<<
>>

Место Эко в философских теориях искусства.

Исходным пунктом для своих философско-эстетических рефлексий У. Эко считает теорию информации, предполагающую теоретическую схему «отправитель — сообщение — адресат» в качестве универсальной для любого коммуникативного процесса.
В этом контексте и искусство рассматривается через преломление так называемого «художественного треугольника», вершинами которого являются автор, произведение искусства и реципиент. Конечно, коммуникативный процесс (а именно он и позволяет выявлять смыслы и интерпретационные модели в искусстве) не исчерпывается этими тремя вершинами (что отмечает и сам Эко, выявив более 10 инстанций, участвующих в человеческом акте коммуникации840 841), но эти вершины являются условиями возможности коммуникации и ее полюсами. Отношение автора и произведения искусства стоит в центре внимания различных психологических и социологических подходов к искусству; на исследование особенностей структуры произведения искусства вне его соотношения с автором и реципиентом обращают внимание различные структуралистские теории искусств; центром же внимания Эко (и традиции так называемой рецептивной эстетики) является процесс взаимоотношения реципиента и произведения искусства. Впрочем, было бы неверно думать, будто бы Эко просто занимает образовавшуюся нишу «художественного треугольника». Напротив, он настаивает на том, что и «авторские» интерпретации, и «структуралистские» явно или неявно, но предполагают опору на реципиентскую сторону процесса коммуни- нации, но не в качестве дополнительного учитываемого компонента интерпретации, а в качестве существенного элемента самого текста, его актуализации. Примечателен известный заочный спор между К. Леви- Стросом и У. Эко. Первого не устраивала ориентация Эко на читателя при анализе текста; напротив, считает Леви-Строс, произведение искусства представляется как объект, «который, будучи однажды создан автором, обладает, так сказать, жесткостью кристалла; и наша задача состояла лишь в том, чтобы выявить эти его свойства»*.
Нетрудно заметить структуралистскую ориентацию такого понимания произведения искусства. Эко же довольно остроумно парировал выпад против него, взяв в качестве примера знаменитый анализ бодлеровских «Кошек» К. Леви-Строса и Р. Якобсона и показав, что даже самый «до мозга костей» структуралистский анализ подразумевает «если и не конкретного эмпирического читателя, то по крайней мере некоего “адресата” в качестве абстрактного, но существенного составного элемента в процессе актуализации текста» 842 843. Пренебрежение реципиентом может привести к проблемам, далеким от интерпретации искусства. Но прежде чем обратиться к рассмотрению особенностей реципиента, следует понять, что такое само произведение искусства, каков его статус, характеристики, которые позволяют говорить о третьей вершине «художественного треугольника» как необходимой константе искусства. Для раскрытия особенностей произведения искусства как такового итальянский мыслитель вводит понятие «открытое произведение», определившее развитие толкования искусства во второй половине XX века.
<< | >>
Источник: Отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. История эстетики: Учебное пособие. 2011

Еще по теме Место Эко в философских теориях искусства.:

  1. Теория литературной эволюции
  2. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  3. Философские и социологические воззрения Чокана Валиханова.
  4. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВА
  5. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  6. ЛЕКЦИЯ 8 ИСКУССТВО КАК ЭТИКА ОБЩНОСТИ
  7. Сократическое начало философии Искусство вопрошания.
  8. § 4. Пути к изобретению философских понятий
  9. Философско-правовые идеи, этика и эстетика
  10. Историко-философские, этические и эстетические исследования
  11. Теория искусства Аристотеля. Мимесис и катарсис.
  12. О месте гувств в эстетигеском восприятии и задагах искусства в нахале Просвещения.
  13. Глава 16 ПОЗИТИВИЗМ: ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  14. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ
  15. Место Эко в философских теориях искусства.
  16. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РОССИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА XXI ВЕКА
  17. 3.1 Техническая революция в искусстве
  18. Приложение А. Перечень авторефератов по гендерной проблематике в философских науках (справочное)
  19. Анализ постмодернизма как социальной проблемы в философской публицистике «Литературной газеты»