<<
>>

1.4. К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И МЕТОДАХ НАУКИ

Вспомним, что такое наука и чем она отличается от обыденного знания. Наука имеет три ипостаси: 1) деятельность по добыче знаний; 2) социальный институт; 3) особая сфера культуры.

Основной функцией науки является производство всё новых и новых знаний об окружающем мире и о человеке и вывод фундаментальных законов, отражающих устойчивые связи бытия. Эти знания нужны для: 1) объяснения фактов и понимания сути событий и явлений; 2) предсказания будущих событий или создания сценариев будущего и выбора среди них оптимального сценария, т.е. конструирования своего нового будущего; 3) создания новых технологий и орудий труда для производства новых вещей; 4) создания сбалансированной идеологии и политики, проводимой в обществе; 5) формирования здорового образа жизни, ибо правильное мировоззрение - это основа здоровья человека. Причем наука отображает мир в логических моделях, понятиях, законах и теориях, а не в художественных образах, как делает это искусство. Поэтому, если для искусства главное - личная сопричастность, личностное отношение к изображаемому объекту, т.е. субъективизация, то для классической науки, наоборот, главное - отстраненность Наблюдателя от объекта, объективизация. Но это требование уже размывается экспериментами квантовой физики. Критериями научного знания считаются непротиворечивость и проверяемость (подтверждаемость) знания - через другого исследователя или через всю сумму знаний. Отличие обыденного знания от научного заключается в том, что обыденное знание "не использует ни абстрактных теоретических методов исследования, ни надежных способов проверки и обоснования" [Рузавин, с. 48]. Основные методы в науке - наблюдение и эксперимент. Они включают в себя вспомогательные методы - опробование и измерение. Суть наблюдения - описать и измерить естественный процесс или состояние, не вмешиваясь в него. Суть эксперимента противоположная - описать и измерить отдельные части естественного процесса через создание (искусственно) их подобия и варьирования в этом искусственном процессе параметрами для выяснения соответствующих связей или свойств.
За счет эксперимента наука сильно шагнула в познании мира. Но вот вопрос: познала ли она тот природный мир, или свой, созданный экспериментом? Насколько они совпадают?

Итак, любая научная дисциплина должна: 1) выделить свой объект исследования (ОИ); 2) иметь свою точку зрения на окружающий мир (онтологическую модель); 3) отразить свой ОИ через эту точку зрения в виде суммы знаний об ОИ и получить свой предмет исследований (ПИ); 4) иметь своего обученного исследователя, свой прибор и методику измерения, свою систему параметров и констант.

Рассмотрим следующие аспекты:

-              объект исследования (ОИ) и предмет изучения (ПИ);

-              гносеологические фильтры, возникающие при переводе ОИ в ПИ;

-              методология: принятые метод и модель.

ОИ погружен в т.н. "объективную", физическую реальность (вещественно-энергоинформационную). Исследователь занимается картированием ОИ: он изучает, отражает его в словах, параметрах, берет образцы, экспериментирует, т.е. создает предмет изучения (ПИ). Следовательно, под предметом изучения (ПИ) понимаются именно материалы картирования, базы данных и результаты их обработки, а не сам ОИ. Т.е. ПИ - это ОИ, отражённый головой, умом и разумом исследователя и застывший в соответствующей понятийно-терминологической, математической, картографической и других моделях.

Какие искажения, трансформации происходят при переходе ОИ в ПИ: 1) исчезает вещественно-субстратный аспект ОИ -в голове исследователя нет вещественного тела ОИ - он заменяется энергоинформационной проекцией, ментально-звуковым образом; 2) реальное строение объекта, созданное реальным ходом времени, заменяется логической структурой с возможным ее несоответствием строению ОИ, а также с неизбежной неполнотой связей и элементов в принятой модели; 3) многомерное и многоуровневое существование ОИ обрезается, упрощается, сводится, как правило, к одному, видимому (вещественному) уровню существования и к одному, видимому, представителю, образцу.

На это неизбежное искажение при трансформации ОИ в ПИ накладывается искажение, вносимое самим исследователем (наблюдателем). Особенности его физического тела, органов восприятия и переработки входящей информации, его семей-но-социальное воспитание и образование, его научная парадигма и стиль его научной школы, его цели исследования - всё это создает особый личностный фильтр, очки, через которые исследователь смотрит на ОИ и пропускает его через себя для отливки в ПИ. Так что с ОИ каждый исследователь снимает свою копию, создает свое отображение ОИ. Вот почему анализ научной литературы показывает, что каждый автор имеет свое видение мира в целом или отдельных его граней. Но эти видения как правило узко фрагментарны, неполны. В них не хватает важной детали - ответа на вопрос, как формируется целостность и какова ее структура.

На эти два первичных искажения при переходе ОИ в ПИ накладывается третье, решающее, искажение - искажение, создаваемое социумом. Ибо любым конкретным сообществом ученых множество личных копий прессуется в единый канон, единое общепринятое понимание ОИ, в единый ПИ. При этом обтесываются острые грани, выбрасываются неудобные факты, и т.п. Но т.к. разнообразие существующего мира в конечном счете сводится к двум противоположностям и их связующему звену, то рано или поздно формируются два противоположных взгляда на ОИ (т.е. два ПИ) и объединяющий их синкретический взгляд. Всё это базируется на одних и тех же фактах.

Т.о., предмет изучения (ПИ) - это личностно-групповой набор искаженных копий ОИ, сглаженных и спрессованных единым шаблоном понимания (концепцией, парадигмой), выраженный в знаково-символьной форме.

Существует ли обратное воздействие ПИ на ОИ? Да, хотя оно и отличается от прямого:

(ОИ —ПИ) — (ПИ — ОИ')

Какими гносеологическими принципами должен руководствоваться исследователь, чтобы уменьшить искажения при переводе ОИ в ПИ?

1.              Стремиться к 100% настройке на свой ОИ.

2.              Помнить, что полученное отображение ОИ не есть сам ОИ: "карта не есть территория".

Помнить, что он смотрит на мир, на свой ОИ через пять "линз", (5 факторов эволюции): 1) через человеческую форму, 2) через свой генетический код, 3) через свой импринт, 4) через свое социальное кондиционирование и 5) социальное обучение. Рассматривать свой ОИ как целостную многомерную систему и строить свой ПИ тоже как систему. Помнить, что ОИ всегда уникален через свои различия и всегда подобен сходному классу объектов.

Каким методом и моделью должен руководствоваться исследователь при изучении своего ОИ и превращении его в ПИ? В качестве такого метода предлагается системно-структурное моделирование (ССМ) как метод качественного анализа данных и модели поливихря [Бугаев, 2003].

Какой ОИ у большинства наук? Это вещественная сторона Мира во всех ее проявлениях: планеты, звезды, атомы, молекулы, растения, животные, человек. Т.е. всё, что можно пощупать и измерить линейкой, гирей, секундомером и т.п. Но любой объект этого Мира - это симбиоз вещественной и энергоинформационной составляющих. Энергоинформационная составляющая, отражающая Движение и его Организованность, и должна стать основным объектом исследования, а знания о ней, база данных, должны стать предметом исследований. (Правда, по мере изучения этой составляющей выяснится, что за ней находится ещё более глубокий, нерасчленяемый слой -т.н. квантовая реальность, или Небытие, в изучение которого всё более погружается квантовая физика). С этим ПИ исследователь и начинает теоретически работать, переформатируя (районируя) его, как ему угодно.

Эта модель (ПИ) должна объяснять все основные эмпирические особенности наблюдаемого мира, а именно: волны и частицы, изменчивость и устойчивость, хаос и порядок; дискретность и континуальность, разнообразие и единство; полярность свойств, переход от одного состояния к противоположному; иерархичность, слоистость, блоковость, структурированность; цикличность, периодичность, фрактальность, солитон-ность; нелинейность, ускоряемость, рост, расширение, диффе-ренцируемость; золоточисленные пропорции, пятилучевая симметрия всего живого, икосаэдро-додекаэдрическая структура в объеме; вращение, синхронизация, резонанс и т.д.

Объясняет ли эти особенности Мира принятая в академической науке онтологическая модель пустоты и частиц, фигурирующая под именем "ньютоно-картезианская парадигма", дополненная концепцией "Большого взрыва" и физического вакуума? Нет, конечно. Оттуда вытекает лишь случайность организованных структур, случайность жизни, случайность появления планет, случайность этого мира в целом! Поэтому в ней и господствуют статистические методы. Но менять модель научное сообщество пока не собирается, т.к. сильно загнило и закостенело.

Следующий вопрос - о методе, приборе и своих параметрах. Т.е., решить вопрос о картировании своего ОИ. Под картированием понимается овеществленная практическая деятельность по воплощению проекта работ в практику и получение параметров и обобщенных характеристик, снятых с ОИ (онтоса) в русле принятой концепции. Это общенаучный метод, существующий в разных науках под своими терминами. Структурно-функциональная модель (СФМ) картирования, исходя из концепции поливихря (которая раскрывается ниже) и вытекающего из него системно-структурного моделирования, будет следующей: - Цель исследования, - Исследователь, - Объект исследования, - Технология исследования,

5              - Инструментарий исследования (выбранный метод и прибор), - Зона исследования в ОИ, - Описание ОИ в соответствии с целью и методом.

Как видно из модели, "описание" будет включать в себя параметры ОИ, отфильтрованные сквозь шаблоны мышления, технологию исследования и измерения. Другая цель, другой исследователь, другой метод могут дать иные параметры с одного и того же ОИ, с одной и той же "зоны" исследования этого ОИ. А если сместится и "зона" исследования?

Разница между наблюдением и экспериментом указана выше. Именно эксперимент поставил ученого как со-Творца в создании новых процессов и создал базу для новых технологий и новых орудий труда, создал новые отрасли человеческой деятельности. Эксперимент создал нынешнюю науку. Но эксперимент в экологии будет отличаться от эксперимента в других научных областях.

Эколог не может отщипнуть часть процесса и экспериментировать с ним, меняя его параметры, и не может брать пробы с него, откалывая или наливая в бутылки. Он может воздействовать на процесс, но не дублировать его. Главными методами для экологии будут: наблюдение, измерение и описание. Наблюдение при этом не может быть отстраненным, объективизированным, ибо Наблюдатель должен быть включен в процесс/состояние ("включенное наблюдение" как в социальных науках), чтобы его чувствовать и измерять. При этом Наблюдатель сам является прибором измерения, ибо механический прибор не имеет энергоинформационной составляющей как искусственный продукт Вещественного мира. Лишь человек, как неразрывная часть Мира, может отразить всю его структурную глубину. В этом особенность экологии: эколог сливается со своим ОИ и сам является измерительным прибором! В этом суть экспертно-эниологического метода, как я его называю, - вхождение в волновой резонанс с ОИ и считывание с него соответствующей информации. А именно: 1) выбор ОИ; 2) выбор параметров измерения; 3) выбор эталона измерения и единиц измерения; 4) вхождение самому в измененное состояние сознания (ИСС) и настройка на резонанс с ОИ через его образ, имя, какие-либо качества; 5) иметь выбранный указатель ("стрелку прибора"), сигнализирующий о вхождении в резонанс и дающий отметку на масштабной шкале параметра. Процент ошибки измерения при 100%-м вхождении в резонанс не должен превышать 3-5% при повторных измерениях.

Настройка исследователя на энергоинформационную сторону Бытия как метод должна всё больше преобладать в науке, ибо, как свидетельствует квантовая физика, "мы в настоящее время воспринимаем незначительную часть информации, только одну из сторон, один из "способов описания" в виде локальных твердых объектов... Мы уже разучились воспринимать другой возможный "способ описания" в виде нелокальных полевых структур. Однако. мы в состоянии расширить свое восприятие. Во-первых, можно "размягчить" данный предметный мир и научиться воспринимать содержащуюся в нем дополнительную информацию. Для этого необходимо перейти в режим видения полевой энергетической структуры "твердых" объектов и даже структур, не имеющих предметного воплощения. Во-вторых, мы способны воспринимать и "проявлять" другие реально существующие проекции реальности, причем также в различных режимах, как в виде локального предметного мира, так и в виде нелокальных энергетических структур" [Доронин, с. 51]. Именно таким способом и были получены цифры таблиц данной монографии.

Что не решено в глобальной экологии - это проблема параметризации, т.е. проблема выбора общепринятых параметров, эталонов измерения и единиц измерения. Калибровка параметров может быть универсальная, либо индивидуальная. За эталон может быть взята какая-либо величина произвольно. Но для экологии важны не столько простые физические параметры, сколько интегральные, системные характеристики, которые удобней всего отражать в процентах. Относительно констант. Если два параметра создают устойчивую корреляционную связь между собой, то их произведение (обратная связь) или отношение, т.е. деление (прямая связь), будет равно константе. При прямой связи, типа больше = больше, меньше = меньше, имеем коэффициенты подобия, отражающие дополнительность свойств и впервые выявленные в механике (x/y=const). При обратной связи, типа больше = меньше, меньше = больше, отражающей полярность, противоположность свойств, имеем коэффициенты противоположности (дуальности), где уже произведение параметров равно константе (x х y = const - формула гиперболы, отражающая закон взаимодействия противоположностей). К коэффициентам подобия можно отнести пары: 1) интуиция/воля; 2) осознание дхармы/растворение кармы; 3) расслабление/концентрация и т.д. К коэффициентам дуальности в естествознании можно отнести пары произведений: проницаемости на сопротивление, энтропии на негэнтропию и т.д. В психологии ими являются пары: лицемерие-искренность, подлость-благородство, ярость-умиротворенность и т.д.

Существующий взгляд на мир, онтологическая модель науки общеизвестны. Но эта модель не может увязать в единое целое факты науки и объяснить наличие выше указанных эмпирических свойств наблюдаемого мира.

Как их можно объяснить? Из какой онтологической модели они должны вытекать? Наука в целом выделяет ряд основных параметров, которые она измеряет или вычисляет, а именно: форму, структуру, степень организованности, степень разнообразия, уровни организованности, протяженность (длина, ширина, высота), пространственный объем; импульс, форму движения, направленность движения, скорость движения, длительность движения (время), временной объем движения (хроноструктура), ускорение/замедление движения, плотность изменения движения (частота - в объеме движения и масса - в пространственном объеме), период изменения движения, амплитуда движения, ритм движения; фаза (сдвиг в системе параметров, рождающий солитон-ность, т.е взаимопроникновение систем друг в друга), гологра-ммность; энергия - произведение пространственной плотности (т.е. массы) на квадрат скорости; действие - произведение энергии на время; симметрия и ее элементы.

Эти параметры характеризуют континуум движения в 4-х ипостасях: как устойчивое, воспроизводимое, стационарное состояние движения (форма, протяженность, пространственный объем); как изменчивое, текучее, динамическое состояние движения, т.е. как процесс (скорость, ускорение, время, направленность, вид движения, объем движения, частота); как структурное, соорганизованное, внутреннее строение движения (структура, степень организованности, иерархичность, плотность изменений, ритм, симметрия); системное и метасистемное (вложенность движений одно в другое) - энергия, действие, уровни организации, масштабируемость (фрактальность), солитонность (многомерие).

Кстати, задайте себе вопрос: "Почему протяженность (пространственный объем) требует себе не одного параметра, а целых три?" Ведь физика исповедует тезис, что пространство однородно! А, значит, достаточно одной величины. Но физики, подспудно учитывая фактуру природы, которая в реальности неоднородна, и измеряют протяженность объекта по трем направлениям, чтобы учитывать эту неоднородность, создающую форму. В то же время для оценки объема движения они почему- то берут лишь один параметр - время. Ведь для оценки континуума движения и 25-ти параметров, выделенных выше, может быть недостаточно!

Какой вид должен иметь континуум движения, создающий наш изменчивый мир, с которого наука снимает вышеперечисленные параметры (и прочие, неуказанные)? И как он возникает и создает свою структуру?

<< | >>
Источник: Бугаев А.Ф.. Глобальная экология. 2010

Еще по теме 1.4. К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И МЕТОДАХ НАУКИ:

  1. § 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании
  2. Картина мира в гуманитарном познании
  3. 1. Поиски метафизического обоснования научной картины мира (40 - начало 60-х гг.)
  4. Развитие науки в период формирования классической научной картина мира
  5. Развитие науки в период формирования неклассической научной картины мира
  6. Развитие науки в период формирования постнеклассической научной картины мира
  7. 1.5. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
  8. ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
  9. 6.2, Современная научная картина мира
  10. 13.1. Научная картина мира и опыт
  11. Глава 6. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  12. § 1. Принципы современной естественнонаучной картины мира
  13. § 2. Философские проблемы физической картины мира
  14. § 3. Естественно-научная и гуманитарная картины мира
  15. § 2. Мир, картина мира, ценностно-смысловой универсум
  16. 1.4. К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И МЕТОДАХ НАУКИ
  17. Установка на реконструкцию языковой картины мира
  18. ГЛАВА 2. Ирония в научной картине мира. Виды и функции иронии
  19. 1.1.2. Английская языковая картина мира
  20. Глава 2. Социальная реальность в естественно-научной картине мира