>>

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХЦИВИЛИЗАЦИЯХ. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА

Источники изучения проблем воспитания и обучения в древних обществах • Культура Древнего Египта, Индии и Китая • Педагогика Древней Греции: Спарта и Афины • Семейное и школьное воспитание в Древнем Риме

Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно.

Так и достижения людей в знаниях, искусствах и устройстве общественной жизни происходили медленно, с частыми остановками и даже возвращениями назад — к более низким ступеням. Тем не менее человечество идет вперед, совершенствуясь, и это совершенствование называется прогрессом. Но не все народы одинаково рано вступили на путь культурного прогресса и не все одинаково быстро идут по этому пути. Об этом свидетельствуют вещественные памятники, оставленные людьми: постройки, орудия, игрушки, утварь, украшения и т. д.

Одним из самых древних памятников истории является человеческая речь. Хотя звуки речи с течением времени изменяются, лингвистике (науке о языке) нетрудно понять законы этих изменений. Современным ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собой, т. е. происходят из одного общего корня. Так устанавливается родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках. С другой стороны, если у родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т. е. незаимствованное), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у последних было данное слово, то было и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики жизнь древних цивилизаций помогает осветить и фольклор — народные песни, пословицы, загадки, игры, обряды, обычаи. Ока-

зывается, что многое в фольклоре очень древнего происхождения.

Например, в играх сохранились следы языческих культов, а в обрядах — отражение давно исчезнувшего быта.

Еще один источник наших сведений о прошлой жизни — письменные памятники. Из них с наибольшей обстоятельностью и достоверностью можно узнать, как тогда люди жили и что думали. Такие свидетельства появились у различных народов в разное время. Например, у древних египтян — за целые тысячелетия до н.э., а у русских — в конце первого тысячелетия. Уже в каменном веке люди делали попытки зарисовывать интересовавшие их предметы, и это было не только началом живописи, но и началом письменности. Самое раннее письмо было идеографическим, т. е. графически изображались не звуки слов, а изображения предметов, а так как подобным образом нельзя передать отвлеченные понятия, то для последних придумывались условные знаки (символическое письмо). С течением времени изображение предмета упрощалось, превращаясь в знак, который только напоминал предмет. Дальнейший шаг на пути развития письменности заключался в том, что посредством знаков стали изображать звуки речи. Сначала это делалось как в ребусах: изображение предмета должно было обозначать собой составную часть слова (слог), так возник силлабический (слоговой) способ письменности. Разложение слогов на отдельные звуки привело к изображению особыми знаками уже не слогов, а их составных частей. Изобретение азбучного письма завершило собой развитие искусства записывать события, мысли и т. п. Материал для записей употреблялся различный, но обязательно прочный (камень, кирпичи, металлы), который оказался способным сохранить до нашего времени древнейшие записи человека.

Воссоздать картины доисторического быта помогают нам и наблюдения за бытом народов, находящихся на низкой ступени культурного развития. Особенно важное значение эти наблюдения имеют для изучения занятий и образа жизни, общественного устройства и понятий наших предков. Значительный вклад в изучение быта таких народов внес замечательный русский путешественник Н. Н.

Миклухо-Маклай, долгое время проживший среди папуасов Новой Гвинеи и описавший их жизнь.

Зачатки культурной жизни появились с переходом человечества к оседлому образу жизни. Только переход к земледелию, прикрепив человека к месту, способствовал возникновению большего разнообразия занятий и более сложных форм общественной жизни. Лишь у народов, занимавшихся земледелием, стала развиваться обрабатывающая промышленность и торговля.

Воспитание подрастающего поколения народов, живших родовым строем, было очень простым. Они знакомили детей с названиями животных, их повадками, приемами и способами скотовод-

i I mi Онучами их 1лкже ini oiiiiiiiciuno земледельческих орудий, выращиванию imiimmii.ix культур, ремеслу. Большое значение в вое - ии it 111111 ле I eii имели и языческие религии. С одной стороны, об- iiiitd купы ( г. с. поклонение богам) сближал между собой людей и создавал чувство принадлежности к одному народу. С другой — вера и то, ч то боги карают дурные дела, в известной мере сдерживала грубые инстинкты человека и была одним из важных средств нравственного воспитания. Наконец, размышления о божественном отрывали мысль человека от повседневных забот и зарождали в нем интерес к отвлеченному знанию, из которого позднее и развились философия и наука. В связи с религией развивалось и искусство. Первыми скульптурными изображениями были идолы, а первыми памятниками архитектуры — храмы и погребальные сооружения.

Странами, в которых ранее всего возникли большие государства и были достигнуты первые крупные успехи в образованности, были Египет, Индия и Китай.

Египтяне были самым древним народом, оставившим множество замечательных вещественных памятников культуры. Более чем за 3 тысячи лет до н. э. они изобрели письменность, известную под названием иероглифической. Чтение и письмо были широко распространены в Египте. Вообще в этом государстве общественным достоянием считались следующие духовные блага, дарованные богами всем египтянам: язык, письмо, почитание богов, знание звезд, музыкальное искусство и искусство ухода за телом.

В области научных знаний они особенно преуспели в геометрии и астрономии, которые возникли из практических потребностей определить продолжительность года (который они разделили на 12 месяцев по 30 дней с 5 добавочными днями) и перемерять землю после наводнений. В Древнем Египте существовали также начатки географии и медицины.

В Индии основу культуры составляли браманизм и буддизм. Религией же определялась и высшая цель воспитания. На воспитание влияло также существовавшее с древних времен разделение народа на касты (браминов, воинов, земледельцев и париев). Уже по факту рождения ребенок принадлежал к той или иной группе населения и в ней должен был находиться всю жизнь. Поэтому основные задачи воспитания состояли в том, чтобы каждый изучил права и обязанности своей касты. Это достигалось многократными повторениями и страхом наказания. Основу индийского образования составляла так называемая ведическая литература. В Индии сформировался литературный язык, получивший название санскрита (что значит «совершенный» или «украшенный») и выработалось азбучное письмо, примечательное тем, что самые тонкие оттенки произношения передавались отдельными буквами (одних согласных букв было 33). Древние индусы создали философию, раз-

работали грамматику. Даже так называемая арабская система цифр происходит тоже из Индии.

Образование и воспитание в Китае шли особым путем и представляли собой восточный тип. В основу быта китайцев было положено семейное начало: отец пользовался безграничной властью над детьми, дети обязаны были безусловно повиноваться ему. Такой же властью был наделен китайский император, который считался отцом всех своих подданных. Кто уважает своих родителей, тот будет уважать и императора. Не меньшей почтительности требуют китайские правила от учеников к их учителям и воспитателям. «Всю жизнь, — говорят правила, — должно почитать воспитателя как отца». Уважение к учителю переходит вообще в почтение к старости, которая своим опытом в состоянии поучать юношество и давать ему советы.

Воспитание у китайцев до 20-летнего возраста разделялось на три ступени:

до 10 лет мальчики воспитывались дома; они учились правильно говорить, считать, ориентироваться в пространстве и времени; их приучали к хорошим манерам и повиновению старшим;

с 10 лет начиналось обучение в школе: учитель обучал чтению, письму и счету, наставлял в музыке, пении;

с 15-летнего возраста для большинства завершалось обучение, и только незначительная часть учеников поступала в высшие школы.

Классические произведения, которые составляют основу китайского образования, изложены в книгах Кинг и Шу, составление которых приписывают китайскому мудрецу Конфуцию (ок. 551 — 479 до н. э.).

Древняя Греция была страной множества небольших городов- государств (полисов). В истории Греции особо важное значение имели Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). В союзе между собой эти два государства отстояли независимость Греции. Но в дальнейшем между ними возникло соперничество. Спарта являлась оплотом всех аристократических и консервативных сил Греции, тогда как в Афинах получили развитие демократические тенденции. В каждой из них сложились системы воспитания, отражавшие своеобразие развития каждого из государств.

Воспитание в Спарте. Главным источником по истории Спарты в ее ранний период является биография Ликурга, написанная древнегреческим историком Плутархом. Ликург — личность легендарная, по преданиям, им был создан государственный строй Спарты.

Спарта занимала юго-восточную часть Пелопоннеса (долина реки Эврота, ограниченная с запада и востока горными хребтами). В Спарте были пахотные земли, пастбища и леса, в которых водилось много дичи, а в горах Тайгега — железо, из которого местные жители делали оружие.

Население Спарты состояло из полноправных граждан государства — спартиатов, лично свободных людей, а также периэ- ков и гелотов. Спартиатов в эпоху процветания было около 9 тыс. на 370 тыс. периэков и гелотов, которых они удерживали силой под своей властью.

Поэтому Спарта была прежде всего общиной воинов, и вся организация быта, вся система воспитания были направлены на то, чтобы сделать из спартанца идеального воина.

Воспитанием детей спартиатов ведало государство, которое распоряжалось жизнью ребенка с момента его появления на свет. Новорожденных осматривали на предмет его годности к будущей военной службе, и хилых младенцев умерщвляли.

До 7лет дети жили в семье, где за ними присматривали опытные кормилицы, которые приучали детей быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, не капризничать, не плакать, легко переносить голод.

С 7 до 18 лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Преподаватели (педономы) нередко нарочно ссорили детей, доводя конфликты до драки, — это был один из способов выявления характера будущего воина.

Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босиком и с непокрытой головой, скудно питались и подвергались жестоким телесным наказаниям, которые должны были переносить без криков и стонов. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконичная речь) даже вошла у греков в поговорку.

С 18 до 20 лет юноши поступали в эфебий, где проходили подготовку к воинской службе.

В 20 лет вступали в войско. По достижении совершеннолетия прекращалось государственное воспитание юношей. Они становились самостоятельными гражданами, но не превращались в частных людей. Спартанец становился пожизненно мобилизованным, и даже быт определялся военной организацией.

Воспитание девушек почти не отличалось от воспитания мальчиков. Их развивали физически (учили бегать, бороться, бросать диск, копье) и нравственно, а также готовили к тому, чтобы стать матерями здоровых и крепких детей.

Система воспитания в Спарте по содержанию была военно-гимнастической, а по организации — государственной. Государство следило за тем, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законами образа жизни.

Воспитание в Афинах. Более высокий, чем в Спарте, уровень экономического и политического развития Афин создавал и более благоприятные условия для развития культуры. Афины были центром торговли с другими городами-государствами и со странами Востока. В Афинах большого расцвета достигли философия, математика, естествознание, блестящее развитие получили архитектура и скульптура, литература, ораторское искусство, театр.

Воспитание в Афинах было делом более частным, чем государственным. Государство только наблюдало за воспитанием юношества и обеспечивало каждому гражданину возможность получать сообразно с его материальными средствами воспитание и образование (как физическое, так и духовное).

До 7лет ребенок рос в семье под руководством матери, кормилицы, няни и других женщин. Первоначальные заботы о новорожденных лежали на матери, кормилице и няньке. Детской колыбелью служили обычно корыта или висячие плетеные корзины. Когда кормилица через год-полтора завершала кормление ребенка, к нему приставлялась нянька. Теперь она заботилась о питании ребенка, которое готовила из меда, молока, хлеба; она же выносила ребенка на воздух и сопровождала с ним мать при посещении гостей и во время особо торжественных случаев. Чтобы ребенок заснул, нянька напевала ему колыбельные песни, укачивала. Для этих же целей использовались изобретенные пифагорейцем Архитом детские погремушки. Первые попытки ходить предоставлялись самому ребенку — няньки только наблюдали за его попытками. По мере роста ребенка его игры становились все сложнее и осмысленнее. Погремушки сменялись лошадками, играми в кубики и в волчок дома и на открытом воздухе. Примерно в 5 лет наступало время игры в черепки. Игра заключалась в том, что небольшие плоские камешки бросали по поверхности воды и считали, сколько раз те подпрыгивали. В этом же возрасте дети играли в веревочку, с обручем, мячом. Они всегда ходили обутые и причесанные. Волосы девочек, кроме того, закалывали дорогим, красивым гребнем.

В 7 лет имя мальчика заносилось в «белую» книгу, при этом отец клятвой подтверждал, что ребенок — его сын. С этого времени место няни заступал старый надежный слуга, дядька, называвшийся педагогом. Он повсюду сопровождал своего питомца, наблюдал за его поведением, предупреждал совершение проступков. В редких случаях педагог обучал его.

Для обучения дети обычно посещали школы (с 7 до 16 лет). Учебного курса, обязательного для всех, не было, требовалось только, чтобы все обучались гимнастике и музыке. Каждый афинянин, если хотел быть образованным человеком, должен был пройти установленный учебный курс у грамматиста, обучавшего чтению, письму и счислению, курс музыки в школе кифариста и курс гимнастики в палестре (школе борьбы). Обучение грамоте велось бук-

вослогательным методом, обучение письму — по образцу. Писали на восковых дощечках заостренной палочкой (стилом). Система физического воспитания ставила своей задачей не только выработку силы и выносливости, но и гармоническое развитие человеческого тела.

С 16 лет юноши продолжали совершенствовать свою физическую подготовку в государственной школе — гимназии. Помещение «гимнасии» было также местом, где философы беседовали с учащимися. Система образования завершалась в Афинах двухлетней военной подготовкой в эфебии.

Женщины в Афинах получали, как правило, домашнее воспитание и образование. Их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах. Особое внимание обращалось на обучение ведению домашнего хозяйства, шитью и рукоделию.

Воспитание в Афинах имело многосторонний характер. Оно включало в себя физическое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Занятия в школе

Несмотря на различный характер воспитания в разных частях Греции, можно отметить и общие особенности, характерные для греков, — это ответственность взрослых за воспитание подрастающего поколения. Так, в Спарте военачальники, государственные деятели посещали воспитательные учреждения и вели с детьми беседы на моральные темы, присутствовали и сами участвовали в состязаниях, играли вместе с детьми. Например, играя вместе с детьми, спартанский царь Агезилай не стыдился ездить на палочке верхом. В Афинах Сократ сам не раз участвовал в играх с детьми. Гераклит устраивал около храма Дианы в Эфесе игры для мальчиков. Отказывавшийся от всяких почестей при жизни, Анаксагор в

своем завещании просил как лучшей почести, чтобы в день его смерти были устроены игры детей.

Часто палестры и гимназии устраивали в одном здании, и в то время как в первых дети играли, во вторых подростки и юноши состязались в физических упражнениях, а в соседних залах ученые мужи и военачальники, философы и поэты, ораторы и артисты вели между собой продолжительные разговоры, читали свои сочинения, пели.

Школы были для детей любимым местом пребывания. Именно здесь создавался тот тип грека, которого история рисует нам так: мощный, стройный, элегантный, любитель поэзии, философии, музыки, наук и физических упражнений, отличавшийся бодростью духа, трезвым умом и завидным здоровьем, позволявшим ему жить до глубокой старости.

Идеи о воспитании детей дошкольного возраста, впрочем, как и сама педагогика, развивались в рамках единой науки — философии. Философы и государственные мужи Древней Греции искали ответы на волнующие их вопросы, такие, как значение, роль и место государства в жизни общества, гармонизация общественных отношений, общественные институты, семья как основная опора государства. Выход виделся в проведении реформ, способствующих улучшению морального состояния греческого общества.

Одним из идеологов государственного подхода и был Платон (427 — 348 до н. э.), толчок к философскому развитию которого был дан его гениальным учителем Сократом (469 — 399 до н. э.). В диалогах «Государство» и «Законы» он изложил свои взгляды на организацию воспитания в государстве идеального общественного порядка. Государство Платона зиждется на идее общего интереса, а не интересов отдельной личности или групп личностей. Для осуществления этих задач Платон привлек самые разнообразные средства, как заимствованные из практики Египта,

Спарты или Крита, так и изобретенные им самим. Государственная власть абсолютна — она находится в руках лучших людей, которые в состоянии руководствоваться во всех делах и по

ступках стремлением к общественному благу. Выполнение трех важнейших функций: производительной деятельности, защиты от врагов и управления — должны выполнять три сословия (земледельцы и ремесленники, воины и философы-правители), труд которых строго специализирован. Строгого разграничения по происхождению нет — лучшие из детей земледельцев и ремесленников принимаются в сословие воинов, а лучшие из воинов — в правители.

Общественное воспитание детей из сословия воинов начинается с игры. Детей 3—6 лет собирают в определенном месте, и специально назначенные женщины руководят их играми, следя за порядком. С 7 до 10 лет основной вид деятельности детей — гимнастика и танцы. С 10 лет начинается обучение чтению и письму, с 14 — музыке и пиитике, а с 16 лет дети приступают к изучению арифметики, геометрии и астрономии. С 18 до 20 лет юноши занимаются военными упражнениями. В 20 лет наиболее одаренные приступают к высшему циклу образования. Наконец в 50 лет наиболее талантливые вступают в полноправные члены группы философов- правителей. Этот план воспитания касался только воспитания детей воинов и философов-правителей.

Концепция Платона — это, пожалуй, первая попытка рассмотреть вопросы воспитания детей в системе — от воспитания дошкольников до подготовки правителей государства.

Еще один представитель эллинской философии — Аристотель (384 — 322 до н. э.) создал личностно ориентированную концепцию государства. В своем философском трактате «Политика» он изложил свои взгляды на педагогические проблемы, волновавшие его современников. По Аристотелю, государство состоит из союза граждан, соединяющихся для выполнения государственных функций в силу естественного стремления. Это стремление формируется у граждан в результате полученного ими воспитания.

Результаты воспитания определяются природой человека, привитыми навыками и полученным образованием. Отсюда и цель воспитательно-образовательной деятельности: образование нравственных граждан. Ремеслу и физическому труду обучают настолько, насколько это необходимо для свободного человека. До 5 лет основное занятие для детей — игра и развитие речи. С 5 до 7 лет ребенка готовят к школе. С 7 лет начинается начальное обучение с преобладанием физического воспитания. С 14 до 17 лет эстетическое воспитание сочетается с обу- Аристотель              чением музыке, рисованию и наукам.

С 17 лет до 21 года главной становится военно-гимнастическая подготовка.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педа- /огшеу и дальнейшее развитие педагогической мысли.

Платон и Аристотель были не только теоретиками воспитания, НО и создателями высших школ («Академия» Платона и «Лицей» Аристотеля). Кроме преподавания в своей школе Аристотель занимался воспитанием Александра Македонского, которому он сумел дать чрезвычайно широкое образование.

Рим наследовал культурные традиции Греции. Но вместе с тем на протяжении многовековой истории в Риме сложилась определенная практика семейного и школьного воспитания. Римское воспитание определялось характером римского народа, отличительными чертами которого были уважение к семейной жизни и признание прав женщины в семейной жизни. Мужчины тоже принимали участие в воспитании детей. Новорожденный ребенок признавался отцом, поднявшим его на руки. Это означало, что отец обязан был заботиться о дальнейшем его воспитании. Ребенку давалось имя — девочке на 8-й день после рождения, мальчику — на 9-й. Впоследствии день этот торжественно праздновался. После этого ребенок передавался на попечение матери, кормилице и няньке, которая потом, при воспитании девочки, занимала место педагога. Главную роль в нравственном воспитании как мальчиков, так и девочек играла мать. До 6 лет дети оставались дома. Элементарное обучение начиналось на 7-м году и переходило в руки «литератора», преподававшего в школе. У него дети учились читать. Обучение велось силлабическим методом: название и порядок букв заучивались раньше, чем учащиеся узнавали их значение. Затем к чтению присоединялось и письмо. Писали на восковых дощечках, на которых учитель проводил стилом глубокие линии и потом разрешал ученику самому обводить их.

После приобретения учениками определенных навыков в чтении и письме букв следовали упражнения в правильном произношении слов. Так постепенно доходили до чтения поэтических произведений. Вместе с обучением письму обучали счету. Дети считали по пальцам, на камешках, на мелких монетках и аспидной доске.

Успешно завершив курс учения в элементарной школе, ученик переходил в грамматическую школу, где преподавали греческий язык, литературу, риторику, историю. В последние годы существования республиканского Рима появились школы риторов, где юноши знатных фамилий готовились к занятию высоких должностей в государственной службе.

С возникновением Римской империи (II в. до н. э.) государство стало все больше вмешиваться в постановку образования (в первую очередь высшего — философского и риторического). Императоры превратили школы риторов в государственные, целью кото-

рых была подготовка чиновников. Римские императоры покровительствовали высшим школам. Так, Юлий Цезарь даровал право римского гражданства преподавателям «благородных искусств», большинство из которых были греками. Веспасиан (9 — 79) назначил жалованье из государственной казны пре-

Риме. Адриан (76—138) кроме дарования льгот риторам, врачам, философам основал в Риме специальное здание для чтения лекций — Антей; в Афинах построил гимназию с большой библиотекой. Марк Аврелий Философ (121 — 180) создал в Афинах университет и давал деньги каждой из четырех основных философских школ (академической, лицейской, стоической и эпикурейской) на учреждение новых кафедр словесности и философии. Феодосий II в 425 г. организовал университет в Константинополе. В этом университете была 31 штатная кафедра: по 10 профессоров латинской и греческой грамматики, три латинских и пять греческих риторов, два профессора права и один профессор философии. Подобного рода школы существовали и в других городах обширной империи. В них получили образование и отцы христианской церкви. Так, Григорий Богослов провел 10 лет в высшей школе Афин. Там же получил образование и Василий Великий.

Конец этой образовательной системе наступил с великим переселением народов и постепенным распадом почти всех общественных организаций. Школы Восточной империи тоже много терпели от нападения на отдельные провинции арабов, турок, славян и других врагов империи. Тем не менее в некоторых центрах Византийской империи и в ее столице Константинополе традиции образования держались в течение всех средних веков, до самого взятия Константинополя турками.

Вопросы воспитания занимали значительное место в сочинениях древнеримских мыслителей. Наиболее значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли Марк Фабий Квинтилиан и Плутарх.

Марк Фабий Квинтилиан (42 — около 100) — известный римский оратор и педагог. Был первым преподавателем, получавшим по тому времени довольно большой государственный оклад и носившим звание профессора красноречия. В сочинении «О настав-

лении оратора» Квинтилиан достаточно подробно изложил свои педагогические воззрения. Несмотря на специальный характер, этот обширный труд (12 книг) имеет много интересных мест, посвященных воспитанию и обучению. Первая книга этого обширного труда посвящена воспитанию детей от рождения до 6 лет.

В вопросах воспитания Квинтилиан исходил из потребностей практической жизни. Он предлагал, чтобы образование детей начиналось с самого раннего возраста и шло постепенно, согласно законам детского развития. Обучение должно начинаться как можно раньше — в игровой форме, поскольку именно первые элементы всякого знания особенно прочно откладываются в детской памяти. Первоначальное воспитание и обучение должно быть домашним. Но после хорошего домашнего воспитания ребенка необходимо передать общественной школе и общественным учителям. На первом этапе обучения чтению необходимо показывать детям написание и одновременно давать названия букв, не предлагая заучивать на память весь алфавит. Главное при этом — не спешить приступать к чтению слов до тех пор, пока ребенок не начнет различать буквы и легко соединять их в слоги. В обучении письму целесообразно предлагать ребенку обводить вырезанные на доске буквы, вначале держа его руку. За чтением и письмом должно начинаться основательное изучение не только содержания литературных произведений, но и их формы, языка.

Педагогические взгляды Квинтилиана оказали устойчивое влияние на педагогику последующих веков. В монастырских и соборных школах Западной Европы до XI в. очень часто следовали его указаниям. Потом на некоторое время следы его влияния исчезают и его работы забываются. Но с XIV в., когда ревностно принялись за изучение древностей, его сочинения «О наставлении оратора» долгое время служили источником, из которого ученые-гуманисты XV—XVI вв. черпали идеи для своих педагогических концепций.

Плутарх (50—120) — один из образованнейших людей своего времени, крупный государственный сановник — оставил после себя много исторических и философских сочинений. Для понимания педагогических взглядов Плутарха особенно важно его сочинение «О первоначальном воспитании». В нем изложена теория воспитания, построенная на старинных греческих началах меры и гармонии. В воспитании так же, как в искусстве и науке, все сводится к трем условиям: природе, обучению и упражнению. Одна природа человека

t)c I юн,шин слепа; обучение без природы недостаточно; упраж- ncmie оет содейстипи природы и обучения несовершенно. От при- /тОы ншиеит способности, от обучения — их развитие, от упражнении их практическое применение; все это вместе составляет высшее совершеннейшее образование человека, и если при этом недостает хотя Гgt;|,1 одного условия, то не будет достигнуто и совершенство человека, который не сможет усвоить истинных добродетелей.

Матерям необходимо самим кормить своих детей, как указывает сама природа. Они делают это гораздо охотнее кормилиц и тем скорее возбуждают в детях любознательность. Душа ребенка подобна воску, на котором легко отпечатываются уроки мудрости и добродетели. А когда он уже затвердевает, то так же трудно стираются, как трудно воспринимаются им новые впечатления.

По мысли Плутарха, хорошее воспитание в соединении с соответствующим обучением представляет главное и единственное средство, чтобы привести юношество к добродетели и счастью; все остальные блага (богатство, знатность происхождения и т. п.) оказываются ничтожными в сравнении с таким воспитанием и потому не могут быть для него целью. 

| >>
Источник: Егоров С.Ф., Лыков С. В., Волобуева Л.М.. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2001

Еще по теме ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХЦИВИЛИЗАЦИЯХ. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА:

  1. ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХЦИВИЛИЗАЦИЯХ. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -