<<
>>

Тема 4. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

История и нравы общины.

Простейшие нормы нравственности.

Нравственная регуляция эпохи феодализма.

Буржуазная мораль.

Начать освещение первого вопроса нужно с краткой характеристики признаков общины.

Община - это такой коллектив, который обладает собственностью на занимаемую территорию, распоряжается землей, имеет общий культ и руководствуется принципом самоуправления. Нравы такого сообщества отличают взаимопомощь, круговая порука, действие «всем миром». Устойчивость этой социальной структуры обусловливает некоторые общие черты нравственных отношений во всех обществах, чья экономика основана на сельском хозяйстве: сочетание личного и коллективного интереса, существование шаблона поведения, утверждение морального равенства, непосредственные личные контакты между членами общины.

Второй вопрос требует освещения некоторых аксиом человеческого общежития: почитание отца, послушание старшему, забота о слабых; патриотизм, экологичность мышления; коллективистская ориентация сознания и других. Эти нравы, дошедшие до наших дней, являются фундаментом общечеловеческих нравственных ценностей.

Освещение третьего вопроса нужно начать с рассмотрения христианства как факта моральной истории. Необходимо назвать духовные ориентиры христианства, которые обогатили и развили моральный опыт человечества (любовь к Богу, гуманизм, милосердие). Затем показать как нравственные отношения эпохи феодализма определялись отношениями между сословиями.

При изложении четвертого вопроса нужно вначале охарактеризовать условия возникновения капитализма: развитие машинного производства, свободного рынка рабочей силы, активное движение товаров и капиталов. Все это разрушает сословное деление общества и приводит к появлению индивидуалистической морали. Основным нравственным признаком буржуа является культ денег и мышление в денежных категориях. Далее надо показать все плюсы и минусы буржуазной морали, как и всякой нормативной системы.

Литература

Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М., 1994.

Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 4. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ:

  1. Тема 4. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
  2. Глава 8 Причины и следствия
  3. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  4. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ И АКЦЕНТИРОВАНИЕ РОЛИ БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
  5. Тема 4. Современная система социально-педагогической деятельности в России
  6. БИБЛЕЙСКИЙ ЛУЧ (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)
  7. Монархические концепции права
  8. Основные участники философского процесса
  9. §3.1. Циклы и векторы истории
  10. Христианский гуманизм как методологическая основа образования и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии в народосберегающих технологиях
  11. ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. 1952год
  13. ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  14. Глава 1 Об опыте нравственной путаницы
  15. Древний Рим (Собственность и свобода)
  16. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования