<<
>>

Тема 8 ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА

Эволюция представлений о судьбе в истории общества

Структура судьбы и сценарий ее реализации

Счастливая и несчастная судьба: критерии оценок

При анализе первого вопроса необходимо рассмотреть исторические модификации осмысления судьбы в европейской культуре: фатально-героическую (античность), сакрально-фаталистическую (средневековье), антропоцентрическую (Возрождение), натуралистическую (Просвещение), эволюционную (XIX век), технократическую (XX век).

В религиозной традиции индивидуальная судьба человека объясняется фаталистически, но при этом обосновывается как жесткая (ислам, иудаизм, христианство), так и мягкая форма (конфуцианство, даосизм, индуизм) предопределения жизненного пути человека Высшей Реальностью. В связи с обострением социокультурных противоречий в XX веке проблема судьбы получает трагическое звучание в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В современном обществе происходит повышение интереса к астрологии и хиромантии, усиление внимания науки к прогнозированию судьбы отдельного человека и общества в целом.

Раскрытие второго вопроса предполагает выделение и характеристику структурных элементов судьбы (фортуна, фатум, призвание, свобода воли) в их взаимосвязи и единстве.

В современных этических, психологических и теологических концепциях получили всестороннюю разработку два главных способа реализации судьбы: быть самим собой и быть другим. Важнейшим средством формирования жизненного

пути выступает родительское программирование, закладывающее основы отношения человека к самому себе, другим людям, собственной судьбе.

Анализ третьего вопроса целесообразно начать с обоснования положения о том, что понимание счастья человеком в решающей мере предопределяет оценку его судьбы. Духовный опыт человечества показывает, что средства, ведущие к счастью, нельзя отождествлять с самим счастьем, что качественной характеристикой счастья является состояние длительного и полного удовлетворения, радости, что счастье - это награда личности за добродетельную жизнь, которую надо заслужить. Религиозно-этические учения придают большое значение вопросу как стать достойным счастья, взаимодействию в судьбе человека счастья и несчастья.

Литература

Гусейнов А. А., Апресян Р. П. Этика. М., 1998.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Попов Л. А. Этика. М., 1998.

Татаркевич В. О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

ВОПРОСЫ

¦S Почему в этике идеальным представляется счастье мудреца?

S Как соотнести критерий длительности счастья с тем, что каждый знает на практике: счастье мимолетно?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 8 ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА:

  1. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  2. 4. "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?"
  3. ЖИЗНЬ И СУДЬБА
  4. Человек и бытие
  5. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  6. 2. Человек и его отчуждение
  7. JI. Н. Митрохин Протестантская концепция человека
  8. ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ДОБР. ДОБРО И ЗЛО ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
  9. Человек без личности: антиномия — трагическая или ложная?
  10. Глава 8. Обнаружение Его, дворца
  11. Развитие человечества и его культурно-историческое единство в философии истории Страхова
  12. Т. А. Михайлова ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ «СУДЬБЫ» в ДРЕВНЕИРЛАНДСКОЙ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ *
  13. ГЛАВА 2 ГОЛ 1904-й. Страна восхоляшего солнца начинает войну. Порт-Артур
  14. Глава VI FAKE-СТРУКТУРЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ТЕМАТИКИ - РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  15. Послесловие: Берия как человек
  16. Рецензии Русская грамматика для русских Виктора Половцова (старшего).
  17. ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — ЭТО ЕСТЬ АКТИВНАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
  18. ТРУД В ЕГО ПСИХИЧЕСКОМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ
  19. Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ
  20. «О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА» (персонализм Бердяева)