<<
>>

Тема 9. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Потребность человека в осмыслении жизни

Этические и религиозные интерпретации проблемы смысла жизни

Проблема утраты смысла жизни в XIX - XX веках и варианты ее разрешения

Изложение первого вопроса следует начать с доказательства близости понятий «смысл» и «ценность», выявляющих отношение человека к значимым для него объектам.

Стремление к поиску и осуществлению смысла своей жизни выступает важнейшей потребностью человека. В ее основе лежит способность человека как духовного существа выходить за пределы своего повседневного бытия. Смысл жизни относится к разряду высших ценностей и идеалов, определяющих духовное содержание жизни личности.

Второй вопрос предполагает анализ основных результатов светских и религиозных поисков целей человеческой жизни. В истории философской мысли существовали различные концепции смысла жизни. Он усматривался в стремлении к счастью посредством развития лучших качеств человека (Аристотель, Эпикур), реализации творческих способностей личности (эпоха Возрождения), выводился из духовных аспектов человеческого бытия (Г. Риккерт, С. Л. Франк).

Религия исходит из того, что конечное предназначение человека лежит за пределами его земного существования. Смысл жизни заключается в приобщении к Священному через личностное самосовершенствование и спасение.

При изложении третьего вопроса важно охарактеризовать этические и религиозные варианты решения проблемы утраты смысла жизни в XX веке. Согласно экзистенциализму (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), смысл жизни состоит в реализации человеком своего предназначения. Отсюда основное смысложизненное требование - быть самим собой. В русской религиозной философии (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой) утверждается соборное

начало, в котором индивидуальность получает новое содержание. Основой смысла жизни человека является нравственная основа национальной традиции.

Литература

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов М., 1989.

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 2000.

ВОПРОСЫ

S Ф. М. Достоевский говорил, что надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Вы с этим согласны? S «В раю больше запретов, чем в аду», - гласит еврейская пословица. Как Вы понимаете ее смысл?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 9. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ:

  1. Тема 9. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
  2. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
  3. ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ
  4. ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
  5. Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА
  6. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  7. §316 Непрочитанные лекции. Первый опыт феноменологии религии
  8. КРИТИКА РЕЛИГИИ. АТЕИЗМ. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
  9. 1. «АгниЙога» – этика или религия?
  10. 2. Секта или «синтез всех религий»?
  11. Этика в клинической психологии.
  12. §10. Поиск аподиктических основ в феномене жизни (Эдмунд Гуссерль)
  13. ЖИЗНЬ История поисков смысла жизни
  14. И. И. Терлюкевич, Н. И. Мушинский ЛОГИКА И ЭТИКА П. АБЕЛЯРА КАК ПРИМЕР КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА НАУКИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
  15. Н. И. Мушинский КУРС ЭТИКИ в ВУЗЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  16. Глава 14 РЕЛИГИЯ