<<
>>

Анализ "корней" экологической проблемы

При взгляде "сверху" видно, что выделенные аспекты порождены четырьмя основными "корнями" (причинами) экологической проблемы: 1) социально-психологическими; 2) социально-экономическими; 3) социально-мировоззренческими и 4) природно-космическими.

Займемся их анализом.

1.              Социально-психологическая причина (аксеологическая) Она выражена в лозунге "покорения природы" и зародилась

во времена неолитической революции, когда человечество совершало переход от своей первой общественной формации (первобытнообщинной, или архаичной) с ее присваивающим типом деятельности ко второй общественной формации с ее добывающим типом деятельности (земледелие, ремесла). Соответственно, "природа рассматривалась как мастерская, а не храм, и человек должен был чувствовать себя работником, призванным подчинить своей воле свойственные ей процессы и законы" [Гирусов, с. 36]. Такая установка порождала соответствующий экономический базис, который, развиваясь, усиливал в свою очередь эту установку. Но спустя 8 тыс. лет, к концу XX века "эта установка стала обнаруживать свою ограниченность, приведя человека во все более конфликтную ситуацию с окружающей природной средой и с тем кусочком природы, который заключен в его собственном организме" [Гирусов, с. 36].

2.              Социально-экономическая причина

Современное западное экономическое общество с его парадигмой покорения природы, наживы, потребления и безудержной смены вещей является завершающей фазой второй общественной формации, анализ которой в целом дан во многих трудах экономистов и социологов и общеизвестен. Основой этой, экономической, формации является: 1) частная собственность; 2) рыночный обмен; 3) труд (принудительная деятельность) и 4) эксплуатация человека человеком.

Безудержное экономическое развитие общества с такой парадигмой и основаниями формировало соответствующие производственные отношения и политические режимы, и привело к формированию многих аспектов экологической проблемы (загрязненность, падение морали и т.

п.). Даже азиатский способ производства, детально изученный экономическими антропологами, замкнутый сам на себя и с его парадигмой нивелирования потребностей, неуклонно, хотя и замедленно, вёл к возникновению экологической проблемы. Таким образом, кажется, что человечество само "рубит сук, на котором сидит".

3.              Социально-мировоззренческая причина

Эта причина порождена господством в науке, а в XX веке - и в общественном сознании, ньютоно-картезианской парадигмы (НКП). НКП покоится на атомизме Демокрита, геометрии Евклида, механике Ньютона и методологии Декарта (Картезия). Ее основной постулат - мир дискретен и состоит из частиц. В этой парадигме нет места Богу (Единому источнику жизни), моральным и духовным ценностям, целостному (системному) видению Мира.

Тем не менее, успешность применения ее в механике и физике сделала ее стандартом для всей Науки, а ее использование -критерием принадлежности к научному сообществу. Следствием ее применений в последние два столетия явился гигантский технический прогресс на Земле. Созданная ею мировоззренческая картина мира, внедренная обучением в сознание большинства населения Земли, - "Большой Взрыв", разлет частиц, их последующее слипание в галактики, звезды, планеты и новым разбеганием; "случайное" возникновение жизни и непроходимый барьер между "живым" и "неживым" и прочее, - стала восприниматься в медицине (психиатрии) как образец психического здоровья и нормы, а что не укладывается в нее во взглядах людей - как срыв, нарушение, болезнь, которую надо лечить, даже без согласия пациента. Несоответствие этой картины (описания Мира) и самой реальности и привело, как считают психологи, к грандиозным социальным катастрофам и проблемам, к смертельной опасности и кошмарам, к психологическим стрессам, самоубийствам, росту потребления наркотиков и т. п., ибо общественное здоровье есть функция мировоззрения. То есть, привело к формированию глобального экологического кризиса.

4.              Природно-космическая причина

Если первые три причины отражают внутренний характер экологической проблемы, ее субъективные корни, то последняя отражает внешний аспект проблемы, ее объективные корни - воздействие самой реальности на человечество на новом этапе ее развития.

Если посмотреть непредвзято, без догм и шор на окружающую нас реальность и на саму человеческую (шире - биосферную) деятельность, с учетом всего общечеловеческого (а не только научного) знания, то мы увидим:

- почти бесконечное многообразие проявления Реальности

(многомерность, иномерность, иноматериальность, много-форменность, многоуровенность и т. п.); свидетельство этому -феномены НЛО, полтергейст, привидения, духи, ченнелинг, святые, чудеса и т. п.; размытость границ между "живым" и "неживым", "сознанием" и отсутствием сознания и т. п.; неразрывность и непрерывность связей между объектами мира, что предполагает наличие единого основания (Абсолюта) и единого для всех элемента (волны); направленность в развитии любой системы, т. е. отсутствие как бесцельного, броуновского, движения, так и жесткого движения по замкнутому кругу; рост массы, объема и других параметров при развитии любой системы: галактической, планетарной, биологической, социальной и др. Тот факт, что любая живая система (организм, популяция, этнос) растет, увеличиваясь в массе и объеме, от зародыша или семьи до ее максимального значения, став трюизмом, банальностью, даже не подчеркивалась, не осознавалась до последнего времени в соответствующей литературе как всеобщая закономерность системы как таковой, как основной закон системы; этот рост массы и объема, являясь экспоненциально-гиперболическим и квантованным, приводит к появлению "критических рубежей" в своем развитии, к революционным скачкам и катастрофическим выбросам вещества и энергии из системы и в конечном счете к дупликации системы. Создание своего подобия, дубля во всех возможных аспектах и уровнях организации является также всеобщей закономерностью природной системы.

К 2012-15 году заканчиваются основные цикла сразу: 9576, 7980, 5125 (майянский) и 1596-летний, на рубежах которых происходят исторические изменения. И если на рубеже предпоследнего 9576-летнего закончилось исчезновение последнего осколка Атлантиды с одновременным подъемом Анд почти от уровня океана, то в наше время, с учетом экспоненциального нарастания масштабов развития, изменения будут еще значительнее.

К этому же году некоторые исследователи предсказывают смену полюсов планеты!

Таким образом, рассматривая ряд "человечество - биосфера -планета Земля - Солнечная система - Местное звездное скопление - наша галактика (Млечный Путь)" и т. д., и учитывая его многомерно-иномерный аспект существования, функции взаимодействия, мы должны определить: а не находится ли наша планета Земля (чье развитие определяет развитие человечества как природной подсистемы) на границе цикла, вблизи какого-нибудь критического рубежа. Да и вообще - куда развиваются планеты, к какому пределу? Как воздействует иномерность, иные СУОМ на наш вещественный СУОМ. Если для биосферы предполагается переход в ноосферу, хотя это и неточно, то для планеты этот вопрос даже не ставится.

Ответ на этот вопрос и определяет понимание направленности развития и пути решения второй экологической проблемы. Как было уже показано выше, планеты растут и превращаются в звезды. Поэтому надвигается новое расширение планеты и новый катастрофический выброс вещества. Конечно, такое следствие из вихревой парадигмы противоречит следствиям из официальной геологической парадигмы, к примеру, таким: "текущая волна повышенных температур значительно длиннее предыдущей, что создает благоприятные природные предпосылки для растительного и животного мира на достаточно длительное время. Человечество должно быть готово к некоторому похолоданию через 4 тыс. лет и к значительному очередному похолоданию еще через 20 тыс. лет... Разрабатывая стратегию развития общества, уже следует учитывать тысячелетние колебания климата" [Берри, с. 58-59]. Альтернативная точка зрения заключается в противоположном, в том, что "исчерпываются точечные группы симметрии в минеральном мире. Продолжительность каждого этапа (тектонического - А.Б.) на 50 млн. лет короче предыдущего, а последний этап не сокращает эту величину. В результате дальнейшее уменьшение продолжительности невозможно. В истории культуры традиционно считалось, что человечество находится либо на повороте истории, либо в ее конце.

Иначе говоря, современная эпоха оказывается поворотным пунктом геологической и, видимо, биологической истории Земли" [Симметрия, с. 96-97].

Доказано, что в геологической истории происходили как региональные, так и глобальные катастрофы, так что вымирало иногда до 75% всех ранее существовавших видов (в конце мела). Если проанализировать характер и значимость происходящих перестроек, как это сделано в работе В.А. Зубакова, то окажется, что "три главных этапа канализованной эволюции (сейс-мо- био- и неосферотемп) разделяются двумя величайшими в истории Земли бифуркациями - появлением жизни и появлением общества" [Зубаков, с. 231].Сравниваются "два величайших экологических кризиса в истории эволюции - предри-фейский и современный. У них много общего и вместе с тем они зеркально противоположны. Общее заключается в том, что внешним условием обоих было исчерпание природных ресурсов, способности к поддержанию химического гомеостаза... Общей является и форма кризиса - отравление окружающей среды продуктами жизнедеятельности лидеров канализованной эволюции. В предрифейское время ими были железобактерии и цианеи, отравляющие тогдашнюю атмосферу и гидросферу ядовитым в то время продуктом своей жизнедеятельности - кислородом.

Зеркальная геохимическая противоположность кризисов проявлялась в том, что предрифейская восстановленная хемос-фера замещалась окислительной (оксисферой), а сейчас идет обратный процесс - рост концентрации восстановительных газов. Тогда озоновый слой возникал, сейчас он разрушается" [Зубаков, с. 233-235].

К чему это может привести? "По аналогии можно предполагать, что и современный экологический кризис приведет к искусственному воссозданию... эндосимбиозов человеческого интеллекта... с биоинженерными устройствами, т. е. должен появиться некий кибернетический организм (киборг) - высокоорганизованный аналог эукариотического протиста... В принципе... можно прогнозировать два крайних варианта.

Первый - ... человеческая цивилизация окажется на грани исчезновения через пару поколений...

Второй... - до апогея экологического кризиса еще есть несколько десятилетий. Единственным и совершенно обязательным условием является установление экологического гомеостаза между обществом и природой... Для этого необходима... мировая социально-экологическая революция - кардинальная перестройка мышления и мировоззрения людей и всего образа жизни" [Зубаков, с. 235236].

Таким образом, с позиций вихревой парадигмы и эмпирических обобщений биосфера и планета Земля находятся на пороге планетарно-космического кризиса, на пороге перехода в состояние Юпитера с его восстановительной атмосферой, с полнейшей трансформацией своей формы. Этот переход не мгновенный, а растянется, вероятно, на тысячелетия. Революционный, переходный, период составляет 1/4 цикла (24,6%), а сам скачок на новый структурный уровень организации материи (СУОМ) не превышает 0,01-0,02% времени цикла. Вполне возможны, как предсказывают многие, изменения в ближайшие 1-2 столетия очертаний суши и океана, динамики атмосферы, инверсия магнитных полюсов (губительная для жизни -вспомним мамонтов, мгновенно замерзших в Якутии с непереваренной летней травой в желудке).

Отметим, что проявление иномерности стали учитываться зарождающейся наукой об энергоинформационном обмене в природе (эниологией) лишь в последнее время. Она базируется на 2-х положениях: "Первое... в пространстве, занимаемом планетой Земля, и в Космосе находятся невидимые миры и существа иной физической сущности... Второе... исторический процесс на нашей планете направляется не только суммой воль человеческих единиц - на него влияют существа иных миров, а также верховная (абсолютная) воля..." [Белгородский, с. 102]. Уже Д. Андреев ввел понятие "метаистория" как процесс идущий во всех мирах - слоях нашей Вселенной/Универсума.

Рост проявлений иномерных миров (рис. 25) на Вещественном СУОМ, на который обычно нацелены чувства человека и лишь который изучает наука, может внести существенные коррективы на весь ход событий. Причем непредсказуемым образом. Если до 1972 г. исполнялись почти все предсказания Нострадамуса (80%), Эдгара Кейса и других известных ясновидцев древности и современности (Кейси, к примеру, из 12 тыс. предсказаний до 1972 г. сделал лишь одно (!) неверное), сделанных на основании Хроник Акаши (информационного поля планеты), то после 1972 г. "пророчества... начали... все чаще расходиться с реальностью" [Вознесенные, с. 147]. Это происходит потому, что действие "параллельных" миров, отраженных в сотнях тысяч свидетельств, нарушает закономерность старого цикла, формируя точку бифуркации, точку выбора, точку возмущения, создавая в ней хаотическую структуру и возможность почти любых выборов направлений нового развития. Этот иномерный аспект, который сознательно замалчивается или искажается, вносит существенный вклад в экологическую проблему, ибо "неумолимая статистика показывает, что в ротационных, т. е. с возвратом, похищениях задействована одна десятая часть землян. У возвратившихся... память о необычных эпизодах бывает заблокирована... Факты помогают выстроить

новое понимание пирамиды жизни, где пришельцы выступают как проявление иной... формы жизни... эта форма жизни многообразна, вездесуща, всепроникающа" [Ажажа, с. 4-5]. И если Нострадамус давал человечеству еще 2 тыс. лет на нормальное развитие (до 3797 г.) и ~ 4 тыс. лет на переход в звездную форму, то сейчас это может совершиться во много раз быстрее. Даже более того, Земля может, не пройдя звездной стадии, вообще исчезнуть с Вещественного СУОМ, перейдя на "тонкие" уровни, как предсказывают некоторые. Поживем - увидим! Пути решения экологической проблемы Выявленные корни, т. е. причины появления глобального экологического кризиса, определяют и пути решения этой проблемы. Ясно, что прежние пути (установки) надо сменить на альтернативные, противоположные. Но если для субъективных причин типа установки "покорение природы" все просто -надо заменить лозунгом "гармония с природой", и это осознается большинством ученых и философов, - то объективная причина, рассмотренная детально выше, кажется неподвластной воле человека. Однако это не так. Человечество, осознав механизм, может сознательно замедлять, ускорять или менять вообще сценарий своей эволюции. Об этом свидетельствуют как высказывания контактеров с иным разумом, так и глобальный научный факт, что любые явления, объекты Мира и сам Мир в целом - это волновые процессы, воздействующие друг на друга.

1. Смена социально-экономического базиса

Западные исследователи в области экономики и социологии отмечают, что со средины 70-х годов (!) экономическое производство развитых капстран в результате происшедшей информационной революции стало переходить на принципиально новый уровень производительных сил и производственных отношений. Начал изменяться весь фундамент этой общественной формации: а) частная собственность стала трансформироваться в личную собственность; б) рыночный обмен уступает государственному планированию; в) труд как принудительная, внешняя по отношению к индивиду форма деятельности, все более замещается творчеством как формой деятельности идущей изнутри индивида; г) аспект отчуждения части производимого продукта, который воспринимался ранее как эксплуатация производителя собственником средств производства, теперь снимается в силу трех выше указанных факторов трансформации. То есть, человечество в целом начинает переходить в новую, постэкономическую формацию. "Основными факторами производства при этом становятся информация и знания" [Иноземцев, с. 5], формируется новая система мотивации, основанная на стремлении личности к творчеству, саморазвитию, умножению своих способностей и умений. "С каждым последующим поколением новая система мотивации принимается все более широким кругом людей, и нематериальные интересы становятся доминантой социального развития" [Иноземцев, с. 5].

Отмеченные перемены являются следствием "не только качественных изменений в производительных силах, но и резких трансформаций человеческой психологии" [Иноземцев, с. 6]. Это и определяет экологическую неустойчивость психики, генетики, морали человека. Факт неустойчивости, как и факт роста творческого импульса у людей, однозначно коррелируется нами с фактом резкого увеличения проявления иномерности после Второй Мировой войны. Если провести экстрасенсорную диагностику воздействия иномерности на общественную жизнь людей (в %), то получим следующие цифры: до Р.Х. — 2%, к Х в. н. э. - 3%, XV в. - 5%, XVI - 6%, XVII в. - 8%, XVIII в. - 9%, XIX в. - 10%, к 1914г. - 10%, 1946г. - 20%, 1960г. - 23%, 1970г. -30%, 1980г. - 32%, 1990г. - 35%, к 2000г. - 38%. То есть получим тот же экспоненциальный характер кривой, известный для других областей науки и техники. Факт резкого увеличения влияния иномерности в 20-м веке, вероятно, обусловлен связью России и Германии, а затем и США, с инопланетянами (возможно, представителями нижнего мира Земли) через Антарктиду, о чем сегодня уже пишут на основе раскрытия секретных материалов [Грейгъ]. Таким образом, в критические эпохи воздействие иных систем (т. е. иномерности) возрастает на порядок. Об этом, в общей форме, говорят и другие исследователи, в частности генерал КГБ, руководитель специального отдела, В.Г. Ажажа: "Человечество, в происхождении которого еще много неясностей, издревле контролируется и эксплуатируется этим Мультиверсумом" [Ажажа, с. 5]. Детализация энергоинформационных взаимодействий Человечества с этим Мульти-версумом дана на рис. 25.

О будущих социальных структурах новой фазы развития общества, регулирующих жизнь людей, практически ничего не известно - они только формируются на базе новой системы ценностей. Поэтому "человечество способно в ближайшие десятилетия достичь не только качественно нового уровня технологического и интеллектуального прогресса, но и невиданного ранее накала социальных противоречий и столкновений" [Иноземцев, с. 567]. Так что, социально-экономическая причина кризиса, как и социально-психологическая, приводит к тому, что "нужно новое мышление, новая система ценностей и ориентаций на выживание человечества, на становление нового типа глобальной общности людей, способных переступить через то, что их разъединяет ради достижений общей цели сохранения жизни на планете, как социальной, так и биологической" [Гирусов, с. 38]. Ниже перейдем к рассмотрению этого "нового мышления" (правильнее - мировоззрения, ибо мышление, т. е. процесс целенаправленного рождения и становления новой мысли, не меняется).

2. Новая научно-мировоззренческая парадигма общества

Человечеству, чтобы устранить негативные последствия нь-ютоно-картезианской парадигмы, надо перейти на альтернативную ей и более общую. Если НКП покоится на дискретности, то значит, надо перейти на непрерывность (континуальность), первичным элементом которой является волна, а дискретная частица (тело) выступает как частный случай, как замыкание волны в кольцо.

Суть нового мировоззрения, изложенного выше, вкратце сводится к следующему. Реальность Мира всегда находится в двух полярных состояниях: 1) Небытия (аналог - спокойный океан), где среда Мира находится в спокойном, невозбужденном, ламинарном состоянии, с мгновенным откликом на изменения; 2) Бытия, где среда Мира находится в возбужденном, поливихревом состоянии. Поливихрь Бытия возникает из единого центра, генерирующего двухспиралевидное движение волн среды. Таких поливихрей Бытия в бесконечности Небытия может быть сколько угодно. Поливихри максимального размера называются вселенными. Импульс от гецена, рождающий двухспиралевидное движение, создаёт икосаэдрическую решетку связей развития во времени. В пространстве импульс и отклик на него от соседних геценов создает в плане структуру пчелиных сот, а в объеме - структуру связей в виде додекаэдра. Поэтому структура любого объекта в идеале имеет икосаэдро-додекаэдрическую форму связей.

В силу пятилучевой (в горизонтальном плане) симметрии поливихря выделяется 5 + 1 (ось вращения) следующих секторов бытия: 1) Планетарно-звездный; 2) Минерально-кристаллический; 3) Растительный; 4) Животный; 5) Гуманоидный (человечество - лишь одно из его проявлений), и 6) Корпускулярный (элементарные частицы - атомы - молекулы).

Сочетание сектора бытия и СУОМ формирует "эволюционную программу развития" (ЭПР) и "эволюционную форму развития" (ЭФР), определяющие специфику объекта.

Из новой парадигмы и ее моделей вытекает, что: 1) любая система как поливихрь, развивается от зародыша до своего максимального размера, вырастая в массе, объеме и других параметрах, проходя при этом критические рубежи; 2) любая система и ее подсистемы многомерны, иномерны, многослойны, многоформенны, солитонно не замечая друг друга в спокойные фазы развития и на порядок увеличивая воздействие в критические периоды; 3) наличие внутри ее спаренных противоположно направленных потоков (дуалов) с нарастающим характером перетекания между спаренными элементами, описываемый гиперболо-параболо-экспоненциальными зависимостями; 4) постоянным квантовым сдвигом в параметрах. 

<< | >>
Источник: Бугаев А.Ф.. Глобальная экология. 2010

Еще по теме Анализ "корней" экологической проблемы:

  1. 3.1 Рефлексивно - ценностный анализ концепции устойчивого развития
  2. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  3. 3.1 Рефлексивно - ценностный анализ концепции устойчивого развития
  4. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  5. 4.2. Актуальные проблемы российско-монгольских отношений на современном этапе
  6. Экологические системы
  7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФЕНОТИПА
  8. Глава 6 Угрозы поступательному развитию: природные ресурсы и экологическая катастрофа
  9. Проблемы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации
  10. Глава 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  11. Глава 6 КОНФЛИКТ КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  12. Глава 15 ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  13. Глава 16 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  14. ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная программа учебного курса «Экологическое сознание»
  15. Анализ "корней" экологической проблемы
  16. Методологические подходы оценки экологически устойчивого развития ПТС «Природная среда — Объект деятельности — Население»