<<
>>

3.54. Паневропейские системы экологическогомониторинга

  Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (LRTAP Convention) стимулировало разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества (ICP), подготовленных Рабочей группой Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций (UN/ECE) и призванных обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.
Среди них важнейшими являются: Европейская программа мониторинга переноса воздушных загрязнений (ЕМЕР), Программа лесного мониторинга (ICP-Forests) и Программа интегрального мониторинга (ICP-IM).

Российская сеть мониторинга загрязнения лесов (ICP-Forests) представлена исключительно на Северо-Западе РФ. Наблюдения по сети 32x32 км (первый уровень сложности) на этих пробных площадях ведут с 1993 г., а на территории Кингисеппского и Сланцевского районов удалось сформировать сеть 16 х 16 км и создать две площадки второго уровня сложности.

Программа включает две главные задачи: продолжающийся мелкомасштабный мониторинг воздушных выпадений загрязняющих веществ на лесные биоценозы; исследование причинно-следственных связей между значениями биоиндикационных параметров, характеризующих здоровье лесных экосистем, размером и составом нагрузок.

Решение обеих задач обеспечивается совмещением наблюдений первого (систематическое обследование площадок по сокращенному набору параметров и с низкой периодичностью) и второго (непрерывный многопараметровый мониторинг лесных систем с распознаванием факторов и процессов аэротехногенного загрязнения лесов) уровня.

Методы сбора проб, оценки биоиндикационных показателей и методы химического анализа прошли интеркалибровку со странами Северной Европы. Исследование базируется на методиках ЕЭК ООН и отечественных лесопатологических методиках.

Основным объектом наблюдений служат сосновые насаждения как наиболее чувствительные к атмосферному загрязнению.

Применяют кислотное разложение образцов при подготовке проб к анализу («мокрое» озоление), минимизирующее препараторские погрешности и наиболее согласующееся с идеологией используемых методов анализа, требующих высокой гомогенизации препаратов и постоянства состава их матрицы. Определяют содержание 16 элементов: Al, Ва, Са, Cd, Cr, Си, Fe (общее), К, Mg, Mn, Na, Ni, Pb, S, V, Zn, которые отражают специфику промышленных выбросов урбанизированных территорий.

Число и перечень исследуемых параметров согласованы с Международным центром проведения мониторинга. Аналогичные работы выполняют на территории соседних стран (Финляндия, Эстония, Швеция и другие страны практически всей Европы).

Каждая точка наблюдательной сети входит в международный банк данных Европейской Комиссии (Хельсинки), ежегодная ситуация отражается в международном отчете ООН «Forest condition in Europe», публикующемся в Брюсселе и анализирующем выполнение международных соглашений в рамках Конвенции (LRTAP).

Подчиняющиеся единым правилам сбора информации, единой методологии и обязательной интеркалибровке методик такие исследования поставляют данные, которые позволяют формировать многопризнаковый банк данных о состоянии природной среды и ее динамике в каждой отдельной точке, регионе, стране или части Европы.

Решение задач первого и второго уровня в Программе ICP- Forests и получение объективного представления о принципиальном характере процессов загрязнения территории собственными и внешними источниками к настоящему времени достигнуто. Результаты полевых наблюдений достаточно хорошо освещают территорию региона по сетке пробных площадей. Тем не менее нет полного пространственного представления о регионе в целом, о состоянии биоты его труднодоступных участков и территорий, не включенных в планы полевых работ предыдущих лет.

Интегральный мониторинг (ICP — Integrated Monitoring) предусматривает физические, химические и биологические измерения компонентов экосистем, проводимые одновременно в одних и тех же местах с заданной периодичностью. На практике осуществление интегрального мониторинга сводится к выполнению ряда частных подпрограмм, которые соединяют путем получения стандартного набора параметров (анализ межсредовых потоков вещества) и (или) путем получения стандартного набора параметров на замкнутых микробассейнах (причинно-следственный подход).

Междисциплинарная программа интегрального мониторинга ICP-IM служит частью стратегического мониторингового исследования, организованного UN/ECE. В мониторинговой иерархии ICP-IM занимает высший уровень международного сотрудничества и является источником сопоставимой многопризнаковой природоохранной информации о комплексном антропогенном воздействии на экосистемы, распространяющемся через границы климатических, геологических, ландшафтногеохимических природных зон и через границы государств. Конечно, для обеспечения информацией национальных структур, принимающих эколого-экономические решения, ICP-IM обязательно должен прибегать к помощи мониторинговых экологических систем более низкого уровня, в рассматриваемом случае — к данным ЕГСЭМ.

Программа ICP-IM выполняет три главные задачи. Контроль состояния экосистем (микробассейнов водосбора или площадок) и интерпретация наблюдаемых изменений как последствий действия экологических факторов, с целью создания научной базы для контроля эмиссий. Построение и подтверждение моделей отклика экосистем на типовые сценарии воздействий: а) с целью оценки отклика на реальные или прогнозируемые изменения загрязняющего стресса; б) с целью получения региональных оценок, согласующихся с данными съемок. Проведение биомониторинга для выявления изменений природных компонентов, особенно для оценки воздушного загрязнения и изменения климата.

Исторически сложилось представление об уровнях программы, которое исходит из полноты наблюдений по рекомендованному набору параметров и частоты сбора данных. На станциях интегрального мониторинга выполняют полный объем опробования и наблюдений за всеми компонентами окружающей среды. Кроме того, проводят исследования взаимоотношений «доза — отклик» между химическим загрязнением и биологическими эффектами. Это позволяет затем использовать гидрохимические, биогеохимические и биологические причинно-следственные модели, результаты оценок по которым обосновывают принятие управляющих решений в природоохранной и межгосударственной политике, например расчет критических нагрузок выпадений серы, азота, тяжелых металлов.

Поэтому к таким станциям предъявляют достаточно жесткие критерии по месту их расположения, в частности — отсутствие хозяйственной деятельности. Обычно их размещают на особо охраняемых территориях. Требования к таким станциям подразумевают наличие микробассейна гидросети, конечного местного водоема стока, сопряжение автономных и подчиненных ландшафтов. В комплекс наблюдений входят инвентаризация растений, грызунов и птиц, мониторинг воздуха, почв, вод, метеорологические исследования.

Интегральный мониторинг в странах Северной Европы выполняется исключительно с целью оценок воздушных выпадений, особенно при трансграничном переносе. Эта цель, безусловно, важна и для России (для Северо-Запада РФ — влияние Эстонии и Прибалтики). Однако на Северо-Западе не менее серьезное значение имеет и трансграничный перенос с водными системами как из-за рубежа, так и между субъектами РФ, размещающимися на водосборе Ладоги и Балтийского моря. Сбор ретроспективных и натурных данных, а также сама оценка экологической обстановки проводятся с помощью представлений системного анализа: путем структуризации факторов, установления отношения членов системной иерархии, характеристики ответной реакции всей системы на воздействие по отношению к какой-либо ее части как части единого целого. 

<< | >>
Источник: под ред. В. М. Питулько. Экологическая экспертиза : учеб, пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 2010

Еще по теме 3.54. Паневропейские системы экологическогомониторинга:

  1. 10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ
  2. В.Г. Сироткин, Д.С. Алексеев СССР И СОЗДАНИЕ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ 1941-1945 ГГ.: ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ
  3. Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА
  4. 3.6.2 Логика как система тавтологий
  5. 12.2. Колониальная система европейских держав
  6. Глава 17. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
  7. Глава 18. Этапы развития мировой системы социализма
  8. 18.1. Образование мировой системы социализма
  9. 18.3. Распад мировой системы социализма
  10. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  11. 2. СИСТЕМА И МЕТОД
  12. Глава 10 ПРЕДПОСЫЛОЧНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  13. Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность
  14. § 4. Система! упражнений для обучения аудированию
  15. Заболевания нервной системы
  16. 3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию нрава аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  17. 3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования
  18. 1.5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования10
  19. 3.54. Паневропейские системы экологическогомониторинга