<<
>>

11. Экологические игры

Игровая деятельность сделала человеческую цивилизацию, а вовсе не труд. Мемфорд, американский социолог Практически ни одна программа экообразования для детей ни в классной комнате, ни на открытом воздухе не обходит в настоящее время так называемые экологические игры.
Существует уже множество разработок, поясняющих, что же это такое, как их составлять и как в них играть. Разработки эти как отечественного, так и зарубежного происхождения. В их создании принимают участие и государственные учреждения (например, лаборатория экологии и охраны природы биофака МГУ под руководством Д.Н.Кавтарадзе), и общественные (Международный фонд дикой природы). Большинство из них предназначено в первую очередь для школьного образования, так как непосредственно вписывается в программу обучения, требует значительного времени на подготовку и предполагает участие большого числа ребят, к тому же объединенных в группы по интересам (или по “профессиям”). И сравнительно немногие из предлагаемых игр подходят, на наш взгляд, для использования в национальных парках и заповедниках. Игр, одновременно дающих знания и навыки - с одной стороны, и отдых и удовольствие - с другой. Игр, не требующих долгой подготовки и больших умственных усилий. Простых в исполнении необходимого реквизита и в его применении. Интересных и приемлемых не только для детей, но и для людей более старшего возраста, в том числе - для семейных групп. После этого краткого вступления позволим себе сразу перейти к примерам игр, которые, на наш взгляд, вполне подходят для национальных парков и заповедников. Если вдруг вам покажется, что вы все это знаете и без нас и что вы сами сможете разработать игры не хуже этих, - отлично! Мы были бы очень рады получить от вас описания таких игр для включения в последующие выпуски нашего экоцентра. Отобранные же нами игры для примеров - это скорее советы начинающим, а таких, как показывает опыт, гораздо больше.
Вот мы и предлагаем им “для разбега” некоторые методические приемы для составления своих собственных игр. И начнем с тех, которые подходят прежде всего для экоцентров, где есть игровая комната с большим столом. А за окном уже вечер или идет дождь, и потому самое время поиграть во что-нибудь интересное, да еще, если повезет, и приз получить. 5 х 5 (Экологическое лото) Лист бумаги расчертить на 25 клеток: 5 на 5, как это следует из названия. Каждому участнику раздать по такому листочку. На каждом листочке в произвольном порядке написать числа от 1 до 25 - это могут сделать и сами участники, так даже интереснее. Ведущий вытаскивает из мешка “бочонки” с числами (вместо бочонков могут использоваться камушки примерно одинакового размера или спилы произвольной формы. На справочном листе у ведущего каждому числу соответствует вопрос, желательно местной тематики. Например, для ОПТ Байкальского региона: - что означает слово “Байкал”? - где самое сухое место на Байкале? - есть ли вулканы на Байкале? - в чем разница между землетрясением и моретрясением? Если кому-то это показалось слишком простым и обыденным, можно поменять местами вопросы и ответы, например: * титул какого “самого-самого” места на Байкале можно присвоить южной части острова Ольхон? * кто такие ушканы, в честь которых названы Ушканьи острова? Можно разработать список вопросов в жанре “ключ к животному”. Вот какие варианты “ключей” предлагает Джозеф Корнелл в своей книге “Радость общения с природой”: Я - самое большое существо, которое когда-либо жило на Земле. Я больше, чем три доисторических динозавра, вместе взятые. Я вешу столько, сколько весят сразу 35 африканских слонов. (Ответ: голубой кит). Я - самое маленькое теплокровное, всего около 6 см в длину. Я потребляю очень много энергии. Если бы люди потребляли энергию такими же темпами, как я, им пришлось бы съедать 3 мешка картошки и 50 булок хлеба ежедневно! (Ответ: колибри). Я имею восемь глаз, которые позволяют мне видеть все спереди, сзади, сверху, снизу и по сторонам.
И ног у меня тоже восемь. (Ответ: паук). Для самых маленьких следует специально разработать лёгкие вопросы, к примеру: - большая хищная птица на букву “О”; - хищный зверь, зимующий в берлоге. Выигравшим считается тот игрок, который первым закроет ряд чисел по горизонтали или по вертикали. Ему предлагается выбрать себе приз из трех “черных ящиков”. Это могут быть, например, непрозрачные емкости из-под молока. А в них - что-то вкусное или интересное. * * * В наборе игр, предлагаемых экоцентром, должны быть не только игры с ведущим, но и для самостоятельного использования. Ниже предлагается такая игра с самопроверкой для небольшой компании или одного играющего. Текст её был разработан автором на основе “Магического квадрата” из Йеллоустонской газеты - задания для Юного Рейнджера. Лист расчерчивается на 16 квадратов, обозначенных буквами от А до О. Этими же буквами обозначены 16 предложений, в каждом из которых пропущено по одному слову. Недостающие слова нужно выбрать из предлагаемого списка и записать соответствующее число в квадрат с соответствующей буквой. Например: А. _________ обитает в чистой холодной воде. Б. Хвост белки-летяги служит ей вместо ________ . В. Температура тела у ________ на 7 выше, чем у человека. Г. Скелет ________ расположен не внутри тела, а снаружи. Д. ... и т.д. Искомые слова: 1. Клюв 10. Хвост 2.Руль 11. Брусника 3. Дятел 12. Язык 4. Орехи 13. Стрекоза 5. Копыто 14. Зима 6. Радуга 15. Грызуны 7. Обоняние 16. Форель 8. Крыса 9. Спячка В предложение А вставляем слово “форель”(а в квадрат А - число 16), Б - “руль”(2), В - “дятел”(3), Г - “стрекоза”(13) и т.д. Если все слова найдены правильно, сумма чисел в каждом из горизонтальных и вертикальных рядов будет одинаковой - 34. Такую игру легко составить самому на любую тему, актуальную для конкретной ОПТ. * * * Рис.9. Головоломка “Путешествие по Камчатке” (В.Чижова) Задание: найти все слова, заключённые в контуре вулкана. Их можно читать по горизонтали и вертикали, слева направо и справа налево.
Неиспользованные буквы, выписанные в обычном порядке, сложатся в фразу об одном из наиболее популярных объектов экотуризма на Камчатке, входящего в Список Всемирного природного наследия. В последнее время головоломки такого рода стали появляться в нашей печати всё чаще, однако, предлагаемая автором разработка имеет ряд отличий: - эта головоломка тематическая и по форме (контур вулкана), и по содержанию (все слова и конечная фраза связаны с ОПТ и экотуризмом на Камчатке); - в ней более глубоко разработана познавательная сторона: перед началом игры ведущий поясняет значения всех слов, незнакомых участникам, тем самым расширяя круг их знаний об ОПТ и ресурсах экотуризма на Камчатке. По возможности рассказ ведущего сопровождается показом слайдов. Полученная информация закрепляется в сознании участников игры в процессе поиска слов для решения головоломки. Игра может проходить в 2 этапа. Первый этап выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт все слова и прочитает искомую фразу. Собственно, на этом можно и закончить игру. Однако, для углубления знаний и более прочного их закрепления можно её и продолжить. После того, как определились 3 победителя на первом этапе, ведущий задаёт им 9 вопросов “Что есть что?” из предлагаемого выше списка слов. Отвечают по очереди, за правильный ответ - 1 балл. Затем прибавляются баллы за прохождение 1-го этапа (3 балла за первое место, 2 - за второе и 1 - за третье). Такую игру-головоломку легко разработать самим для любой ОПТ. Её можно предложить посетителям экоцентра как отдельное игровое задание. В этом случае победителю обязательно должен быть вручён приз . Другой вариант - напечатать игру в буклете (брошюре) по ОПТ или по одной из её экотроп. В этом случае желательно, чтобы головоломка была составлена из слов, упоминаемых и поясняемых в тексте буклета (брошюры). После каждого слова в списке следует указать номер страницы, где даны соответствующие пояснения. * * * Настольные игры по возможности нужно сочетать с подвижными, которые, впрочем, хороши и сами по себе.
Например, по той же камчатской тематике можно провести довольно распространённую игру “Живое слово”. Все участники разбиваются на 2 команды. Ведущий говорит игрокам одной из команд 3 слова (например: вулкан, гейзер, лосось) так, чтобы другая команда не слышала. Даётся 5 минут на подготовку, после чего игроки по очереди показывают пантомиму на тему заданных слов. Другая команда отгадывает. Очки получают и те, и другие: за находчивость в изображении и за сообразительность в отгадывании. Не менее популярна в эколагерях и игра “Живые картинки”. В отличие от предыдущей, здесь представляются именно картинки, т.е. застывшие моменты жизни природы, передаваемые с помощью однообразных движений: дерево - качанием ветвей, озеро - волнами и т.д. К тому же сюжеты для таких картинок обычно выбираются скорее на биологические темы (вернее, эколого-биологические), нежели на эколого-природоохранные. Ниже предлагается вариант такой игры, причём с развитием событий. В качестве сцены вполне подойдёт площадка перед экоцентром или любая поляна. Всё, что необходимо для игры, - это 2 команды и немного фантазии. Команды готовят и по очереди показывают молчаливый эпизод на заданную тему. После просмотра другая команда должна расшифровать поэтапно всё, что происходило на сцене. Как и в “Живом слове”, очки начисляются и тем, кто изображает, и тем, кто отгадывает. В связи с этим игра предполагает наличие ведущего или даже целого жюри. “Пикник на лесной поляне” (авторский вариант показа эпизода) Один участник изображает костёр, который то разгорается, то гаснет, и тогда турист подбрасывает в него сухие дрова - веточки. Другой изображает собаку, которая носится по поляне, распугивая всех “животных”, которые прячутся за “деревья”. Наконец собака набегалась и улеглась. И тогда “животные” робко выходят из-за “деревьев” полюбопытствовать на туристов. Сами туристы, которые в начале действия развели костёр, теперь открывают консервы и бутылки, едят и пьют, а пустую тару разбрасывают по сторонам.
Попадая то в “дерево”, то в “животное”, а то и в свою собаку. Потом они берут гитару и орут (молча), тем самым заставляя “животных” снова прятаться за “деревья”, а то и вовсе убегать за сцену. Туристы разводят огромный костёр, который опаляет ствол и ветви стоящего рядом “дерева”. Оно пытается убежать, но корни не пускают. И тогда оно корчится от боли, беззвучно плача. Наевшись, напившись и наоравшись, туристы уходят. Собака убегает с ними. Остается затухающий костёр да обожённое, роняющее слёзы дерево. Вдруг налетает порыв ветра, костёр разгорается, дерево вспыхивает, огонь передаётся и другим деревьям, и начинается пожар. * * * При проведении эковикторин все задания должны выполняться в темпе, поэтому и игры здесь несколько другие. Давайте продолжим камчатскую тему. Предлагаем вашему вниманию игровое задание “Вулканы Камчатки” (разработка автора). Участникам раздается по 20 карточек с названиями вулканов мира. Из них надо выбрать только те, что встречаются на Камчатке. Сколько таких карточек в колоде - участникам неизвестно (хотя детям младшего возраста можно и сообщить это число). Если карточки выбраны верно, то из отдельных букв, что написаны на обороте, можно составить искомое слово. Для усложнения игры можно нарисовать на каждой карточке профиль вулкана и написать не всё название, а лишь первую и последнюю буквы (рис.10-12). В длинном названии можно оставить и среднюю букву, а остальные заменить чёрточками. Как и в первом варианте, выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт искомое слово. * * * Довольно распространённым вариантом настольных игр, предлагаемых в зарубежных национальных парках , являются карты. Так, в визит-центре Йеллоустонского парка можно приобрести игру под названием “Yellowstone and Teton Wit”? - занимательное и познавательное путешествие по двум популярным национальным паркам США: Йеллоустон и Гранд Тетон. Игра предназначена для всей семьи. Колода состоит из 105 карт: по 10 штук достоинством от1 до 10 очков и 5 карт достоинством 15 очков. Вместо рубашки - фото из жизни дикой природы парков, а на обратной стороне - по 2 вопроса, обычно один - о природе, а другой - об истории парков. Здесь же даны и ответы. Сложность вопросов соответствует достоинству карты. Так, на карте ценой в одно очко содержатся вопросы типа: “Какое зрелище наиболее популярно в Йеллоустоне?” (Извержение гейзера Old Faithful - Старый Верный Друг). Зато, получив карту в 15 очков, надо ответить на вопрос: “Откуда произошло слово “гейзер”? (От исландского “geysa”, что означает “фонтанировать”). Как и в любой карточной игре, сначала надо перетасовать колоду. Затем ведущий (в правилах написано: “самый старший член семьи”) берёт верхнюю карту и задаёт вопрос сидящему слева от него. Если ответ правильный, игрок получает карту, а если нет - право ответа передаётся следующему за ним по часовой стрелке. Если никто так и не дал правильного ответа, ведущий зачитывает его сам и перекладывает карту в особую стопку трудных вопросов. Следующую карту из колоды берёт игрок, сидящий слева от ведущего. И так далее до тех пор, пока колода полностью не израсходуется. Затем перетасовывается стопка карт с трудными вопросами, и игра вновь продолжается. После ответа на последний вопрос остаётся только определить победителя. Им становится тот, кто набрал наибольшее количество очков (это видимый результат), а значит и усвоил больше информации (это результат истинный, или основной). Разрабатывая карточную экологическую игру для конкретной ОПТ, можно взять за основу описанные выше правила и способы оформления, видоизменяя и корректируя их в зависимости от имеющихся возможностей и полёта фантазии. Например, можно ввести козырные карты (карту), приобретение которых удваивает сумму набранных ранее очков. На самой карте можно поместить не по 2, а по 1 вопросу - так удобнее. Вместо цветных фото (это дорого!) можно использовать рисунки детского конкурса или цветные репродукции из старых журналов. Вопросы могут даваться как в текстовой форме, так и в виде рисунков. Например, цветные изображения различных грибов, ягод, лекарственных (пищевых, ядовитых, местных) растений, шишек, листьев деревьев и т.п. Можно усложнить вопросы-рисунки, показав на них правила поведения в местах отдыха на природе, на туристских стоянках, в чрезвычайных ситуациях. На рисунках может быть отражено, как надо себя вести или как не надо. Или комбинированно - и то, и другое - на одном рисунке. В общем, вы уже поняли, что вариантов может быть бесконечное множество, и лишь от вас зависит, какой из них выбирать для своего национального парка или заповедника. * * * В любом экоцентре в национальных парках мира можно приобрести не только газеты, буклеты, карты и другие информационные материалы, но и различную книгопечатную продукцию, в том числе книжки для детей. Среди них встречаются и такие, которые вполне можно использовать для разработки интересных познавательно-поучительных экологических игр. Книга для детей “История, рассказанная у костра рейнджером Реем”(автор Patty Knapp) интересна не только сама по себе, но и как материал для экологической игры-пьесы, которую можно разыграть в местной школе, в экоцентре ОПТ или на открытом воздухе. Состав участников: ведущий, он же рейнджер, двое-трое детей (посетители парка или заповедника) и различные дикие животные - обитатели лесов или лугов, которых обычно посетители пытаются подкормить из рук, из машины, оставляя пищу на стоянках, развешивая её на ветках деревьев и т.д. Костюмы для детей, играющих роли диких животных (белок, оленей, лосей, медведей и др.), могут быть самыми простыми. Иногда достаточно 1-2х деталей, подкреплённых голосом и походкой, чтобы образ стал узнаваемым. Для полноты восприятия можно к майке прикрепить булавками табличку с названием животного. Ситуации, в которых происходит прямой или косвенный контакт между посетителями и животными, увлекательно и доступно описаны в книжке и проиллюстрированы художником Jackie Czapla. Рисунки очень выразительны и вместе с тем несложны в исполнении (см. рис.13 и 14), так что при желании их можно перенести в увеличенном виде на листы ватмана и развесить на стенах помещения, где проходит игра. Будет лучше, если выполнят это сами ребята - каждый рисунок для своей роли. Главная мысль игры (как и упомянутой книжки) - “Пожалуйста, не кормите диких животных!” Игра состоит из отдельных сценок, каждая из которых объясняет одну из семи причин, по которым этого не следует делать: * они могут укусить тебя, пытаясь завладеть твоими продуктами; * они могут испортить твои вещи (порвать рюкзак или палатку, помять машину и т.д.), пытаясь достать еду; * у них могут появиться дурные привычки, например, воровать еду у человека; * они могут заболеть от употребления несвойственной им пищи (рис.13); * они могут утратить свой естественный страх перед машинами и дорогами; животные, ожидающие пищу у дороги, могут стать причиной аварии; * они могут разучиться добывать пищу самостоятельно (рис.14); * они могут стать пассивными, как в зоопарке; гораздо интереснее в заповедниках и национальных парках наблюдать диких животных. Возможно, для вашего парка или заповедника найдётся ещё и восьмая, и девятая с десятой причины, по которым не следует кормить диких животных. Например, копытные, желая поживиться чем-нибудь на стоянке туристов, могут попасть ногой в открытую консервную банку, как в капкан (рис.15). О таком случае рассказывал охотовед из среднеуральского г.Нижние Серги. Во время обхода участка его внимание привлёк сильно хромающий, исхудавший лось. На передней ноге его выше копыта оказалась консервная банка. По-видимому, будучи ещё телёнком, лось наступил на неё нечаянно, а может и нарочно, пытаясь разбить её и достать остатки пищи. Он проткнул банку копытом и с тех пор был вынужден носить её на ноге, как браслет. Нога выросла, и края банки впились в кожу, причиняя животному острую боль. Истощённый и хромой, он бродил по лесу, не в силах справиться со своей напастью. Не окажи ему помощь люди, в недалёком будущем лось стал бы лёгкой добычей волков. Конечно, из всех перечисленных выше способов подкормки животных, для национальных парков США (где и была издана эта детская книжка) более всего характерно кормление их из окна машины. В России же гораздо чаще остатки пищи разбрасывают рядом со стоянкой или просто оставляют их возле кострища, а то и в самом погасшем костре. Тем не менее, в игре должны быть разобраны все случаи, ведь парк личных автомобилей в России сейчас стремительно растёт, а диких животных нельзя кормить не только в границах ОПТ, но и вообще в природе. И учить этому следует, прежде всего, в наших ОПТ как учреждениях, специально предназначенных для экологического просвещения. * * * Помимо игр, проводимых в самом экоцентре или на лесной поляне, есть род активных игр, на первый взгляд, вообще несвойственных ОПТ. Тем не менее, мы предлагаем одну из них на ваше рассмотрение. Назовём её “Экологические гонки”. Начнём с того, что на канале ОРТ есть передача “Империя игр” (“На земле, на воде и в воздухе”) - азартная, весёлая, с выдумкой и бесконечными приключениями. Для её организации требуется масса фантазии и ещё больше денег. Но если подойти к этому делу творчески, с учётом не только потребностей , но и наших возможностей, то с помощью самой идеи таких игр можно разработать неплохой вариант, подходящий для российских условий. Сразу следует оговориться, что поскольку игры эти сами по себе шумные и к тому же нуждаются в зрительской поддержке, проводить их лучше не в пределах ОПТ, а вне её. Но план игры разрабатывается в соответствии с задачами конкретной ОПТ, а участниками и зрителями являются её потенциальные посетители. В этом случае игру можно считать составной частью экообразовательной программы ОПТ. Чтобы автора настоящей разработки не обвинили в плагиате, кратко перескажем основное содержание игры, показанной по ОРТ 17 июня 1996г. и ставшей отправным пунктом для нашей задумки. В средствах массовой информации объявляется о том, что в определённый день будут проведены соревнования на самого изобретательного и самого быстрого гонщика. Машину для гонок (зимой - на полозьях, летом - на колёсах) гонщик конструирует сам из подручного материала типа пластмассы, картона, пенопласта и т.п. Форма - самая разнообразная: бутылка, рояль, кресло, попугай и т.п. Трасса выбирается короткая, но достаточно сложная. Если гонщик переворачивается, машина разваливается на части на потеху зрителям и для безопасности самого гонщика. Победителям по обоим критериям - творчество и скорость - вручаются призы. При просмотре упомянутой передачи, а точнее - во время объявления: “На старт выходят юные натуралисты” (у них была машина в виде гусеницы), автору в голову пришла идея: а не создать ли подобную игру с эколого-познавательным уклоном. Для этого прежде всего необходимо разработать специальную экологическую начинку для игровых соревнований такого типа, которая соответствовала бы местным природным условиям, социальным особенностям и традициям. Все средства передвижения гонщиков должны быть построены в виде объектов живой природы - различных животных (та же гусеница, крокодил, муравей и т.п.) или растений. Оригинальным будет оформление машины в виде объекта неживой природы: отдельного кристалла или друзы кристаллов, палеонтологической диковинки типа аммонита и т.п. Можно также обыграть название заповедника или национального парка, если оно несёт в себе смысловую нагрузку. Но как бы ни были машины оформлены, необходимо соблюдать 3 условия. Во-первых, они должны изготавливаться из отходов производства типа кусков ткани, листов железа, проволочек и пружинок, картонных и пенопластовых упаковок, ящиков и коробок и т.д. Во-вторых, они должны быть узнаваемы, чтобы стрекозу не спутать с бабочкой, а волка с медведем. И в-третьих, (правда, это уже не условие, а сама процедура) - на старте гонщик за 3 минуты должен рассказать интересный факт (или факты) о прототипе своей машины, а затем - ответить на 3 вопроса экспертной комиссии. Поскольку заявки на участие в соревнованиях подаются не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока, жюри не составит особого труда подготовить подходящие вопросы. Призы присуждаются за оригинальность конструкции, за экологическую грамотность (учитывается рассказ гонщика на старте и ответы на вопросы), а также за прохождение трассы и за скорость (это же всё-таки гонки). Подобные игры можно устроить и не под открытым небом, а в закрытом помещении, используя для этого обычные детские инерционные машинки и соорудив на них, как на платформе, тот самый объект из мира животных или растений. Ещё более простой вариант - использовать не инерционные машинки, а обычные, большие или маленькие, новые или старые. А чтоб лучше ехали, устроить трассу на наклонной плоскости - большом листе фанеры или оргалита, а то и просто на снятой с петель двери. Разумеется, все средства передвижения перед началом соревнований разбиваются на классы по “количеству лошадиных сил”, то есть по мощности. При проведении этой игры можно обнаружить большой простор для фантазии как у участников соревнований, так и у самих организаторов. Попробуйте - и вы не пожалеете! Подобных примеров экологических игр, тихих и шумных, простых и сложных, требующих больших затрат и сделанных буквально “из ничего”, можно придумать ещё очень много. Однако, учитывая конечный объём данной книги, в заключение приведём лишь несколько общих правил-рассуждений об экологических играх из брошюры Джозефа Корнелла “Поделимся с детьми природой”. Сам Корнелл называет их “принципами обучения детей на природе”, а в нашей интерпретации это будут “некоторые принципы экологических игр с посетителями ОПТ любого возраста”. “Меньше учитесь, больше делитесь”. Делитесь не только знаниями, но и вашими чувствами, эмоциями, откровениями. “Будьте восприимчивы”. Восприимчивы к каждой ответной реакции посетителей, их вопросам, замечаниям, восклицаниям, радости от нечаянной находки. “Не тратьте время попусту”.? Не давайте времени течь бесполезным мутным потоком, пусть оно бежит звонким ручейком с первой же минуты общения с посетителями. Постоянно меняйте тактику: их вопросы - ваши ответы, ваши вопросы - их ответы. “Сначала смотрите... потом говорите”. Важно не только выучить, что как называется (в сущности, это вообще не важно), а почувствовать и познать, что есть что. Например, понаблюдать за сменой настроения у дуба в разное время суток, настроиться на одну волну с природой. “Будьте радостны”.* Дух вашей радости, вашего энтузиазма и бодрого настроения должен пропитывать любую игру и на лесной поляне, и в помещении.
<< | >>
Источник: В.П. Чижова. Школа Природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. 1997

Еще по теме 11. Экологические игры:

  1. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  2. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  3. Агроэкологические программы в странах Евросоюза
  4. Глобальное потепление: апокалипсис или просто приятный климат? (ролевая игра)
  5. Экологические и ресурсные налоги: насколько в России применим опыт развитых стран? (ролевая игра)
  6. ВТО, свободная торговля и охрана окружающей среды: противоречие или компромисс? (ролевая игра)
  7. Управление отходами: опыт развитых стран и его значение для России (ролевая игра)
  8. Глава 2 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  9. Глава 8 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭМОЦИИ
  10. Глава 9 КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  11. Глава 11 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  12. Глава 15 ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  13. Г л а в а 21 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
  14. Экологический аудит
  15. Тема 15. Оценка соответствия экологического товара разнонаправленным интересам субъектов рынка и согласование их интересов
  16. Приложение 9 Программа дисциплины по выбору «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ» (для педагогических направлений подготовки) (в сокращенном варианте)
  17. Приложение 10 Содержание разделов дисциплины по выбору «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (для педагогических направлений подготовки)
  18. Приложение 11 Рабочая программа курса повышения квалификации «Экологическая компетентность личности в профессиональной педагогической деятельности» (в сокращенном варианте)
  19. 11. Экологические игры