чар колдунью Серость.

-Мы должны помочь жителям волшебной страны, давайте пойдем в гости к моему знакомому художнику. Он - человек отзывчивый и обязательно нам поможет.

В мастерской художника дети рассматривают принадлежности, необходимые для рисования, беседуют об основных жанрах живописи - портрете, пейзаже, натюрморте.

Затем художник предлагает раскрасить сказочный город разноцветными красками, чтобы расколдовать (город нарисован в карандаше на большом листе бумаги). Дети берут кисточки и краски и раскрашивают город.

В предшкольных группах и классах продолжается работа по формированию у детей представлений о разных видах изобразительного искусства, по воспитанию умений воспринимать произведения живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства. Для воспитателей можно предложить следующий вариант разработки занятия по рисованию по ознакомлению с жанром живописи - пейзажем и знакомством с работой И. Левитана «Золотая осень».

Рисование. Тема: Знакомство с искусством. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Программные задачи: Познакомить детей с жанром живописи - пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.

Материал: Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Содержание занятия

Воспитатель:

-Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени одна поэтесса написала:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: -Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета.

(З. Федоровская)

-А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И. Левитан и назвал ее «Золотая осень».

Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

-Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине?

После высказываний детей обобщает:

-Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню, деревенские домики. Прежде чем написать картину каждый художник должен продумать ее композицию. Сначала подготовить эскизы - небольшие рисунки. На картине Левитана изображено большое пространство земли. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показ). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисованы крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане - маленькими. Дальние домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.

-Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинакова желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? Одинаков ли синий цвет неба и речки?

-Вы знаете, дети, как различается цвет предметов, освещенных солнцем, и предметов, находящихся в тени. Поэтому художники смешивают краски, чтобы добиться нужного им оттенка каждого цвета. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных? (светлых, ярких). Как вы думаете, можно ли назвать картину Левитана радостной?

-А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Например, небо - в темно-серых тучах, вода - темная, трава на лугу - тускло-зеленая? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему - нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут смотреть его картину, испытывали удовольствие, радость. Он специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение. Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками- пейзажистами, а их картины - пейзажами.

Изобразительная деятельность в предшколе организуется на основе своеобразного в национальном отношении материала: предметы быта, народные игрушки, национальный орнамент и т.д. Специальное внимание необходимо уделять ознакомлению с произведениями живописи разных жанров казахстанских художников (С. Мамбеев, С. Романов, К.Т. Тельжанов, Х.И.Наурызбаев, А.Галимбаева), книжной графикой и скульптурой малых форм. Можно предложить педагогу построить занятие в следующем ключе:

Рисование. Тема: «Джайлау»

Программные задачи: побуждать детей отражать в рисунке впечатления от природы на джайлау, продолжать учить работать различными материалами, используя различные приемы, развивать творческие способности.

Материал: краски - гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, кисточки.

Содержание занятия

Воспитатель читает стихотворение.

У ЮРТЫ

На джайлау, как шапочки в ряд Белоснежные юрты стоят.

Дремлет озеро в сонной тиши,

Лишь чуть слышно шуршат камыши.

(С. Медербеков)

Затем воспитатель показывает детям иллюстрации, предлагает рассмотреть их, обращает внимание на природу джайлау (горы, степь), юрты, животных (кони, овцы). Напоминает детям правила перспективы, чем предмет дальше от тебя, тем меньше он кажется. Далее воспитатель показывает последовательность работы: отличает линию горизонта, горы рисует выше линии горизонта, юрты, людей, животных - ниже линии горизонта. Очень важно предложить работы казахстанских художников, скульпторов.

В предшкольных классах дети уже должны ориентироваться в разных видах изобразительного искусства, понимать особенности средств образной выразительности, усвоению нравов, обычаев родного народа. Необходимо учитывать национальные виды художественного труда. Например, аппликация по мотивам узорных войлочных изделий, лепка и роспись простейших изделий по типу казахской национальной керамики. Обучение способам художественно-образного изображения предметов и явлений на основе рационального компонента способствует решению задач патриотического и нравственного воспитания. Педагогу на занятиях по конструированию можно предложить рассмотреть национальную одежду - камзол и жилетку. Особое внимание обратить на то, что казахский орнамент, как правило, крупный по форме. Характерно также симметричное распределение орнамента по отношению к вертикальным осям. Раскраска производится обычно белыми, черными, красными, синими, желтыми, зелеными, коричневыми и серыми цветами. Обратить внимание на разнообразие казахского орнамента: кошкар- мюйз (бараний рог), скар-мюйз (один рог), жапрак (лист), жапрак-гуль (трилистник), агаш (дерево), кус-канат (крылья птицы), тумарша (амулет), торт­кулак (мотив крестовины, составленный из орнамента «бараний рог»). Необходимо сделать с детьми вывод, что орнаментальное искусство Казахстана очень разнообразно - оно слагалось из орнаментов геометрических, растительных, животных. Далее обратить внимание на узоры на камзоле и жилетке, сравнить их и, если не трудно, дать название. Затем приступить к украшению камзола и жилетки аппликацией.

Следует отметить наиболее часто используемые технологии, встречающиеся в изобразительном искусстве в условиях предшкольной подготовки: витраж, граттаж, гризайль, живопись по-сырому, зарисовка, лессировка, монотипия и другие. Знание технологических приемов изобразительного искусства позволяет педагогу правильно применить методические приемы при обучении предшкольников.

В учебно-методическом комплексе «Кубик&К» по конструированию и ручному труду, разработанном в соавторстве с И.Б. Абремской также представлены технологические карты, схемы и сведения.

Методическое пособие разработано с учетом личностно-деятельностного и технологического подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Оно ориентирует на формирование основ личностной культуры детей предшкольного возраста, на приобретение ими общеказахстанских духовных ценностей. Основными целевыми ориентирами являются:

- учить детей самостоятельно анализировать образцы построек, поделок, моделей, выделять части, устанавливать их функциональное назначение и пространственное расположение, на основе анализа находить отдельные конструктивные решения и планировать процесс создания конструкции;

- развивать логическое мышление, формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах;

- учить конструировать с использованием чертежей, схем, рисунков;

- учить самостоятельно анализировать заданные условия и в соответствии с ними создавать собственные конструкции;

- воспитывать у детей желание трудиться, умение ставить цель и организовать свою деятельность, повышать требовательность к качеству деятельности, самоорганизации, темпу, умению проявить деловитость;

- воспитывать в процессе труда личные качества, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, умение включиться в любую работу по необходимости, проявляя настойчивость при ее выполнении.

В методическом пособии представлены перспективное планирование в виде технологической карты, примерные конспекты занятий с разными направлениями работ (конструирование, ручной труд, работа с тканью, работа с природным материалом), задания и упражнения для самостоятельной работы по изучаемым темам.

В дополнение к методическому пособию созданы альбомы по конструированию и ручному труду, где особое внимание уделяется технологии работы, а также способам активизации познавательной и творческой

деятельности детей.

Методическое пособие является альтернативным и адресовано педагогам предшкольных групп и родителям.

В учебно-методическом комплексе нашли свое отражение сведения о художественном ремесле и видах росписи. Педагог знакомит детей с особенностями жостовской, хохломской, городецкой, вятской, урало-сибирской росписей. Он формирует первоначальные знания о художественном ремесле, развивает эстетические чувства, художественный вкус.

При объяснении технологии рисования жостовской росписью педагог обращает внимание на то, что основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых подчеркивается черным фоном.

Чтобы усвоить приемы хохломской росписи, поясняет педагог, работают сначала на бумаге, потом на стекле, а затем переходят к росписи небольших предметов. Хохломская травная роспись требует последовательного выполнения мотивов и элементов: мазок, стебель с правосторонним завитком, стебель с левосторонним завитком. По всей своей протяженности стебель должен быть почти одной толщины. Поэтому мастера стремятся к равномерности движения кисти.

Технологический процесс городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков и разживка белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.

Объясняя технологические сведения, касающиеся вятской росписи, педагог обращает внимание на яркий цветной фон. Эта палитра красок: оранжевый, зеленый или голубой, разделенный темными полосами на квадраты и прямоугольники. Их покрывали рябеньким орнаментом из точек, штрихов, кружков, крестиков, которые соединялись в ромбы, треугольники, круги. Вятские кустари изготовляли расписные сундуки и шкатулки, которые наподобие матрешек вставлялись одна в другую.

Для урало-сибирской росписи свойственна особая техника мазка, так называемый разбел, когда белильная оживка, моделирующая форму изображения, выполняется одновременно с цветным рисунком. Белила берут на край кисти, предварительно обмакнув в жидкую краску. Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае, шли по контуру мотива. Мотивы росписи - фантастичные алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья. Реже встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных.

В предшкольных группах и классах продолжается работа по формированию знаний о художественном ремесле и керамической игрушке.

Так, например, скопинскую игрушку лепили из белой глины и глазуровали. Ее делали наряду с посудой. Педагог замечает, что на белом фоне интересно смотрятся яркие цвета глазури: желтый, коричневый, синий. На крышках скопинских кувшинов и квасников часто располагаются те же лепные птицы, барашки, зайцы, щенята. Такие детали вылепливаются тщательнее, чем дешевые игрушки.

Новгородские игрушки обращают на себя внимание приемами отточенной быстрой лепки. Фигурки лепятся из одного куска глины. Например, свистульки медведи с большими отвислыми ушами, круглыми глазами, приоткрытой как бы в добродушной улыбке пастью.

На Ярославщине делали посуду крыночки, мисочки, горшочки и поливали их глазурями: бесцветной по красному черепку, яркой, зеленой по светлому черепку. Ярославские игрушки и посуда доставляли массу удовольствия детям и взрослым.

Рассказывая о дымковской игрушке, педагог обращает внимание на то, что она лепится по частям. В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создается основа, корпус будущей игрушки. Перед обжигом все игрушки сушат. Педагог акцентирует внимание на том, что строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Обычно роспись строится по такой схеме: на круглом белом лице с чуть выпуклым носом - круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы; головные уборы и одежда окрашиваются в один цвет, а широкие кринолином юбки дам и шкура животных - свистулек орнаментируются.

Педагог может рассказать о том, что при изготовлении каргопольскойигрушки сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигуры, а потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, а затем их расписывают масляными красками или темперой. Г лазурование здесь не применяют.

В тульской игрушке животные и птицы всегда окрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом. В раскраске человеческих фигурок меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие небрежные мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих рот. Главное - наряд. Ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка.

В балхарской игрушке привлекала необычность: выполненные из красной, иногда задымленной в обжиге глины, они были сплошь расписаны загадочным белым узором, что и посуда.

В абашевской игрушке свистульки выполнены в виде фигурок животных с длинным туловищем, короткими широко расставленными ногами, длинной, пластичной шеей, маленькой тщательно вылепленной головой, большими глазами - углублениями. Они задорны и горделивы. Г оловы козлов, оленей, баранов украшены большими изогнутыми, иногда многоярусными рогами, кудрявыми челками, узорчатыми бородами, гривами, расписанными яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Тема народных игрушек является благодатной для воспитания детей предшкольного возраста.

В учебно-методическом комплексе представлены краткие сведения о прикладном искусстве казахов. Этнокультурное образование детей в рамках предшколы осуществляется через формирование знаний о технологиях ковроткачества, войлоковаляния, ювелирного дела, художественной обработки дерева, кожи казахского народа и т.д.

Можно предложить детям предшколы для ознакомления следующие сведении о технологии казахского ковроткачества:

Таблица 2.6 - Технологии казахского ковроткачества

Название технологий ковроткачества Технологические сведения и приемы
1 2 3
1 Тукти клем ворсовые ковры. Ворсовые ковры были обязательной и важной частью приданого невесты, ценными подарками на празднествах. Они украшали юрту. В композиции казахского ковра выделяют центральное поле - кол и каймовую раму - корган, коршан. Каймовые рамы состояли из нескольких орнаментальных полос: гул, жапырак, жулдыз, кошкар муйиз, ботагоз и другие.


2 Такыр клем безворсовые ковры. Они ткались практически на всей территории Казахстана. Самый распространенный способ создания безворсового ковра - алаша терме. Лицевая и обратная стороны ковра имеют одинаковый рисунок. Терме имеют полосы с тканым рисунком в виде ромбов с роговидными узорами. Основные цвета: красный, черный, синий или красный, зеленый и желтый
3 Араби клем создали арабы, переселившиеся в Среднюю Азию. Узоры в Араби клем располагаются по вертикали и разграничиваются цветными полосами. Композиционными мотивами являются ала бас - пестрая голова, карга туяк- след вороны, бота гоз - глаз верблюжонка
4 Текеметы использовались в юрте как напольные ковры
5 Сырмак войлочные ковры, выполненные мозаичным или инкрустационным способом. Трудоемкие сырмаки украшают стену юрты. Аппликация однотонными по белому полю, шнуровая вышивка по однотонному войлоку
6 Шашакты сырмак нарядные кошмы с бахромой из окрашенного конского или козьего волоса. Войлочные ковры выполнялись способом мозаики, аппликации, вышивки


7 Курак лоскутное шитье. В казахском быту лоскутным шитьем выполняются многие предметы: курак корпе - одеало, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеало для пеленания ребенка
8 Шым ши узорные циновки. Технология создания циновки проста: стебли степного тростника - чия - очищают, накалывают рисунок, а затем по рисунку, чия обматывают цветной шерстю. Технологические схемы можно подкреплять наглядным изображением ковров. Это обеспечит правильное восприятие учебного материала.

На занятиях по лепке, аппликации знакомство с искусством казахского народа можно продолжить через ознакомление с технологией войлоковаляния. Педагог раскрывает особенности изготовления ковров разными технологическими способами. Безусловно, наглядное изображение, подкрепленное интересным рассказом, оживит педагогический процесс.

При планировании занятий по лепке, ручному труду используются знания об организации ювелирного дела среди казахов. Нужно не только знакомить с технологией их изготовления на занятиях, но прививать любовь к искусству родного края, родного народа. Следующие ювелирные украшения можно предложить рассматривать на занятиях, и некоторые элементы для изготовления детьми на занятиях по лепке из пластилина или соленого теста:

Таблица 2.7 - Технологии ювелирного искусства казахов
Название ювелирных украшений Технологические сведения
1 2 3
Г оловные украшения это многочисленные серьги, заколки для тюрбана
Подвески для волос шашбау, шолпы
Серьги сырга, их названия связаны с формой и материалом
Шейные и нагрудные украшения моншак, тана, алка, бой тумар, капсырма
Тана круглая брошь, орнаментированная чеканкой, гравировкой, перламутровыми вставками.
Ониржиек массивное украшение с вертикальным ярусным построением узорных пластин
Алка состоит из сцепленных монет, камней или стекол в оправе, медальенов, гравированных, чеканных или филигранных
Бой тумар специальное украшение с полой треугольной коробочкой или полой цилиндрической трубочкой с конусообразными концами, куда закладывалась бумажка с молитвами, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерстью.
Украшения для рук браслет блезик, жузик - кольца, сакина - перстень. Венчики колец были разнообразной формы: круглые, многогранные, прямоугольные, квадратные, грушевидные, овальные


Капсырма парные застежки с петлей или крючком для
женского камзола

Обогатить знания детей о быте казахского народа необходимо через ознакомление с художественной обработкой дерева и кожи. Особую ценность будут иметь наглядные материалы, свидетельствующие о технологии изготовления предметов быта. Так, например, из дерева готовились следующие предметы быта казахского народа:

Предметы посуды: ожау, саптыаяк - черпаки для разлива кумыса, тегене - миски для кумыса, тостаган - глубокие чаши, астау - блюда для мяса.

Мебель: тосагаш - кровать, сандык - сундук, адалбакан - вешалки, жук аяк - подставки для вещей, бесик - кроватка для новорожденного.

Музыкальные инструменты: домбра, кобыз, адырна.

О художественной обработке кожи педагог может рассказать, используя красочные иллюстрации из журналов, демонстрации изделий из кожи. Он поясняет, что кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления поясов, домашних сосудов, ковров, сундуков, конских принадлежностей. Основной прием украшения кожи - тиснение.

Шелек -ведра- выполнялись из кожи верблюда.

Саба - бюрдюк из конской или воловьей прокопченной кожи.

Торсык - изящные сосуды из шейной части конской шкуры в форме секиры.

Особую значимость приобретает наглядный материал, так как у детей предшкольного возраста преобладает наглядно-образное и наглядно­действенное мышление. На занятии по лепке на тему «Пляшущие человечки», целью которого являются учить лепить фигурки человека, передавать несложные движения, используется следующий материал: фигурки человечков

в разных формах или комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах, одноцветный пластилин или глина. Воспитатель вместе с детьми рассматривает фигурки человечков, обращает внимание детей на положение рук и ног, просит описать позу словами, чтобы обратить внимание на самое существенное. Затем воспитатель предлагает вылепить из пластилина или глины человечка в такой же позе, в какой он изображен на карточке или фигурке. Дети ищут способы передачи движения. Если они быстро справляются с заданием, можно предложить вылепить человечка в какой-либо позе по желанию. Можно предложить детям изменять позу вылепленного человечка. Дети поднимают у него руки, ставят их на пояс, сгибают в локтях, пытаются показать, что человечек идет или бежит.

На каждом занятии необходимо детям напоминать о правилах пользования ножницами, клеем, следить за чистотой и порядком на рабочем месте. Важно обращать внимание на поэтапность выполнения работы, использовать технологические сведения о свойствах бумаги, глины, пластилина и других материалов. Приводим в пример разработку учебной деятельности детей предшкольного возраста по ручному труду, где наглядно можно увидеть, как воспитатель формирует культуру работы ребенка, обучая правилам безопасности труда:

Ручной труд. Тема: «Цыпленок»

Программные задачи: обучать правилам безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами (бумагой, картоном, ножницами, клеем); организация рабочего места; дать сведения о видах бумаги, ее назначении; воспитывать аккуратность.

Материал: различные виды бумаги (бархатная, мраморная, глянцевая, шагреневая, тисненая, серебряная, картон, чертежно-рисовальная и др.), ножницы, клей, кисточки, образец поделки «Цыпленок».

Содержание занятия Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня, дети, я расскажу вам о бумаге, о том, какими свойствами она обладает и как применяется, а также раскрою небольшие секреты ее исполь­зования. Как же появилась бумага? Давным-давно люди использовали камень и глину. Затем их заменили деревянными дощечками, которые были покрыты слоем воска. Позднее для письма стали использовать шкуры телят и овец, но стоили они очень дорого. Прошло много времени, и появилась бумага. Из чего же она? А начинается бумага в бескрайних лесах. Из леса деревья поступают на бумажный комбинат. Отсюда, превратившись в материал белого цвета - целлюлозу - бумага продолжает дальнейший путь на бумаго-делательные машины.

Бумага поистине обладает чудодейственными свойствами. Есть особые сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича: они и в огне не горят, и в воде не тонут. Выпускают бумагу тоньше человеческого волоса. Существует множество сортов бумаги, например (воспитатель показывает детям образцы бумаги):

глянцевая бумага - это ярко окрашенная бумага с блестящей поверхностью;

мраморная бумага - тонкая, блестящая, напоминает мрамор;

шагреневая бумага - бывает плотной и мягкой; рисунок на ней напоминает измятую бумагу;

тисненая бумага - плотная, прочная, с рельефным рисунком;

бархатная бумага - плотная, имеет бархатистую поверхность;

серебряная и бронзовая бумага - окрашена алюминиевой или бронзовойкраской;

картон - толстая, очень твердая бумага;

ватман - чертежно-рисовальная бумага, плотная, прочная, с шероховатой поверхностью.

Все перечисленные виды бумаги используются в оформительских работах, аппликациях и имеют свои особенности, свойства, о которых нельзя забывать.

Так, например, бархатная бумага плохо приклеивается, поэтому требует густого сильного клея. А серебряная и бронзовая бумага используются в основном в аппликации на елочных украшениях.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами безопасности труда и

личной гигиены при работе с материалами и инструментами:

1. Давать ножницы товарищу и ставить их в стакан можно только кольцами вверх, а не острыми концами.

2. Нельзя размахивать ножницами и использовать их как указку.

3. Чтобы во время работы клей с кисточек не капал и не пачкал стол, необходимо пользоваться подставками. Их можно самим склеить из картона или ватмана.

4. Для прорисовывания контуров нельзя пользоваться химическими карандашами, так как они могут испортить аппликацию.

5. Клейстер раскладывают в любую невысокую посуду: пластмассовые розетки, солонки и др. Посуду сразу же после работы следует мыть, чтобы на ней не засыхал клейстер.

6. При работе с клеем необходимо иметь влажные и сухие тряпочки: влажные для протирания рук от клея, сухие - для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клейстера. Тряпочки всегда должны быть чистыми.

7. Вырезанные из бумаги изображения для аппликации промазывают клеем или клейстером на заранее заготовленном листе бумаги. Обрезки от бумаги нельзя бросать на пол.

Воспитателю также необходимо рассказать об организации рабочего места. За каждым ребенком закрепляется постоянное рабочее место.

К занятию дети готовятся заранее: застилают стол бумагой, ставят в правый угол стола стакан с ножницами, кистями для клея, линейкой, карандашами. Рядом со стаканом помещают посуду для клейстера, ящик для обрезков бумаги, раскладывают стопкой листы бумаги для промазывания клеем изображений, кладут тряпочку для снятия клейстера. После занятия проводится уборка возле рабочего места.

Далее детям предлагается сделать очень простую поделку из цветной бумаги - цыпленка.

Технология изготовления цыпленка:

1. На желтой бумаге отмерить три одинаковые полосы, ширина каждой равна 40 мм, длина - 150 мм. Напомнить детям об экономном использовании бумаги.

2. Вырезать три полосы и склеить их таким образом, чтобы получились 1 маленький овал и 1 большой из 2-х полос.

3. Далее, используя шаблоны, на красной бумаге начертить контур клюва, лап и двух крыльев, вырезать и наклеить их на овалы. На маленький овал - клюв, на большой - крылья и лапы. Затем фломастером нарисовать глаза.

Самостоятельная работа детей

Напоминать о правилах безопасности и личной гигиены при работе с материалами и инструментами.

Анализ детских работ

Оценить работу детей.

Занятия должны носить воспитывающий характер. На каждом занятии, наряду с учебными задачами, необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиций. Например, на занятии по конструированию на тему «Мост» воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением мостов, предлагает их рассмотреть. Дети отмечают красоту,необычность архитектурного решения. Ребята выделяют главную часть моста - опоры.Изменяя ее, можно получить разную конструкцию мостов (высокую, низкую, узкую, широкую, длинную, короткую). Дети выделяют этапы создания конструкции, устанавливают зависимость: чем круче спуск, тем больше скорость съезжающей машины; пологость и крутизна спуска зависят от их длины. После этого воспитатель предлагает детям объединиться в группы по 2-3 человека; каждая подгруппа получает задание построить мост либо через реку для пешеходов, для транспорта, над железной дорогой; через широкую реку, через небольшую узкую реку и т.д.

В учебно-методических комплексах по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду были предложены педагогу предшкольных классов в педагогическую копилку элементы игровой технологии, театральной педагогики, поэтапного выполнения действий, моделирования ситуации и т.д.

Например, вдидактической игре «Оденем кукол на прогулку», целью которой является упражнять детей в нахождении оттенков темнее или светлее данного цвета, воспитателем предлагается поэтапное выполнение действий. В занятии используются следующие материалы: на каждого играющего - карточка с изображением мальчика в куртке или девочки в пальто, разных по цвету; маленькие конвертики, где лежат шапочки и сапожки для кукол такого же цвета, но темных и светлых оттенков (по две шапочки и по две пары сапожек). Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с изображением куклы и конвертик с шапочками и сапожками. Объясняет, что куклы еще не полностью одеты для прогулки и предлагает выполнить следующие игровые задания:

1. Наденьте на кукол шапочки и сапожки светлее, чем пальто или куртка.

2. Наденьте сапожки и шапочки темнее, чем пальто или куртка.

3. Наденьте шапочки темнее, а сапожки светлее...

4. Наденьте шапочки светлее, а сапожки темнее.

После выполнения каждого задания воспитатель спрашивает у детей, как они одели кукол на прогулку. Дети называют цвет пальто и говорят об оттенках цвета шапочки и сапожек по сравнению с пальто или курткой. Алгоритм действий в данном случае помогает детям в усвоении нового материала. Важно учитывать то, что в предшкольных классах будут заниматься дети с различным уровнем психического, физического, умственного развития, и, следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям обеспечить достаточный уровень готовности ребенка к обучению в школе.

В условиях села организация занятий по изобразительной деятельности приобретает определенные специфические особенности. Большие трудности создает низкая материально-техническая база детских садов и школ. Немаловажную роль играет и проблема профессиональных кадров. Особое внимание следует обратить на готовность педагога к работе в предшколе. Огромный потенциал содержит в себе семейное воспитание. Это должно стать основополагающим моментом в организации учебно-воспитательного процесса в условиях предшколы на селе. Нельзя не учитывать проблему оснащенности учебно-методической, научной, специальной литературой сельских детсадов и школ.

В конце года может быть организована выставка детских работ, выполненных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Педагог должен поощрять творчество детей, подбадривать их. Более того, знание педагогом особенностей и требований к организации занятий по изобразительной деятельности в предшкольных классах обеспечит успешное усвоение детьми знаний, умений и навыков по предмету.

Таким образом, реализация концепции педагогического процесса по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду в предшколе сопряжена с организационно-методическим обеспечением педагогического процесса, а именно с созданием учебно-методических комплексов, содержащих технологические карты, схемы, сведения не только о технологиях рисования, лепки и других видов деятельности, но и методический инструментарий к их выполнению.

<< | >>
Источник: АУБАКИРОВА РАХИЛА ЖУМАТ АЕВНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). 2016 {original}

Еще по теме 2.2 Методическое обеспечение реализации концепции технологизации педагогического процесса на примере изобразительнойи конструктивной деятельности детей предшкольного возраста:

  1. АУБАКИРОВА РАХИЛА ЖУМАТ АЕВНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), 2016
  2. Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  3. Заславская Елена Алексеевна. Педагогическое проектирование учебно-методической деятельности технического вуза, 2014
  4. Г. А. Мишина ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА-ДЕФЕКТОЛОГА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
  5. Структура социально-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса и уровни ее реализации
  6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
  7. Тема 3. Социально-педагогическая деятельность как способ реализации социальной политики
  8. Глава 2. Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки
  9. Приложение 13 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ курса коррекционно-развивающих занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов и речи (авторН.А. Румега)
  10. ГЛАВА 2 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ КОНСТРУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ
  11. § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  12. 1.3. Сущность и особенности становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки
  13. И. И. Терлюкевич, Н. И. Мушинский ЛОГИКА И ЭТИКА П. АБЕЛЯРА КАК ПРИМЕР КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА НАУКИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
  14. 2.5. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.5.1. ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ                                            ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -