<<
>>

Философские основы эстетики М. Дюфренна.

Феноменологическая эстетика второй половины XX столетия ярко представлена во Франции. Тридцатилетний М. Дюфренн, вернувшись в 1945 году из германского плена, где в лагере он организовал «университет» для военнопленных, преподает философию в двух парижских лицеях как выпускник Эколь Нормаль.
С 1948 по 1952 год он сотрудник научной организации СНРС, а с 1952 года три года замещает в Сорбонне заболевшего Р. Байе, видного эстетика. Трудно сказать, тогда ли окрепла у него та тесная связь между философией и эстетикой, которая была характерна для него всю жизнь и которая позволила справедливо назвать собрание его статей «Эстетика и философия», вышедшее в трех томах (1967,1976,1981 гг.). Для эстетиков интерес представляют такие монографии, как «Поэтическое» (1963) и первая из них «Феноменология эстетического опыта» (1953), а также «Опись априори. Поиск первоначала» (1981) и последняя работа М. Дюфренна «Пиз и ухо» (1991). Единственная переведенная на русский язык статья называется «Кризис искусства» (вошла во второй том указанного сборника «Эстетика и философия» (1976)) и представляет несомненный интерес с точки зрения как оценок происходящего в искусстве, так и представлений о его важном месте в культуре. Эстетику М. Дюфренна нельзя рассматривать без анализа его философских взглядов. Будучи убежденным феноменологом, подключившимся к исследованиям в пору достаточно развитого метода Э. Гуссерля и значимости проблем человека (совместный с П. Рикером перевод работ К. Ясперса — «К. Ясперс и философия экзистенции» (1947), с предисловием самого К. Ясперса), Дюфренн полагал, что отношение субъектобъект, основополагающее для феноменологии, должно быть дополнено гувственной характеристикой субъекта и уточнением связей человека с «порождающей Природой», высшее достижение которой, по мнению Дюфренна, и есть сам человек, мыслящее, творческое существо.
<< | >>
Источник: Отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. История эстетики: Учебное пособие. 2011

Еще по теме Философские основы эстетики М. Дюфренна.:

  1. Глава 3. Нигилизм и онтологическая теория: концептуальные подходы
  2. Философские основы эстетики М. Дюфренна.
  3. Феноменологический метод