<<
>>

Тема 14 ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ

Что такое насилие?

Насилие и государство

Этика ненасилия

Раскрывая первый вопрос необходимо отметить, что понятие насилия имеет явно негативный нравственный оттенок.

В большинстве этических и религиозных учений насилие считается злом. Вместе с тем общественное сознание, в том числе и этика, допускают ситуации нравственно оправданного насилия (в виде исключения и в рамках негативного нравственного отношения к нему). Далее следует раскрыть суть двух подходов к пониманию насилия:

в широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех разновидностях и формах (убийство, ложь, лицемерие и другие);

в узком смысле насилие сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу (телесные повреждения, ограбления, поджоги и т.д.).

Таким образом, насилие есть посягательство на свободу человеческой воли.

Освещая второй вопрос, нужно выделить три основных признака в отношении государства к насилию:

монополизация насилия;

институционализация насилия;

замена насилия косвенными формами.

Государство должно обеспечивать безопасность своих граждан, поэтому право на насилие локализуется в руках особой группы лиц и осуществляется по установленным правилам. В государстве право насилия оформляется законодательно. Государственное насилие - не форма насилия, а форма ограничения насилия, которая создает предпосылки перехода к ненасильственному общественному устройству.

При изложении третьего вопроса необходимо рассмотреть такую линию поведения перед лицом агрессивной несправедливости, как ненасильственное сопротивление. В основе современных концепций ненасилия лежит убеждение, согласно которому человеческая душа является ареной борьбы добра и зла. На этом и построены принципы ненасильственного поведения:

готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;

критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы провоцировать враждебную позицию;

анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью;

борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;

полная открытость поведения, отсутствие лжи, хитростей и т. п.

Таким образом, по критерию ценности ненасильственное сопротивление выше насильственного сопротивления.

Литература

Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

Этическая мысль. М., 1992.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999

ВОПРОСЫ

¦S Можно ли насилие, само по себе являющееся злом, использовать во благо?

¦S Является ли по отношению к агрессивной несправедливости покорность единственной альтернативой насилию?

¦S Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 14 ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ:

  1. Тема 14 ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ
  2. ТЕМА 2. ДОБРО И ЗЛО. НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ
  3. Я и МЫ (проблема общества)
  4. Литература по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиакультуры, информационной культуры, развития медиакомпетентности, медиаграмотности
  5. § 1. Пограничная безопасность: проблема формирования концептуальных основ
  6. Психологические характеристики сущности политического насилия
  7. ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  8. ПРИРОДА СИМВОЛА. ПРОБЛЕМА ГРАДАЦИИ
  9. МЕДИА И МОЛОДЕЖЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Челышева И.В.
  10. Д. И. Широканов ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСУМА в КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
  11. ГЛАВА 9. НАСИЛИЕ: ТАК ЛИ УЖ БЕЗОБИДНЫ ЭТИ ДРАКИ НА ЭКРАНЕ?