<<
>>

Тема 16 ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Отношение к животным и религиозно-культурные традиции.

«Права» животных как проблема нравственности.

3. Моральный статус животных и экологическое сознание.

При освещении первого вопроса предлагается проанализировать различные взгляды западных ученых (Л.

Уайта, Б. Миллера, П. Сингера, Дж. Барра и других) на проблему культурно-исторических предпосылок современного экологического кризиса. Американский исследователь Л. Уайт усмотрел причину исчезновения гуманности в отношении к природе в нравственно-религиозных нормах христианства с его антропоцентризмом. Этот тезис был поддержан А. Тойнби, Г. Коксом, Т. Мертоном и другими. Историк и культуролог А. Тойнби считает назревшей практической задачей осуществление «религиозной контрреволюии», то есть отказ от негативного монотеистического опыта «обживания» Земли и ориентация на древний языческий пантеизм и восточные культы (даосизм и буддизм) как основу гуманного мышления и поведения.

Раскрывая второй вопрос необходимо отметить, что в последние годы внимание ученых сконцентрировано в основном на определении ценностного статуса природы и животных. Еще в конце XIX века английский ученый Г. Солт, возглавлявший Общество по предупреждению жестокого обращения с животными, говорил, что законодательная практика борьбы с жестокостью по отношению к животным является косвенным признанием прав животных. Позднее ученые пришли к выводу, что вопрос о «правах» животных содержит два аспекта: имеют ли люди обязательства перед животными и являются ли животные субъектами морали? Представители европейской культурной традиции на первый вопрос отвечали утвердительно, а на второй давали отрицательный ответ, что, однако, не означало оправдания жестокого обращения с животными. Радикальные защитники прав животных П. Сингер и Т. Риган, например, признавая интересы животных равными интересам людей, призывают к вегетарианству и отказу от использования животных в экспериментах.

Анализируя третий вопрос нужно сказать, что в формировании нравственного отношения к животным определяющую роль играет сострадание.

Нравственное отношение к природе, эмоциональная близость к животным предполагает достаточно высокий уровень эмоционального и морального развития человека. В этом творческом процессе решается задача нахождения такого способа жизненной самореализации, который приносил бы человеку ощущение полноты жизни, отвечал бы росту духовных и материальных потребностей.

Литература

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопросы философии. 1986. № 2.

Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

ВОПРОСЫ

¦S «Животные не обладают разумом, значит, они не имеют никаких моральных прав». Как Вы относитесь к такому аргументу?

¦S Как Вы оцениваете перспективу прекращения истребления животных на Земле?

¦S Как Вы можете объяснить сохранившийся в некоторых российских селах обычай так называемой «ссоры» с домашним животным перед его забоем?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 16 ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА:

  1. Тема 16 ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
  2. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
  3. ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ
  4. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  5. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  6. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  7. 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
  8. 7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
  9. 1.Антропология как фундаментальная философская наука
  10. Я и МЫ (проблема общества)
  11. 2 Проблема необходимости познания и свободы воли у И.Н.Тетенса
  12. 2 Проблема „реальных оснований" познанияи критика „грезящей метафизики91 (первая половина - середина 60-х гг.)
  13. § 2. ЛОГИКА КАК НАУКА
  14. ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  15. О. С. Наумова СВОБОДА ВЫБОРА КАК НЕОБХОДИМОСТЬ и условие духовно-нравственного становления лИЧНОСТИ