<<
>>

РАЗДЕЛ 2. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Свобода и ответственность

Попробуйте ответить на вопросы, поставленные Э. Фроммом в книге «Бегство от свободы»: «Что такое свобода в смысле человеческого переживания? Верно ли, что стремление к свободе органически присуще природе человека? Зависит ли оно от условий, в которых живет человек, от степени развития индивида, достигнутого в определенном обществе на основе определенного уровня культуры? Определяется ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в себя и некое присутствие чего-то, а если так, чего именно? Какие социальные и экономические факторы в обществе способствуют развитию стремления к свободе? Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода - это заветная цель, а для других - угроза? Не существует ли - кроме врожденного стремления к свободе - и инстинктивной тяги к подчинению? Если нет, то как объяснить притягательность, которую имеет сегодня для многих подчинение вождю? Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если нет, то в чем состоит его сущность?»

Какое содержание вы вкладываете в формулу «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого?».

Какие варианты противоречий между «хочу», «могу» и «надо» вы готовы найти? «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

Как вы понимаете это высказывание?

Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным - не будучи нравственным?

У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

Помните знаменитую фразу А. де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? Согласны ли вы с этим? И что значит «приручить» кого-то? А вы «приручали»? А вас «приручали»?

Справедлива ли формула «Ты отвечаешь за все?»

Студентка И.

Ш. задает вопрос: «В каком возрасте родители должны предоставить ребенку свободу, чтобы он мог почувствовать свою ответственность? И нужно ли это?» Что вы думаете по этому поводу?

Может ли существовать свобода в условиях общественного мнения, нетерпимо относящегося к тем, кто с ним не согласен? Студентка Ю.Б. считает, что свободы поэтому вообще быть не может. А что думаете вы?

11.Что такое судьба и как соотносится с ней свобода воли?

12.Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

Какая нравственная коллизия содержится в следующем высказывании Овидия: «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного»? Почему, на ваш взгляд, так происходит?

Согласны ли вы с утверждением Вл. Соловьева: «Высшая нравственность требует некоторой свободы и для безнравственности»?

Прокомментируйте высказывание Ж.-П. Сартра: «Я отвечаю за все, кроме факта моей ответственности».

16.Оцените следующие высказывания выдающихся людей о свободе и ответственности. Согласны ли вы с ними?

Свобода - как воздух горных вершин - для слабых людей непереносима (Акутагава Рюноскэ, японский писатель, 1892-1927).

Настоящая отверженность бывает только личной. Человек краснеет один (Ф. Искандер, современный российский писатель).

Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнять (Т. Карлейль, английский философ, 1795-1331).

Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить (О. Бисмарк, немецкий канцлер и дипломат, 1815-1898).

Свободным я считаю того, кто владеет самим собой (Демокрит, древнегреческий философ).

Свобода выбора всегда была привилегией тех, кто мог позволить себе платить за нее (Э. Франкфорт).

Мошенники, ханжи и сумасброды, Свободу невзлюбив, шипят со всех сторон. Но если гений стал врагом свободы,-

Самоубийца он. (P. Бернс, шотландский поэт, 1759 - 1796).

Добро и зло

Существует ли абсолютное добро? А абсолютное зло? Что означает выражение «Из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

Раскройте сущность и содержание основных характеристик добра и зла.

В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли вы подставить левую щеку, если вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

В чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

Герой романа П.

Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты должен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего». Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?

Пользуясь древнекитайскими символами «Ян» и «Инь», проясните диалектику взаимосвязи и борьбы добра и зла.

Студентка И.Б. утверждает, что преимущество добра или зла обеспечивается за счет расширения, разбухания «зародышей» добра в зле и зла в добре, которые тем самым поглощают своих антагонистов. Студент К.У. считает, что победа одного над другим происходит за счет увеличения «количества» одного, перемещения в результате этого диафрагмы и вытеснения тем самым другого. А как думаете вы?

Что, на ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло? Смертная казнь в обществе - добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли вы с этим?

Какое понимание добра заключено, на ваш взгляд, в словах А. Швейцера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

«В политике, как и в морали, нежелание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

Возможны ли добродетели без пороков?

Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие вашей точке зрения.

На семинарском занятии развернулась дискуссия по поводу утверждения Сократа о том, что причина зла - в невежестве. Но студент Е.Р. считает, что многие просвещенные люди сознательно творят зло, следовательно, причина - не в невежестве. Более того, по мнению И.Д., творящий зло может быть глубоко уверен в своей правоте. И вообще, невежественный человек счастлив в своем неведении, а образованный осознает свое ничтожество. «Тогда является ли знание добром?» - спросил А.П. Кто же прав: студенты или Сократ? На чьей стороне вы?

Как вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф. Ницше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

16.Что побуждает человека делать зло?

«Я считаю, что добро и зло будут всегда в равных количествах», - утверждает студентка М.Т. А как считаете вы?

Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают НАСИЛЬНО?

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда - добро, а ложь - зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

«Пусть раньше все базировалось на страхе, но народ точно знал, что плохо и что хорошо. Сегодня же в условиях свободы он растерян», - считает студент П.К. Можно ли точно знать, что хорошо и плохо? И для чего в таком случае человеку свобода?

«Неужели Дон Кихот с его бестолковыми поступками может быть идеалом борьбы со злом?» - спросила у группы студентка В.З. Что бы ответили ей вы?

«Возможна ли победа добра над злом? Ведь всегда и везде мы сталкиваемся с торжеством зла», - утверждает студент П.К. А как считаете вы?

«Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?» - спрашивает студент Б.К. Что ответите вы?

Как вы объясните с позиций гуманистической этики следующее утверждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

«Что лучше, - спрашивал в свое время Микеланджело, - зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и вы на этот вопрос.

Страдание

Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

Как вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?

Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным:

если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций - смирение и покорность;

если человек к тому же видит в страдании возможность искупления;

своей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением;

если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них.

Какие исторические или жизненные примеры вы можете привести в подтверждение различных форм принятия страдания?

Почему страдание является средством познания других людей?

Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

«Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана»;

«Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания»;

«Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость при счастье ближних им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие».

На семинаре разделились мнения студентов по поводу известного высказывания Аристотеля: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Часть студентов соглашалась с этим, считая, что страдание делает человека способным к состраданию. Другие утверждали, что страдание озлобляет и вызывает желание причинять такие же страдания другим. Третьи считали, что способными к состраданию могут быть и люди, не перенесшие страдания. От чего зависят различия во взглядах студентов на страдание и сострадание?

Всегда ли и все ли мы должны прощать «врагам нашим» ? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла? Каковы границы нашего милосердия и помощи ближнему? На кого должно распространяться наше сострадание: только ли на человека?

Оцените следующие высказывания выдающихся людей о страдании и сострадании. Согласны ли вы с ними?

Страдание - самое быстрое животное, которое довезет вас до совершенства (И. Экхарт, немецкий проповедник, 1260 - 1327).

Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком (Д. Картер, 39-й президент США).

Хотя мир полон страданий, он полон также и средств, чтобы превозмочь эти страдания (Х. Келлер, автор пособия для глухих и слепых, 1880 - 1968).

Легче страдать, когда знаешь - за что (Р. Роллан, французский писатель, 1866 - 1944).

Жизнь нуждается в сострадании. Наши души - как топоры... Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры (А. Дементьев, советский поэт).

Долг и совесть

Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или можно «обойти» долг стороной?

Как вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?

В.Г. Белинский писал: «Совесть никогда не бывает во вражде с убеждением, будет ли оно истинным или ложным». Прав ли он?

Попробуйте проанализировать события повести С. Лема и фильма А. Тарковского «Солярис» с точки зрения нравственных категорий. Каких? Как они действуют?

Что, на ваш взгляд, явилось для Раскольникова подлинным наказанием за совершенное им преступление?

Какой из следующих «вариантов» исполнения долга представляет, на ваш взгляд, «высшую» и «низшую» его форму:

из боязни осуждения за его невыполнение;

с целью заслужить общественное признание;

в результате понимания необходимости;

по внутренней потребности?

Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

«Хочу» и «должен»... Неизбежно ли противоречие между ними?

Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?

Совесть и стыд. Что чему предшествует?

Студент А.Т. интересуется: совесть - это то, что не допускает, или то, что позволяет? Может ли наша совесть: а) не позволить позволительное; б) позволить непозволительное?

Студент А.Х. поставил перед аудиторией вопрос: «Долг солдата, присягнувшего на верность Родине, - выполнять приказ командира. Как быть со своей совестью, если этот приказ заставляет его стрелять в мирных жителей?»

«Не бывает людей без совести, - считает студентка Е.В.- Если человек действует не по совести, то он либо сознательно идет на это, либо психически болен». Согласны ли Вы с ней?

«Откуда берется совесть? Она воспитывается у ребенка родителями или заложена природой?» - интересуется студентка А. Т.. Как бы Вы ответили ей?

Как Вы считаете, имеет ли под собой реальную основу высказывание «Совесть есть порождение страха»?

В чем, на Ваш взгляд, заключается «сыновний долг»? Предполагает ли он необходимость жертвовать ради родителей своими интересами?

Писатель И. А. Гончаров утверждал, что «не полюбивши долг, нельзя его исполнить». Согласны ли вы с этим?

Расшифруйте следующее утверждение Л. Фейербаха: «Нечистая совесть - это только ущербленное (мною) стремление к счастью другого человека, скрывающееся в глубине моего собственного стремления к счастью». «Получается, что человек, отрицающий свой долг («я никому ничего не должен»), добровольно отказывается от своей свободы», - с удивлением воскликнул студент Ю.П. Согласны ли вы с его выводом?

Студент С.С. считает: «Долг перед самим собой - основание всех других видов долга». Выскажите ваше отношение к его позиции.

20.Что имел в виду Ф. Ницше, говоря: «Моральные люди испытывают

самодовольство при угрызениях совести»?

21. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о долге и совести.

Согласны ли вы с ними?

Долг - это очень личная вещь! Она проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (Мать Тереза, монахиня, 1910-1997).

Когда глупый человек делает что-то, чего он стыдится, он всегда заявляет, что повинуется долгу (Б. Шоу, английский драматург, 1856 - 1950).

Долг - это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд английский писатель, 1856 - 1900).

Угрызение совести - это больной зуб, растущий из самой глубине отчаявшегося сердца (Э. Долберг, американский писатель, историк, философ, 1900 - 1977).

Бог каждого человека - его совесть (Менандр, древнегреческий поэт драматург).

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э.М. Ремарк, немецкий писатель, 1898 - 1970).

С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир - никогда (А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583 - 1651).

Честь и достоинство

В чем вы видите различие понятий честь и достоинство?

Студент К.М. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства?

Рассмотрите различные варианты корреляции чести и достоинства и подберите жизненные примеры для их подтверждения или опровержения.

Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

Что значит «гражданская честь»?

Что вы понимаете под «профессиональной честью»?

Что значит честь семьи?

Честолюбие - хорошо это или плохо?

Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».

Актуально ли изречение Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?

У некоторых людей скромность доходит до самоуничижения, а гордость превращается в гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе

тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов? 12. Оцените следующие высказывания о чести и достоинстве. Согласны ли вы с ними?

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеиндийское изречение).

Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский историк).

Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург, 1640 - 1723).

Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский лексикограф, 1765 - 1824).

Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести, даже под благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, английский писатель, 1812 - 1870).

Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании, 1874 - 1965).

Счастье

Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построит дом, воспитает сына и посадит дерево. Как можно истолковать это высказывание? Согласны ли вы с ним?

Счастье каждый понимает по-своему? Существует ли некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

Считаете ли вы, что «счастье - это когда тебя понимают?» Почему?

Как Вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»? В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

Правильно ли выражение «бессмысленная жизнь»?

Индийское изречение гласит: «Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался». Как это связано со смыслом жизни человека?

Какие недостатки и опасности модели счастья как обладания благом вы можете назвать?

Действительно ли «человек - кузнец своего счастья»?

Поясните высказывание Демокрита: «Счастье и несчастье - в душе».

Действительно ли «правда - хорошо, а счастье - лучше»?

«Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели только бьпъ красивыми» (Б. Фонтенель). Переведите это высказывание на язык этики, используя термин «смысл жизни».

12.В истории этики счастье всегда оценивалось двояко. С одной стороны, считалось, что счастье - одно из прирожденных прав человека: «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали» (Л. Фейербах). С другой - этика рассматривала счастье как вознаграждение за добродетель: «Этика учит... как быть достойным счастья» (И. Кант). С каким из этих положений вы согласны, и какие моральные качества и добродетели могут, на ваш взгляд привести человека к счастью?

<< | >>
Источник: М.А. Дедюлина. Этика: Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд- во ТРТУ,2005. - 100 с.. 2005

Еще по теме РАЗДЕЛ 2. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ:

  1. РАЗДЕЛ 1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  2. РАЗДЕЛ 2. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
  3. 4. Этические основания: этический индивидуализм и благосостояние
  4. г) Этический идеал суфийских мыслителей.
  5. Группа B. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетического, образовательно-информационного и воспитательно- этического подходов Медиаобразовательная модель С.Н.Пензина [Пензин, 1987; 2004] *
  6. 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  7. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
  8. § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  9. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Болдырихина В.Н.
  10. 1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта
  11. Этическое отношение к природе
  12. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОТРУДНИКА «ИНСТРУМ-РЭНДа»/>(в сокращении) ПРЕДИСЛОВИЕ
  13. Основные категории педагогики
  14. 2. Узловые разделы военно-психологической науки середины Х1Х - начала ХХ века
  15. Жизнь как категория философии
  16. 1.1. Категория субъекта в антропоцентрической парадигме
  17. 2.2. Категории действия, поведения, деятельности
  18. 2.8. НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
  19. Компетентностный подход в профессионально-педагогическом образовании и его основные категории
  20. 3.3. Категории и принципы синергетического подхода в социогуманитарном знании