Задать вопрос юристу

Глава 9 РОМАНТИЧЕСКАЯ ДУША В ПОИСКАХ ФОРМЫ

Романтизм возник внутри глобальной мировоззренческой революции, начавшейся в Европе на рубеже XVIII-XIX веков и развертывавшейся на протяжении двух последующих столетий. Этот процесс затронул все сферы сознания и деятельности и привел к смене парадигм мышления и всей культуры в целом.
Его суть состоит в утверждении в системе европейских культурных ценностей свободы творчества субъекта и самоценности личности, исторического мышления и универсализма. Несмотря на исторически краткий срок существования этого движения — в период апогея в отдельных проявлениях около 20 лет,— его культурная значимость и влияние на будущее оказались очень значительными: он пребывал в разных образах, например символизма, неоромантизма и постромантизма, почти до конца XIX столетия — «умирал в естествознании и хранился в науках гуманитарных, исчезал в живописи и доживал в книжной иллюстрации, сходил со сцены драматических театров и воскресал к вящей жизни на сцене музыкальной, все равно, было ли это искусство антагонистов, оперы Верди или оперы Вагнера: и тот и другой имели свои собственные связи с романтизмом»х. Рубеж XVIII и XIX веков, а затем вся первая половина XIX столетия были временем острых социальных конфликтов, начавшимся Великой французской революцией и последовавшими за ней социальными переворотами и войнами, это было время столкновения различных социаль- 356 ных и мировоззренческих позиций, которое затрагивало личные судьбы, стимулировало личностное самоопределение. Само мировоззрение этого поколения людей несло черты юной зарождающейся культуры, с присущими этому возрасту метаниями, максимализмом, энтузиазмом, проекцией себя на весь мир. Новое мировоззрение еще только находилось на начальной стадии формирования, которая и осуществлялась через умы, сердца и души романтиков, поэтому их идеи объективно не могли быть концептуально и системно оформленными. Кроме того, многие структуры мышления, которые, как известно, наиболее устойчивы к внешним воздействиям, остались с прошлой эпохи и несли на себе отпечаток просветительских, классицистских позиций, например образа античности как Золотого века культуры, утопических ожиданий прекрасного будущего, которое непременно наступит под влиянием духовных преобразований, и т. п. При всей революционности романтического мировоззрения оно не возникло на пустом месте, а было тесно связано с духовным контекстом своего времени, который наряду с романтизмом составляли воззрения И. Гете и Г. Гегеля, идеи предшественников: И. Канта (о творческой активности субъекта и связующей роли эстетики в культуре), И. Фихте (о свободном самосознающем субъекте, постигающем себя через другого), просветительские представления о единстве чувства, разума и воображения и целеустремленности культурного творчества, сентименталистские — о культурной значимости сферы чувственности. Младшими современниками романтиков были Т. Готье и Ш. Бодлер, ставшие идеологами последующих эстетизма и символизма, сторонники «одомашненного романтизма» в лице «бидермейера», и, наконец, не менее влиятельные в художественной картине XIX века реалисты и неоклассицисты. Таким образом, романтизм не был ни единственным, ни самым масштабным культурным движением первой половины XIX века, но он был первым, прокладывавшим путь к становлению культуры нового типа: «Весь романтизм — в движении к новому, в переходе, в динамике, которая осмысляется как разрушение и восстановление, как разрушение и строительство. Если рассматривать романтизм во всей полноте осуществившихся возможностей, то романтизм — это не такая-то «школа», не такое-то направление и не взгляды такого-то теоретика, а лишь определенное закономерно-противоречивое и драматическое по своему выражению соотношение языков культуры на историческом переломе рубежа веков.
Этим объясняется исключительное многообразие романтических идей, появляющееся на кратчайшем отрезке исторического развития» *. Романтики вступили в европейскую культуру оригинальными голосами неповторимых индивидуальностей и национальных вариаций идейного и художественного созидания. Немецкий, английский, французский, русский романтизм отличались друг от друга темами, их трактовками, ассимиляцией культурных влияний. Так, немецкому романтизму были присущи наибольшая философичность и мировоззренческая объемность, мифологизм и мистицизм, французскому — социальная гражданственная направленность, английскому — мотивы сентиментализма и религиозности, русскому — психологизм, мягкий отсвет европейских движений и переплетение с реалистическими и классицистскими тенденциями. Несмотря на внутреннюю противоречивость и многообразие вариаций, романтизм можно рассматривать как определенную историческую целостность, включающую ранний и поздний этапы развития воззрений. Расцвет раннего романтизма, лидером которого было сообщество немецких авторов из города Йена, приходится на конец 1790-х — 1820-е годы. В это время ярче всего проявились устремления к мировоззренческому универсализму, философизации идей, энтузиастическая вера в осуществимость духовных идеалов в действительности, превалирование содержательных смыслов над их языковым оформлением. Поздний романтизм складывается в 1840-е годы, когда появляется своего рода мода на романтизм, что, может быть, и свидетельствует об идейном кризисе движения, ставшего следствием нарастания конфликта с реальностью. Пафос идейной целеустремленности сменяется настроениями пессимизма, сарказма, трагичности, вместе с тем отчуждение от реальности заставляет сосредоточиться на проблемах языка, выразительности формы, что привело к взлету художественного мастерства романтических авторов, к расцвету искусства романтизма в целом, хотя и ценой его самоизоляции от реальной жизни. С этого времени начинают развиваться разнообразные вариации романтизма в сторону эстетизма, символизма, декаданса. Всю историю романтизма можно охарактеризовать как неожиданно быстрое умирание, а потом долгое возрождение. Эстетике романтики придавали особое значение, хотя «с эстетикой как специальной академической дисциплиной, основанной 357 А. Баумгартеном, романтизм имел мало общего»Традиционные категории классической эстетики — такие как прекрасное, возвышенное, гений, гармония — романтики трактовали, исходя из общемировоззренческих представлений, — эстетика оказывалась синонимом саморазвивающегося универсума, явленного переживанию человека-индивидуума в конкретных формах и образах бытия. Этот тип освоения опирался на принцип органического взаимопроникновения противоположных начал: субъекта и объекта, идеального и реального, духовного и материального, индивидуального и общего в универсальной, развивающейся целостности, действие которой осуществляется эстетическим и художественным способом. Эстетика раскрывала новые смыслы натурфилософии, науки, религии, мифологии, искусства, жизненной практики. Романтики сознательно стремились к стиранию грани между искусством и жизнью, т.е. к «сверх-искусству» и «сверх-жизни», хотели объять и соорганизовать в универсальном синтезе все существующее и, тем самым, обнаружить неведомый раньше порядок мироустройства. В этом отношении их намерения нельзя считать a-системными, другое дело, что не всегда они были в состоянии выразить свои воззрения системно-теоретически, их стиль, далекий от научной строгости, логической последовательности, был скорей художественно-выразительной рефлексией, призванной не столько доказывать и обосновывать, сколько увлекать, возбуждать, проповедовать, завоевывать.
<< | >>
Источник: Отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. История эстетики: Учебное пособие. 2011

Еще по теме Глава 9 РОМАНТИЧЕСКАЯ ДУША В ПОИСКАХ ФОРМЫ:

  1. Фридрих Шлегель. Романтическая ирония.
  2. Глава XНАПІА ДУША НЕ ИЗВЛЕКАЕТ СВОИХИДЕИ ИЗ САМОЙ СЕБЯ;НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ
  3. Глава первая. В поисках себя
  4. Глава 6. ПОИСКИ НОВОГО ОСМЫСЛЕНИЯ БЬГГИЯ
  5. ДУША
  6. Глава четвертая Поиск счастья через боль
  7. Глава пятая Поиск целостности через отчуждение
  8. Глава 12 Поиск правды
  9. 4. Что такое «душа»?
  10. Душа § 388