<<
>>

Тема 5. Нравственные искания ХХ века

Попытка создания новой морали

Мировые тенденции развития нравов

Существует ли нравственный прогресс?

При анализе первого вопроса надо исходить из того, что возникновение нового класса - пролетариата повлекло за собой выработку новой морали.

Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда, диктует его коллективистскую ориентацию. Однако судьба пролетарской морали оказалась плачевной. С победой Октября в массовом сознании возникли определенные иллюзии относительно роли морали в обществе. Этап с 1930-х до 80-х годов был периодом полного беззакония и аморализма. Современная нравственная ситуация в нашей стране вызывает всеобщие сетования. Оздоровить же духовные тенденции необходимо на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей над национальными и групповыми интересами.

Раскрывая второй вопрос, необходимо выделить четыре основные мировые тенденции в развитии нравов:

усиление общечеловеческого начала в нравственности на основе единства моральной истории, морального сознания, способа мышления, норм и представлений;

гуманизация всего общественного миропорядка, формирование экологической этики;

расширение сферы применения морали (например, применение нравственных критериев в политике);

обусловленность ряда специфических нравственных проблем научно-технической революцией (освобождение человека от монотонного труда, избавление от многих болезней и продление жизни, ответственность ученых за последствия своих изобретений и других).

Анализируя третий вопрос необходимо привести факты, свидетельствующие об «облагораживании» человеческой породы:

во-первых, сфера применения норм морали становится все шире;

во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни;

в-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали;

в-четвертых, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия.

Литература

Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Природа. 1988. № 11.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1989.

Смертная казнь: за и против / Сост. О. Ф. Шишов, Т. С. Парфенова. М., 1989.

Титаренко А. И. Критерий нравственного прогресса. М., 1967.

Петропавловский Р. В. Диалектика прогресса и становление нравственности. М., 1978.

ВОПРОСЫ

S Регламентирует ли уголовный кодекс соблюдение десяти библейских заповедей?

S Каково Ваше отношение к существованию смертной казни?

S Как сочетается плюрализм мнений и общечеловечность ценностей в морали?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 5. Нравственные искания ХХ века:

  1. Тема 5. Нравственные искания ХХ века
  2. II. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 54.
  3. 1. Конструктивно-полагающая природа познания и понятие нравственного закона у Хр.Л.Крузия
  4. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
  5. 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
  6. 11.5 Культура России XX – XXI веков
  7. ТРАДИЦИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА *
  8. Государство и культура России во второй половине XIX века
  9. ЧЕЛОВЕК И МАШИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ XXI ВЕКА Колесников А.В., Сиренко С.Н.
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Нравственная философия. Идеалы и ценности
  12. Испанское искусство XVII века
  13. Изобразительное искусство XX века. Основные направления
  14. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  15. Философские дискуссии в России в первой половине XIX века
  16. ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИКА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
  17. 2.1. Поиск духовно-нравственных ориентиров в литературе Серебряного века
  18. 2.2 Любовь и семья как нравственные доминанты СМИ РПЦ
  19. §1. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО: СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЖИ, ИДЕИ.