Тема 10. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Отношение к смерти в истории общества
Религиозные учения о потусторонней реальности и жизни после смерти
Современная танатология: естественнонаучные, нравственные и психологические аспекты
При рассмотрении первого вопроса следует подчеркнуть то огромное влияние, которое оказывает отношение к смерти на качество жизни и смысл существования конкретного человека и общества в целом.
В истории человеческой цивилизации существуют разнообразные представления о смерти: мифологические в архаичных обществах, мужественно- оптимистические в антично-римскую эпоху (Аристотель, стоики, Эпикур), трагическо-пессимистические в средневековье (Августин), пантеистические в Новое время (Спиноза, Гете, Гегель), романтические (Шопенгауэр, Ницше) и этические (Л. Н. Толстой) в XIX веке. Отношение к смерти изменяется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей.С древнейших времен существует тесная связь взглядов на смерть с религиозными воззрениями, которая определяется исходным положением любой религии о наличии у человека души, продолжающей жить после смерти тела. Религиозная эсхатология включает описание потусторонней реальности, ее признаков и структуры (царство духов, рай, ад), конца посмертного опыта (Страшный суд), путей и способов перехода в инобытие в момент смерти. В религиях мира существуют серьезные расхождения в понимании методов и сроков подготовки человека к загробной жизни.
Третий вопрос требует анализа различных аспектов танатологической проблематики, получивших освещение в современных философско-этических, научных и религиозных теориях. В экзистенциализме (Ж. П. Сартр, М.
Хайдеггер) акцентируется внимание на чувстве одиночества человека перед лицом смерти, психоанализе (З. Фрейд, Э. Фромм) - на биологическом и социокультурном объяснении инстинкта смерти и его влиянии на поведение и жизнь человека. Сенсационные открытия реаниматологии и психотерапии в XX веке заставляют по-новому взглянуть на границы смерти и ее принципиальные характеристики (Р.
Моуди, К. Осис, Э. Харалдсон и другие), глубинные проявления человеческой психики (С. Гроф, Р. Тарнас и другие). Одним из ярких ответов религии на последние достижениямедицины является работа современного православного богослова С. Роуза, в которой выделяются и обосновываются несоответствия выводов новейших реаниматологических учений с христианской традицией. Успехи реаниматологии поставили ряд серьезных этических (эвтаназия) и психотерапевтических (отношение человека к собственной смерти и смерти близких людей) проблем. Стремление к увековечиванию, преодолению смерти получает воплощение в символических видах бессмертия: биологическом, творческом, теологическом, натуралистическом, чувственном. Всеобщность смерти выступает социально значимым фактором объединения людей, сопричастности их судеб. Объективное изучение феномена смерти - главное средство борьбы со страхом смерти.
Литература
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
Жизнь земная и последующая. М., 1991.
Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991.
Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.
Мень А. Тайна жизни и смерти. М., 1992.
Фролов И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.
ВОПРОСЫ
S Наука утверждает, что человек - единственное существо, которое осознает свою смерть. Как Вы думаете, для чего человеку дана возможность осознания факта смерти?
S Связывается ли у Вас мысль о смерти с желанием как можно больше успеть сделать?
Еще по теме Тема 10. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
- Тема 10. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- ТЕМА 3. ДОЛГ И СОВЕСТЬ
- ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
- § 1. Метафизика веры как духовное познание
- § 1. Вера без онтологии: метафизика веры в русском кантианстве
- Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
- НА ВОДОРАЗДЕЛЕ КУЛЬТУР
- СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
- АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
- ШКОЛА: ДОСУГ ИЛИ ТРУД?
- Глава XIIIО БЕССМЕРТИИ ДУШИ, О ВЕРЕ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ, О СТРАХЕ СМЕРТИ
- РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ НЕВЕРУЮЩАЯ ВЕРА В БЕССМЕРТИЕ
- НЕКРОФИЛИЯ АНТИКУЛЬТУРЫ