<<
>>

Формулировки предмета экономике

  Если Маршалл всё-таки оставил в предмете переименованной им политической экономии «половину» пространства проблеме богатства, подчёркивая свою преемственность с классической теорией, то современный экономике («неоклассический синтез»), генетически ведущий своё происхождение и опирающийся на исходные принципы маршаллианской неоклассики, «богатству» в определении своего предмета места не нашёл.
Уже автор первого учебника по экономике П.Самуэльсон из всех известных ему определений её предмета, в т. ч. и как науки о богатстве, выбрал и отредактировал следующее, в котором нет упоминания богатства: «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества»1. В одном из распространённых современных американских учебников говорится: «Экономикс - это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов».[200] [201] Конечно, в экономике проблема богатства не обходится. Категория капитала остаётся центральной в системе его понятий и сохраняет характеристику современной рыночной экономики как капиталистической системы. Экономикс есть экономическая теория современного капитализма с развившимся многообразием, в т.ч. фиктивных, иррациональных, виртуальных, видов капитала, приносящих прибыль и образующих главное содержание национального богатства тех стран, где капитал определяет тип экономики. Это может подтвердить и международная Система национальных счетов (СНС), ориентирующаяся в статистической модели национального богатства на его структуру в развитых странах[202]. Но в определении своего предмета экономике не хочет упоминать главный элемент той экономической системы, которую он отражает в соответствии со своими методологическими принципами.
Можно предположить, что управляет здесь тот же (взявший теперь верх) мотив, что обозначился у Маршалла: стремление избежать в самом определении науки какой-либо намёк на острую социальную проблему бедности и богатства и его крайне фетишизированные финансовые формы, «гуманизировать» современный строй капитализма, подменить цель хозяйствования и соответственно «уточнить» предмет и задачи экономической теории. «Экономикс исследует, - сказано в том же учебнике, - проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека»[203].

120 лет прошло с тех пор, как преобразованная в экономике политическая экономия начала своё шествие на поле экономической теории в пространстве экономической науки и в университетских аудиториях в мундире микроэкономики, сшитом по маршаллианским лекалам. Вторую половину этого пути экономике прошагал, переодевшись в более просторный костюм, скроенный по модели «неоклассического синтеза», включившего в себя фрагмент кейнсианской макроэкономики. Можно считать, что именно с этим обстоятельством связан и корректив в формулировке предмета и цели исследования Экономикса, исключившего из этой формулировки понятие богатства. Прокламирование Дж. Кейнсом усиление роли государства как антикризисного регулятора капиталистической экономики мерами кредитной и бюджетной политики, практический курс американского президента Ф.Рузвельта в преодолении послекризисной депрессии и в одновременном проведении мощной социальной политики 30-х гг., а также осуществлении военных программ в первой половине 40-х гг., послевоенное развитие экономики США и западноевропейских стран при сильном регулирующем участии правительств - всё это отдавалось рефлексией и в западной обществоведческой мысли. Появились понятия «социальное государство», «смешанная экономика», «социальное рыночное хозяйство», «социально-ориентированная экономика». Не осталась в стороне и неоклассическая экономическая теория капитализма - экономике, объявив своей целью удовлетворение материальных потребностей людей, рост их благосостояния.

Является ли это принятием формулы социалистического хозяйствования? Нет, разумеется, хотя Я. Тинберген выдвинул идею конвергенции современного капитализма и социализма. П. Самуэльсон развил эту идею в тезисе о превращении современной рыночной экономики в «смешанную экономику», но, вызвав широкий фронт критики своих американских коллег, поспешил отречься от понимания этой формулы, как стирания принципиальных различий между экономическими системами капитализма и социализма. Что касается Кейнса - родоначальника макроэкономики, - то он, фактически учитывая опыт планового бескризисного хозяйства и крупные успехи в индустриализации СССР, категорически не принимал путь социалистического развития и даже решительных социальных программ Рузвельта, выступая за меры восстановления докризисного состояния экономики США и государственного обеспечения нормального функционирования частно-корпоративного капитала. Если, таким образом, макроэкономический подход в экономике не мотивирован признанием необходимости перехода к социалистической системе, то теоретически объяснить его формулировку предмета и задач исследования можно, видимо, только уходом от анализа специфических отношений и целей хозяйствования при капитализма и рассмотрение последнего с точки зрения общеисторических основ экономики. Впрочем, это - старая болезнь, которой изначально страдала даже классическая политическая экономия: смешение общего и специфического, средств, орудий производства с капиталом, труда вообще с наёмным трудом, земли с частной собственностью на землю и т.п. Экономикс не является изобретателем такой методологии, он продолжает следовать этой традиции, которая весьма помогает уходить от проблем выяснения сущности явлений, разгадки тайн товарно- денежного фетишизма, исследования причин социальной дифференциации в обществе. Отсюда и характеристика капиталистической экономики как рыночной системы, нацеленной на более полное удовлетворение материальных потребностей людей. Естественная подчинённость производства в конечном счёте потреблению человека превращается, таким образом, в специфическую установку капиталистического способа производства.

Однако вопрос о предмете современной экономической теории, при всё том, что господствующие в ней позиции занимает экономике как символ неоклассического синтеза, не замкнут границами этого «мейнстрима». Развивается и претендует на место «под солнцем» старый, «вебленовский» институционализм. С большим напором в ряды ранее известных направлений вторгается его конкурент - «неоинституционализм». Раздаются голоса отпочковавшихся и претендующих на самостоятельность теории эволюционной и переходной экономики. Воюет за признание теоретической науки «национальная экономика». И, конечно же, не исчезла с современного поля экономической теории политическая экономия, сохранившая не утратившие и сегодня свою актуальность и научную значимость достижения классической политической экономии как в смитовско-рикардианском, так и в марксистском вариантах. Вместе с тем она продолжает применять и развивать дальше их методологические и теоретические традиции, используя не только подходы, но и результаты их исследований как инструменты экономического анализа современной реальности с её многообразием типов экономических систем. Иначе говоря, старая 400-летняя политическая экономия не утратила своё научное «ядро», защищает от критики свои теоретические разработки и открытия и доказывает свою способность не только познавать и объяснять новейшие экономические процессы, но и прогнозировать доступные её научным методам изменения в содержании и структуре производственных (экономических) отношений. Кроме того, нельзя исключить из рубрики «экономическая теория» её историю, а в месте с ней и более широкую историю экономической мысли и экономическую историю, в которой экономическая теория видит взятый во времени свой общий материальный объект. При такой «многочленной» современной структуре экономической теории (а она, за исключением «национальной экономики», отнесённой к классу /«специальности»/ конкретно-экономических наук, и с добавлением «методологии экономических наук» официально не без теоретических оснований и практических соображений признана классификатором российской ВАК) ей должно отвечать такое определение предмета, которое так или иначе объединяло бы все названные части в одной системе.

Таким интегрирующим понятием являются экономические отношения, рассматриваемые в пространстве (теоретико - логический блок) и во времени (исторический блок). Весь первый блок ВАК относит к одной области исследования под названием «общая экономическая теория». Второй блок делится на две области соответственно двум экономико-историческим наукам, четвёртую область составляет «методология экономических наук», предмет которой можно определить как методология исследования экономических отношений. Ещё более сложную структуру представляет собой экономическая наука как отрасль всей науки в целом и как систем а экономических знаний (наук) - общетеоретических, конкретно-экономических, отраслевых, специальных; фундаментальных и прикладных.

Таким образом, учитывая глубокую дифференциацию современной экономической науки, неправомерно её отождествлять ни с экономической теорией, ни с общей экономической теорией, ни с политической экономией, ни с какой-либо иной особой экономической наукой. В свою очередь, ни одна из названных и других отдельных экономических наук не может претендовать на то, что только она имеет право на монопольное представление экономической науки. Совершается элементарная логическая ошибка, когда, например, точное высказывание «политическая экономия есть экономическая теория и экономическая наука» превращают в выражение «экономическая теория или даже экономическая наука это - политическая экономия»[204].

<< | >>
Источник: А. В. Бузгалин, д. э. н. М. И. Воейков, д. э. н. О. Ю. Мамедов, д. э. н. В. Т. Рязанов. Политэкономия: социальные приоритеты. Материалы Первого международного политэкономического конгресса. Т. 1: От кризиса к социально ориентированному развитию: реактуализация политической экономии.. 2013

Еще по теме Формулировки предмета экономике:

  1. Новые представления о научной рациональности
  2. Глава 19 Власть народа и рыночная экономика
  3. Глава IV: Природа экономических обобщений 1.
  4. 1. Регион как объект прогнозирования. Региональная экономика и специфика ее прогнозирования
  5. 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
  6. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.А.Велик
  7. § 1. Предметы ведения
  8. § 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  9. Формулировка оригинала
  10. Какова технология моделирования понятийно-терминологического аппарата диссертации?
  11. Предмет и метод политической экономии
  12. Наука о богатстве народов
  13. Формулировки предмета экономике
  14. Политическая экономия и экономике
  15. Политическая экономия и экономическая политика
  16. Роль метода в определении предмета общей экономической теории, её частей, задач, путей, логики исследования, системного изложения результатов, теоретических и практических выводов
  17. Предмет классической политической экономии и неоклассики